№ 2-1404/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 21 июля 2015 года.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2015 года.
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И., при секретаре Сухомлиновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Пшеничникова ФИО6 к администрации Ступинского муниципального района об обеспечении выдачи свидетельства на получение субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском администрации Ступинского муниципального района, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить выдачу ему свидетельства на получение субсидии на основании постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ для приобретения жилого помещения на семью из двух человек (его и его дочь Пшеничникову Л.Л.) за счет средств из федерального бюджета РФ.
Свои требования обосновывает тем, что в 1997 году был уволен из рядов ВС РФ по оргштатным мероприятиям с выслугой полных 11 лет военной службы, и на момент увольнения не был обеспечен жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ он был принят ответчиком на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как военнослужащий, уволенный с военной службы. В 2011 году он не смог реализовать единовременную денежную выплату на семью из 4-х человек для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку его жена и совершеннолетняя дочь отказались от получения ЕДВ. Впоследствии между ним и женой брак был расторгнут, из-за чего постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, но решением суда указанное постановление было отменено. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о включении его в списки военнослужащих на получение субсидии на приобретение и строительство жилья в 2015 году на семью из двух человек, на что ответа не получил, и обратился с настоящим иском в суд.
Определением Ступинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительного комплекса Московской области.
В судебном заседании истец обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, настаивал на их удовлетворении, дополнительно пояснив суду, что в его понимании «обеспечить выдачу» - это обязанность ответчика после направления им заявления вызвать его и передать ему список с перечнем необходимых документов, подлежащих подаче в данной ситуации. Также он полагает, что единовременная денежная выплата и субсидия являются одним и тем же понятием, синонимами. Имеющееся в пользовании у него жилое помещение он сдать не может, поскольку в нем также проживает его бывшая жена, у которой имеются трудовые отношения, как он полагает, с Министерством обороны РФ - она работает в ООО «Славянка».
В судебном заседании представители ответчика иск не признали по доводам, изложенным в письменном виде, дополнительно пояснив следующее. Истец путает понятия и заблуждается, поскольку единовременная денежная выплата и жилищная субсидия - это различные способы реализации права. При этом действующим законодательством в указанных правоотношениях предусмотрено два варианта: предоставление жилого помещения, либо жилищной субсидии. Учитывая, что истец уже однажды отказался от свидетельства на получение субсидии, в отношении него действуют нормы, согласно которым он включается в очередь заново, в соответствии с очередностью по списку, а не вне очереди. Нормы, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, к истцу неприменимы. Также представители заявили, что заключение соглашения о сдаче имеющегося жилья является обязательным при обращении с заявлением.
В судебном заседании представитель третьего лица - Министерства строительного комплекса Московской области возражала против удовлетворения иска, пояснив, что для получения субсидии недостаточно быть военнослужащим. Законом предусмотрен определенный порядок: изначально гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, после чего органами местного самоуправления включен в список по муниципальному образованию, затем этот список с приложением документов, подтверждающих наличие у граждан права направляется в Министерство строительного комплекса Московской области, где, проверив представленные документы, составляется сводный список, после этого, вновь проведя проверку, формируется итоговый список претендентов, и в соответствии с ним выделяются субвенции, после чего выдаются свидетельства. В связи с чем на данной стадии рано говорить о выдаче истцу свидетельства на получение субсидии, и законом не предусмотрена реализация права как «обеспечение выдачи свидетельства».
Заявленные к участию третьи лица Пшеничникова Л.Л. и Пшеничников В.Л. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав мнение сторон; обозрев материалы гражданских дел № и №; исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, пришел к следующему выводу.
В силу ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как установлено судом и следует из материалов учетного дела (л.д.№), постановлением главы Ступинского района от ДД.ММ.ГГГГ № №-п Пшеничников Л.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный из Вооруженных сил РФ по организационно-штатным мероприятиям и прослуживший в рядах Вооруженных Сил РФ более 10 лет, в составе семьи из 4-х человек (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ Пшеничников Л.А. получил свидетельство № на получение единовременной выплаты в сумме <данные изъяты> для приобретения жилого помещения из расчета стоимости № кв.м. на четырех человек.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ члены семьи Пшеничникова Л.А. - Пшеничникова В.Л., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего на тот момент Пшеничникова В.Л., и Пшеничникова Л.Л. направили в администрацию заявления об отказе от единовременной выплаты в связи с нежеланием менять место жительства (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ брак между Пшеничниковым Л.А. и Пшеничниковой В.Л. был расторгнут (л.д.№), в связи с чем постановлением администрации Ступинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-п Пшеничников Л.А. в составе семьи из четырех человек был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в связи с изменением семейного положения (л.д.№).
Решением Ступинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № требования Пшеничникова Л.А. о признании незаконным постановления администрации Ступинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-п, признании за ним права на получение единовременной денежной суммы, обязании выдать свидетельство на получение единовременной денежной выплаты отставлены без удовлетворения (л.д.№).
Постановлением администрации Ступинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №-п от ДД.ММ.ГГГГ Пшеничников Л.А. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.№).
Решением Ступинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № требования Пшеничникова Л.А. признании незаконным постановления № №-п от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены; требования в части обязания администрации выдать свидетельство на получение субсидии за счет средств Федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения (л.д.№).
