Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 18 августа 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО12, с участием истца ФИО8 Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО5 к администрации МО «село ФИО4 о признании незаконными действия об отказе в восстановлении ее в список лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и обязании восстановлении ее в списках учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО8 Д.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО «село ФИО4» о признании незаконными действия об отказе в восстановлении ее в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и обязания восстановить ее в списках учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а также обязания администрации МО «село ФИО4» включить в список лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования ФИО8 Д.Н. мотивированы тем, что она является вдовой участника боевых действий в Республике ФИО2 Темиреевича.
ДД.ММ.ГГГГ ее муж ФИО3 обратился в администрацию с.Н.ФИО4 с заявлением о включении его в список лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
После указанного заявления администрацией с.Н.ФИО4 <адрес> РД была проведена проверка жилищных условий, о чем составлен акт от 18.01.1995г. Согласно постановлению Главы администрации с.ФИО4 <адрес> РД от 30.01.1995г. №, ФИО3, участник боевых действий в Республике ФИО20, проживающий по найму у гражданки ФИО8 Бактай был включен в список очередников.
19.08.2007г. муж истицы умер. После обращения истца 04.04.2008г. в администрацию ФИО10 <адрес> РД ей было выдано удостоверение, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Тогда и выяснилось, что ее мужа, хотя все необходимые документы имелись, по вине работников администрации села Н.ФИО4 не оказалось в льготных списках воинов-афганцев по ФИО10 <адрес> РД.
19.05.2008г. она как вдова афганца, участника боевых действий в Республике ФИО20 обратилась с заявлением к Главе администрации МО "село ФИО4" о включении в список льготников вместо умершего мужа. После указанного заявления администрацией МО "село ФИО4" ФИО10 <адрес> РД и проверки жилищных условий был составлен акт от 21.05.2008г. и издано постановление № от 24.05.2008г. о постановке на учет по улучшению жилищных условий ФИО5, имеющей 2-х несовершеннолетних членов семьи, вместо умершего в 2007г. ФИО3, дата первоначальной постановки на учет мужа - 30.01.1995г. Она периодически интересовалась в администрации МО "село ФИО4" ФИО10 <адрес> РД о том, когда ее обеспечат жильем. В связи с тем, что на ее устные обращения отвечали, что известят о дате обеспечения письменным заявлением, она обратилась в администрацию села с письменным заявлением. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ главы МО «село ФИО4» ФИО10 <адрес> РД, из которого следовало, что в конце 2004- начале 2005года при переезде администрации села в новое здание, работниками администрации были утеряны журналы регистрации заявлений, списки льготников, вставших на учет по улучшению жилищных условий вместе с другими архивными документами.
В судебном заседании ФИО8 Д.Н. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить требования по основаниям указанным в иске.
В судебном заседании представитель администрации МО «село ФИО4», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Третьи лица: администрация МР «<адрес>», Министерство труда и социального развития РД, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей на судебное заседание не направили, возражения на иск не представили. В телефонограмме представитель Минтруда РД сообщил секретарю суда о том, что поскольку они выступают в деле в качестве третьих лиц, их участие в суде они считают необязательным.
С учетом имеющихся в материалах дела сведений об извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. ст. 113 - 116 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав пояснения истца, объяснения свидетеля по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В ст. 23.2 названного Закона указано, что ФИО7 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" (далее - Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №) определено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Названным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Этим же постановлением Правительства РД утвержден Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам (далее - Порядок).
Так, согласно п.2 Порядка, администрации муниципальных районов и городских округов в двухнедельный срок со дня принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с государственными казенными учреждениями Республики Дагестан - управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах (далее - управления социальной защиты населения), а также ежегодно, до 1 февраля, - уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.В силу п. 3 Порядка, списки нуждающихся в улучшении жилищных условий представляются администрациями муниципальных районов и городских округов в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан раздельно в отношении, в том числе, инвалидов боевых действий в ФИО20, ветеранов боевых действий в ФИО20, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий в ФИО20 и ветеранов боевых действий в ФИО20, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (пп. «в»).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО8 Д.Н. является вдовой участника боевых действий в Республике ФИО6 Темиреевича.
Из приобщенного к материалам дела заявления ФИО8 З.Т. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний обратился с письменным заявлением на имя главы администрации с.Н.ФИО4 о принятии его на учет для улучшения жилищных условий, которым на заявлении проставлена резолюция: «Абуллаевой».
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации с.Н.ФИО4 в составе: главы администрации ФИО13, секретаря админстрации ФИО14 и и делопроизводителя ФИО15 с выездом по месту проживания ФИО8 З.Т. произвела проверку условий, в ходе которого установила, что ФИО8 З.Т. занимает 3 комнаты площадью 76 кв.м в домовладении, принадлежащем ФИО8 Б.Т., в котором проживает вместе с супругой и двумя малолетними детьми.
Постановлением главы администрации с.ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 З.Т. поставлен на учет по улучшению жилищных условий как участник боевых действий в Демократической Республике ФИО20.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ после смерти супруга ФИО8 Д.Н. обратилась в администрацию МО «село ФИО4» с письменным заявлением на имя главы администрации с.Н.ФИО4 о принятии ее на учет для улучшения жилищных условий вместо умершего мужа.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации с.Н.ФИО4 в составе: председателя ФИО17 и членов комиссии ФИО16 и ФИО15 с выездом по месту проживания истца произвела проверку условий, в ходе которого установила, что ФИО8 Д.Н. занимает 3 комнаты площадью 76 кв.м в домовладении, принадлежащем ФИО8 Б.Т., в котором проживает вместе с двумя детьми.
