Дело № КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2023 года <адрес>
Пермский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Аслановой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика – ФИО7,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ООО «Трансмехсервис» (ОГРН 1175958000723) о возложении обязанности устранить нарушения требований в области гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Трансмехсервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований в области гражданской обороны в защитном сооружении.
В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений (л.д. 168-169), указано, что прокуратурой <адрес> в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 Аллахверди оглы законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны (далее – ЗС ГО). В ходе проверки исследован объект – защитное сооружение гражданской обороны №, по данным МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» инвентарный номер <данные изъяты>, тип – убежище, класс А-II, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, собственником которого в настоящее время является ответчик ООО «Трансмехсервис» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Нежилые помещения, расположенные на 1-ом этаже вышеуказанного объекта, являются убежищем и включены в перечень защитных сооружений ГО <адрес> (паспорт объекта №). В ходе осмотра объекта 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> (далее – Отдел) ДД.ММ.ГГГГ установлено, что объект гражданской обороны не списан, не утратил статуса ЗС ГО; выявлены следующие нарушения требований в области гражданской обороны:
В нарушение п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, маршруты движения к ЗС ГО не обозначены;
В нарушение п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обозначения ЗС ГО путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в ЗС ГО отсутствуют (не указаны инвентарный номер сооружения, принадлежность, адрес, должность и фамилии ответственных лиц за места хранения ключей).
В нарушение п. 6.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях не указан порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней сторон.
В нарушение п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п.п. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, допущено загромождение пути движения (эвакуации) в защитное сооружение ГО деревянными поддонами, мусором.
В нарушение п.п. 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов не организовано.
В нарушение п. 3.2.1, 4.1.3, ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны притвор защитно-герметических дверей не обеспечивает герметичность (уплотнительная резина отсутствует).
В нарушение п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в защитном сооружении ГО отсутствует следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и эксплуатации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, правила проведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых их очага поражения, список телефонов.
Ответчиком не приняты меры по проведению ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, что может привести к необратимым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, военных действий и создает опасность жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В связи с чем, истец просит возложить на ответчика обязанность в течение № месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований в области гражданской обороны в защитном сооружении по адресу: <адрес>
Определением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ООО «Трансмехсервис» (ОГРН 1175958000723) о возложении обязанности устранить нарушения требований в области гражданской обороны передано по подсудности в Пермский районный суд <адрес> (л.д. 178-179).
Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Трансмехсервис» ФИО7, действующий на основании доверенности (л.д. 201), с заявленными требованиями не согласился. Пояснял, что в настоящее время Обществом планируется подготовка технического заключения о состоянии объекта для подачи документов для снятия объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны, в связи с чем обязывать ответчика приводить объект в соответствие нецелесообразно.
Представитель третьего лица Главное управление МЧС России по <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д. 202), заявленные требования поддержал.
Третье лицо МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом, своего представителя не направило.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок), к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища, которые представляют собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 10 Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
МЧС России в силу п. 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила №).
Организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил №).
Объект недвижимости в виде заглубленного склада, расположенный по адресу: <адрес>, является убежищем, введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Согласно паспорту убежища №, назначение убежища по проекту: заглубленный склад инвентаря и оборудования, является отдельно стоящим зданием вместимостью – № чел., площадь № кв.м., общий объем - № куб.м., есть системы энергоснабжения, водоснабжения, вентиляции (л.д. 32-35, 36-37, 80-85, 145-148).
В инвентаризационной карточке ЗС ГО (убежища) № от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что ЗС ГО находится по адресу: <адрес>, находится на балансе у ФИО1 (частная собственность), ОСУ-отдельно стоящее, класс А-II, шифр проекта - Ш, Ш1, общей площадью № куб.м., введено в эксплуатацию в № года, требует капитального ремонта (л.д. 38-43, 149-154).
В материалы дела также представлена учетная карточка ЗС ГО (убежища, противорадиационного укрытия) №, согласно которой до сих эксплуатирующей организацией является ЧП «Логич», объект требует капитального ремонта (л.д. 23-26).
Объект состоит на учете как защитное сооружение гражданской обороны в МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», ГУ МЧС России по <адрес>. Форма собственности – частная (ответы на запросы суда ГУ МЧС России по <адрес>, МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», л.д. 124).
Указанный объект входил в состав имущественного комплекса государственного предприятия «Бахаревский элеватор», которое было приватизировано акционерным обществом открытого типа «Комбикорма Прикамья» (далее – ОАО «Комбикорма Прикамья», ОАО, Общество). Данный объект недвижимости передан в порядке приватизации ОАО (п. 28 перечня объектов - приложение № к плану приватизации (л.д. 101 оборот-111)).
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Комбикорма Прикамья» признано несостоятельным (банкротом) (л.д.100). В рамках реализации имущества Общества ИП ФИО5 приобретено среди прочего здание заглубленного склада (<данные изъяты> Ш1), расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 89-91, 98).
В последующем, в установленном законом порядке ФИО5 зарегистрировано право собственности на объект (л.д.18). Им же ДД.ММ.ГГГГ указанный объект продан ФИО1 (л.д. 89-90), а последним ДД.ММ.ГГГГ – ООО «Трансмехсервис» (л.д. 131-132, 133). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект зарегистрирован за ответчиком.
