УИД № 41RS0003-01-2024-000243-60
Дело № 2-279/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Вилючинск 29 мая 2024 года
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Ищенко А.В.,
при секретаре судебного заседания Мясищевой Е.Э.,
с участием представителя истца –
старшего помощника прокурора ЗАТО Вилючинск Калинина И.А.,
действующего по доверенности от 27 мая 2024 года,
представителя ответчика – АО «Северо-Восточный ремонтный центр» - ФИО8,
действующей по доверенности от 25 декабря 2023 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камчатского транспортного прокурора, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Северо-Восточный ремонтный центр» о возложении обязанности по проведению технического освидетельствования стоечного судна ПД-90,
установил:
Камчатский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Северо-Восточный ремонтный центр» (далее АО «СВРЦ», ответчик) о возложении обязанности по проведению технического освидетельствования стоечного судна ПД-90 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «СВРЦ» законодательства о безопасности движения и эксплуатации объектов водного транспорта, в ходе которой выявлены нарушения. В процессе ведения хозяйственной деятельности ответчик эксплуатирует стоечное судно ПД-90, тип судна – несамоходный плавдок, регистрационный №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, длина 138,24 м, ширина 50 м, размещен в бухте Крашенинникова Авачинской губы Камчатского края. Судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Петропавловск-Камчатский и используется обществом для оказания услуг судовладельцам по выполнению докового ремонта морских судов на основании заключаемых договоров. В 2022-2023 годах общество осуществляло доковый ремонт 32 судов. Проверкой установлено, что стоечное судно ПД-90 эксплуатируется обществом с нарушением требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же в отсутствие освидетельствования Органа классификации судов. Согласно информации ФАУ «РМРС» от ДД.ММ.ГГГГ, стоечное судно ПД-90 на учете не состояло, действующих документов, подтверждающих прохождение освидетельствования, не имеет. Эксплуатация стоечного судна, в нарушение требований действующего законодательства, подтверждается собранными в ходе проверки документами. В целях устранения выявленных нарушений Камчатским транспортным прокурором в адрес генерального директора АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (управляющая организация АО «СВРЦ») ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. Вместе с тем, действенных мер по освидетельствованию судна ПД-90 Обществом не принято. Эксплуатация стоечного судна в отсутствие документов, подтверждающих проведение его технического освидетельствования, создает угрозу возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций на плавучем объекте, представляя безусловную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В связи с изложенным прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным исковым заявлением.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении. При этом уточнил срок до которого просит возложить обязанности по проведению технического освидетельствования стоечного судна ПД-90, полагая, что его необходимо установить до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно такой промежуток времени, по мнению Камчатского транспортного прокурора, достаточен для проведения необходимых работ.
Представитель ответчика ФИО8, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, признавая заявленные исковые требования законными, вместе с тем не согласилась с требуемым прокурором сроком их выполнения ответчиком, который является неисполнимым по объективным обстоятельствам. Просила суд установить этот срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поддержала письменные возражения на иск, с учетом дополнительных письменных пояснений, из которых следует, что АО «СВРЦ» является единственным на Северо-Востоке Российской Федерации предприятием судоремонта, обеспечивающим выполнение программы государственного оборонного заказа и поддержание обороноспособности Военно-морского флота России в Тихоокеанском регионе, что играет особую роль в текущих геополитических условиях. С 2023 года АО «СВРЦ» включено в Перечень отдельных организаций оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов, утверждаемый Минпромторгом России по согласованию с Минобороны России, Госкорпорацией «Росатом» и Госкорпорацией «Роскосмос». Распоряжением Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ №-Р акционерное общество «Северо-Восточный ремонтный центр» включено в перечень системообразующих предприятий и организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на экономику, занятость населения и социальную стабильность в Камчатском крае. Загрузка производственных мощностей АО «СВРЦ» на 99% обеспечена выполнением работ в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам, заключенным с Минобороны России и Госкорпорацией «Росатом». Согласно паспорту