Постановлением главы администрации с.ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 Д.Н. как вдова ветерана боевых действий, включена в список очередников, вместо умершего в 2007 году мужа ФИО8 З.Т. с указанием на дату постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением социальной защиты населения в МО «<адрес>» ФИО8 Д.Н. выдано удостоверение от 04.04.2008г. № в подтверждение прав на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
Из приложенной к иску справки БМО Управления Росреестра по РД от ДД.ММ.ГГГГ следует отсутствие зарегистрированного за ФИО8 Д.Н. права на объекты недвижимости.
Таким образом, из представленных истцом документов достоверно следует, что ФИО8 З.М. был поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий лица до 01.01.2005г., а после его смерти его супруга - ФИО8 Д.Н. в качестве его вдовы.
Из объяснений ФИО8 Д. следует, что из-за длительного отсутствия информации она неоднократно обращалась в администрацию МО «с.ФИО4», где ей сообщили, что ее поставят в известность, как только поступят средства, в последующем она письменно обратилась в администрацию МО «с.ФИО4» и администрацию МР «<адрес> о причинах ее отсутствия в списках очередников по улучшению жилищных условий.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация села МО «с.ФИО4» сообщила о том, что при переезде администрации села в новое здание в конце 2004 г. в начале 2005 г. списки льготников инвалидов, вставших на учет по улучшению жилищных условий вместе с другими архивными документами утеряны, для включения ее в списки льготников на улучшение жилищных условий ей было рекомендовано обратиться в суд.
Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель ФИО17 пояснил, что с 2005 году работал главой администрации МО «с.ФИО4» ФИО10 <адрес> РД. ФИО8 Д.Н. обращалась в администрацию села Н.ФИО4 с заявлением о постановке ее на учет для улучшениях жилищных условий после смерти своего супруга ФИО8 З.Т., который являлся участником боевых действий в ФИО20. Действительно, при переезде в 2004-2005 гг. в новое здание администрации были утеряны жилищные дела многих сельчан, в том числе и истца. ФИО8 Д. ставили в очередь на основании сохранившихся у нее документов в период, когда главой села работал он и после соответствующей проверки жилищных условий.
Сомнений в том, что ФИО8 З.Т. состоял в списках администрации МО «с.Н.ФИО4» лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а после его смерти - его супруга ФИО8 Д.Н., у суда не имеется и подтверждается представленными истцом доказательствами, в том числе, приведенными выше ненормативными актами органа местного самоуправления сельского поселения Н.ФИО4.
Таким образом, факт постановки супруга истца, а затем после его смерти истца на жилищный учет до 01.01.2005г., а также нуждаемость истца в улучшении жилищных условий в суде, бесспорно установлено, а утеря работниками администрации села документов не может служить основанием для исключения, либо не включения в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ФИО8 Д.Н., являющейся вдовой участника боевых действий. Реализация жилищных прав истца не может быть поставлена в зависимость от утраты или ненадлежащего оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Согласно п.2 Порядка в полномочия Администрации муниципальных районов и городских округов входит ежегодно, до 1 февраля, представлять в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке.
Из представленных администрацией МР «<адрес>» уточненных списков и учетных дел ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрации муниципального образования до ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 Д.Н. в данных списках не значится.
Вместе с тем администрация МР «<адрес>» представила суду уточненный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрации муниципального образования «село Н.ФИО4» до ДД.ММ.ГГГГг., утвержденного главой МО «с.Н.ФИО4» ФИО18 от 22.12.2021г., в котором ФИО8 Д.Н. значится под порядковым номером 3.
Причины, по которым, ФИО8 Д. не включена в уточненный районом список, представитель Администрации МР «<адрес>» ФИО19, принимавшая участие при проведении по делу подготовки к судебному разбирательству, объяснить не смогла.
Между тем из представленных истцом суду документов, в том числе актов проверки жилищных условий, справок ГБУ РД «Дагтехкадастр», выписок из ЕГРН, справок с места жительства, о составе семьи и т.д. видно, что истица периодически обновляла документы касающихся вопроса постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые представляла в орган местного самоуправления Н.ФИО4.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В этой связи суд находит обоснованными требования истца о восстановлении ее в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обратное в материалы дела не представлено.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор, суд с учетом руководящих разъяснений в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (абз.5 п.1), исходит из того, что настоящий спор ведет к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, потому подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ, т.к. исковые требования предъявлены в связи с реализацией предполагаемого права на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета, как вдовы (члена семьи) ветерана боевых действий.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО8 Д.Н. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО5 к администрации МО «с.Н.ФИО4» ФИО10 <адрес> РД удовлетворить.
Признать действия администрации МО «село ФИО4» ФИО10 <адрес> РД, выразившиеся в отказе восстановить ФИО5 в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета незаконными, обязав администрацию МО «село ФИО4» ФИО10 <адрес> РД восстановить ФИО5 в списках лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.С. Галимова