В отношении объекта недвижимости как ЗС ГО неоднократно проводились проверки, по итогам которых комиссиями был сделан вывод о неготовности ЗС ГО к приему укрываемых, необходимости проведения капитального ремонта (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в 2018 году, ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 12-13, 27-29, 30-31, 162-163, 164-165).
<адрес> на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по указанному объекту недвижимости в части соблюдения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о ЗС ГО (л.д. 10). В ходе проведения проверки были установлены нарушения в части несоблюдения Правил №, устанавливающих требования к защитному сооружению гражданской обороны (л.д. 44-49).
Из указанных обстоятельств следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус защитного сооружения гражданской обороны. Объект вводился в эксплуатацию в № года в данном статусе, который до настоящего времени не изменился. Собственником объекта является ООО «Трансмехсервис». Отсутствие в распоряжении ООО «Трансмехсервис» с момента приобретения помещения документов, подтверждающих отнесение объекта к защитным сооружениям, которые ему правопредшественником не передавались, не отменяет статус спорного сооружения в качестве убежища и учет его в составе защитных сооружений гражданской обороны на территории <адрес>. При этом судом учтено, что ответчик при заключении договора купли-продажи в августе № был проинформирован о наличии судебного спора, связанного с устранением нарушений о гражданской обороне в защитном сооружении (п. 1.4 договора). К моменту рассмотрения настоящего дела выявленные проверкой нарушения ответчиком ООО «Трансмехсервис» не устранены. Ответчиком не оспаривается перечень выявленных нарушений.
Здание входило в имущественный комплекс государственного предприятия, которое было приватизировано в 1994 году, порядок приватизации никем оспорен не был, доказательств обратного суду не представлено. В последующем объект на основании неоднократных гражданско-правовых сделок передавался в частную собственность, в связи с чем суд полагает, что именно действительный собственник объекта должен привести его в нормативное состояние. Начиная с 2005 года, объект неоднократно проверялся на предмет соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, проверкой устанавливалась необходимость проведения капитального ремонта, об этом же указано и в инвентаризационных карточках. Вместе с тем, ни одним из собственников за столь длительный промежуток времени не предпринималось действий, связанных с приведением здания в нормативное состояние, либо со снятием объекта с учета в качестве ЗС ГО.
Ссылка стороны ответчика на то, что им планируется подготовить техническое заключение о состоянии защитного сооружения с обоснованием экономической нецелесообразности приведения его в соответствие, а затем направить пакет документов для снятия объекта с учета не принимается судом. Намерение заключить договор об оказании услуг по составлению технического заключения нечем не подкреплено. Для решения вопроса о снятии объекта с учета по ходатайству стороны ответчика предоставлялось время, вместе с тем, до момента рассмотрения дела доказательства предпринятых действий, направленных на нормативное восстановление объекта как защитного сооружения или на снятие объекта с учета, не представлены. Напротив, в ответах на запрос суда ГУ МЧС России по <адрес>, МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» указано, что ответчик с соответствующим заявлением о снятии объекта с учета не обращался.
Вместе с тем, суд полагает, что при утрате объектом статуса защитного сооружения гражданской обороны ответчик не лишен возможности разрешить вопрос о прекращении исполнительного производства в порядке, установленном ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исследовав в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что помещение ЗС ГО не соответствуют предъявляемым к нему требованиям и не готово к его использованию, а необеспечение надлежащего состояния постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны к переводу в режим защитных сооружений и необходимых условий для безопасности пребывания укрываемых в нем лиц, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения.
Поскольку спорное имущество находится в собственности ООО «Трансмехсервис», доказательств иного в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено, суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне, а также обязанность по устранению выявленных государственным органом нарушений и бремя по поддержанию его состояния в соответствии с требованиями законодательства о гражданской обороне.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законность и обоснованности исковых требований.
Оснований для назначения по делу судебной экспертизы в порядке ст. 79 ГПК РФ суд не усмотрел, поскольку для рассмотрения настоящего спора не требуется каких-либо специальных познаний.
Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд с учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает необходимым предоставить ООО «Трансмехсервис» срок исполнения требований - до 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ООО «Трансмехсервис» (ОГРН 1175958000723) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в области гражданской обороны в защитном сооружении – удовлетворить.
Обязать ООО «Трансмехсервис» в срок до № месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в законную силу устранить нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения (инв. № (№)), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, а именно:
- обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,
- обозначить защитное сооружение гражданской обороны путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны (указать инвентарный номер сооружения, принадлежность, адрес, должность и фамилию ответственных лиц за места хранения ключей) в соответствии п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,
- указать на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней сторон, в соответствии с 6.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,
- убрать загромождение пути движения (эвакуации) в защитное сооружение гражданской обороны деревянными поддонами, мусором в соответствии с п. 3.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. б п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №,
- выполнить мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений защитного сооружения гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов в соответствии с п.п. 1.8, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,
- обеспечить герметичность притвора защитно-герметических дверей путем установления уплотнительной резины в соответствии с п. 3.2.1, 4.1.3, ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №,
- привести в соответствие документацию: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и эксплуатации помещений, журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкцию по обслуживанию ДЭС, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схему эвакуации укрываемых их очага поражения, список телефонов в соответствии с п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья Ю.А. Асланова
Справка
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2023 года
Судья/подпись/
Копия верна.
Судья Ю.А. Асланова
Подлинник решения подшит
в материалы гражданского дела №
Пермского районного суда Пермского края
УИД №