В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014г. № 76 определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам РФ, а также гражданам РФ, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 510 от 21.07.2014 г. утвержден порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения для приобретения ил строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ право на предоставление жилищной субсидии предоставляется: военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из толкования приведенных выше норм действующего законодательства, жилищная субсидия в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ предоставляется только военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения в с военной службы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В данном случае истец принят на учет органами местного самоуправления, в соответствии с требованиями п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы и службы в органах внутренних дел в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв.Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054; и у органов местного самоуправления Ступинского муниципального района отсутствуют полномочия по обеспечению граждан, в частности Пшеничникова Л.А., в соответствии с порядке, установленном Федеральным законом № 76-ФЗ.
В силу ч.2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Положениями п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для их осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 ст. 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: передача жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3)предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу ст.5 Закона Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011-03 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной выплаты. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
В силу п.10 ст.3 Закона Московской области порядок предоставления гражданам и совместно проживающим членам семьи жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом определяется Правительством Московской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Порядок расчета единовременной денежной выплаты определен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011г. № 303.
Согласно абз.6 п.2.1. ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ при предоставлении в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ указанным гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 ст. 15.1. Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, предоставление жилищной субсидии и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются двумя совершенно разными способами жилищного обеспечения и ориентированы на разные категории граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства.
Таким образом, с учетом положений Федерального закона № 76-ФЗ применение Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим -гражданам РФ и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ № 76 от 03.02.2014, недопустимо для расчета размера единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч.1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 405-ФЗ лица, указанные в абз.3-12 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абз.3-12 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Кроме того, имеется еще одно основание, в соответствии с которым суд не может признать обоснованными требования истца.
Как следует из материалов дела, истец совместно с членами семьи зарегистрирован и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое постановлением главы Ступинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ имеет статус «служебное» (л.д.№).
В силу п.5 и п.6 Федерального закона № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2011г. № 528/21 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений (Порядок).
В соответствии с п. 3, 5, 6 Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году в виде субвенции из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образования Московской области (п. 3). Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется в хронологической последовательности, в которой они включены в Сводный список граждан, установленных ст. 2 Закона Московской области N 34/2011-03 по Московской области (п. 5). Право гражданина на обеспечение его жилым помещением удостоверяется именным документом - свидетельством на приобретение (строительство) жилого помещения по форме, которое не является ценной бумагой (п. 6).
Согласно п. 10, 11, 15 Порядка формирование Сводного списка осуществляется Министерством строительного комплекса Московской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании списков граждан, представленных уполномоченными органами в Министерство. На основании Сводного списка и с учетом объема субвенции на соответствующий финансовый год Министерство формирует Список претендентов на обеспечение их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ и совместно проживающих членов их семей по Московской области. Список претендентов утверждается распоряжением Министерства. Уполномоченный орган в пределах выделенной субвенции в течение 10 рабочих дней после поступления субвенции в местный бюджет уведомляет граждан о необходимости получения Свидетельства и оформляет свидетельство.
В соответствии с пунктом 19 Порядка граждане, отказавшиеся от получения Свидетельства на основании письменного заявления, а также граждане, не представившие заявление о выдаче Свидетельства в течение 1 месяца со дня получения уведомления, указанного в пункте 15 настоящего Порядка, исключаются из Списка претендентов. Вместо них с соблюдением положений настоящего Порядка в Список претендентов включаются другие граждане, находящиеся в Сводном списке.
В силу пункта 58 Порядка повторная выдача Свидетельств гражданам, отказавшимся от получения Свидетельства, отказавшимся от заключения договора социального найма или от заключения договора мены жилого помещения, не представившим документы, необходимые для заключения договора социального найма или заключения договора мены жилого помещения, в течение месяца со дня получения уведомления, указанного в подпункте 2 пункта 28 настоящего Порядка, не реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субвенции, удостоверяемой Свидетельством, в установленные сроки его действия, осуществляется после реализации права на получение Свидетельств гражданами, состоящими в Сводном списке (в редакции, действовавшей до 22.01.2015г.)
Как заявил в судебном заседании представитель ответчика, Пшеничников Л.А. не представил в администрацию Ступинского муниципального района необходимый перечень документов для включения его в список претендентов, что при указанных обстоятельствах препятствует рассмотрению вопроса о включении в список граждан, изъявивших желание об обеспечении его жилыми помещениями в соответствии с ФЗ № 342-ФЗ.
Данное обстоятельство подтверждено истцом в судебном заседании, который заявил, что, по его мнению, после получения от него заявления о выдаче ему свидетельства, его должны были вызвать в администрацию и сообщить о перечне документов, необходимых в обоснование поданного им заявления, однако с указанной позицией суд согласится не может, как противоречащей Порядку предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (п.п. 8, 17, 32).
В этой связи исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Пшеничникова ФИО7 к администрации Ступинского муниципального района об обеспечении выдачи свидетельства на получение субсидии, на основании постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, для приобретения жилого помещения на семью из двух человек за счет средств федерального бюджета Российской Федерации - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении месяца.
Федеральный судья: Ильина О.И.