судна большой плавучий док ПД-90, зав. 01345, построен в 1996 году в <адрес>, респ. Украина, на Херсонском государственном заводе «Паллада» - по заказу и для нужд Минобороны России. На основании директив и приказов ВМФ России в апреле 2002 года ПД-90 зачислен в состав Черноморского флота; в августе 2002 года командиром в/ч 60233 (<адрес>) оформлено удостоверение на годность ПД-90 к плаванию и использованию по назначению; в период с августа по декабрь 2002 года осуществлен перегон ПД-90 Южным морским путём, в пункт постоянного базирования (<адрес>, ЗАТО город Вилючинск, бухта Сельдевая Авачинской губы Тихого океана), с последующим зачислением судна в состав Тихоокеанского флота; в 2003 году ПД-90 передан на баланс ФГУП «СВРЦ» МО РФ. В период до 2008 года ПД-90 находился под надзором Инспекции безопасности мореплавания МО РФ; требования Правил на него не распространялись. В 2008 году ФГУП «СВРЦ» МО РФ преобразовано путем приватизации в открытое акционерное общество «Северо-Восточный ремонтный центр» (в настоящее время - АО «СВРЦ») на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р. ПД-90 вошел в состав имущественного комплекса вновь образуемого юридического лица. В период с декабря 2023 года по январь 2024 года Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «СВРЦ» законодательства о безопасной эксплуатации объектов морского транспорта, в том числе ПД-90. В результате выявленного в ходе проверки нарушения Обществом требований технического регламента, Камчатской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, рассмотренное Арбитражным судом Камчатского края с вынесением решения от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «СВРЦ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (дело № А24-97/2024). Кроме того, Камчатской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, рассмотренное комиссией АО «СВРЦ» с участием представителя надзорного органа. По результатам совещания комиссией вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Обществу надлежит скорректировать разработанный в Обществе «План подготовительной работы по приему на класс РМРС плавучего дока ПД-90», составленный на основе выданных собственником Общества (АО «ДЦСС») рекомендаций, с учетом предложений и замечаний, высказанных в ходе совещания. Скорректированный план утвердить не позднее ДД.ММ.ГГГГ; принимать исчерпывающие меры, направленные на безусловную реализацию указанного плана, в соответствии с установленными сроками; по итогам технического освидетельствования ПД-90 инспектором РМРС, определения объема работ и оформления дорожной карты информировать Камчатскую транспортную прокуратуру о полученных результатах и сроках приема ПД-90 на класс. Решение и скорректированный «План подготовительной работы по освидетельствованию РМРС плавучего дока ПД-90» от ДД.ММ.ГГГГ направлены Обществом в адрес Камчатской транспортной прокуратуры. Во исполнение Решения и Плана, Обществом в адрес ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РМРС) направлен запрос о возможности приема на класс Регистра плавучего дока ПД-90. После ответа РМРС о необходимости выполнения оценки соответствия плавдока применимым требованиям Правил для рассмотрения возможности и условий приема на класс Регистра, АО «СВРЦ», руководствуясь полученными указаниями запросило в подразделении Регистра в Камчатском крае расчет стоимости услуг по проведению оценки соответствия судна; определило источники финансирования, необходимые для оплаты услуг РМРС и выполнения работ, необходимых к выполнению для прохождения освидетельствования; осуществило закупочные процедуры, необходимые для заключения договора в соответствии с действующим в АО «СВРЦ» Положением о закупке товаров, работ, услуг». Исходя из фактических обстоятельств дела, окончательный объем работ, который надлежит исполнить Ответчику для освидетельствования ПД-90, в настоящий момент еще не определен и не может быть установлен до оформления Журнала и «дорожной карты». Удовлетворение исковых требований в заявленном объеме («в срок до ДД.ММ.ГГГГ года») может повлечь нарушение одного из базовых принципов судебного акта - его исполнимость (л.д.137-141).
В дополнительных пояснениях к возражениям на иск ответчиком указанно следующее:
1. В рамках исполнения договоров № и № от ДД.ММ.ГГГГ ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РМРС) проведена оценка соответствия судна Правилам PC, в частности в адрес АО «СВРЦ» направлены:
отчет об экспертизе судна;
перечень несоответствий, подлежащих устранению для приведения судна в соответствие с требованиями Правил классификации и постройки Российского морского регистра судоходства.
По результатам анализа представленных документов, АО «СВРЦ» в адрес главного управления РМРС направлено письмо о согласии с выявленными несоответствиями и запросом о проведении первоначального освидетельствования ПД-90 (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №-ССО/3233). Главное управление РМРС подтвердило свою готовность на проведение работ, связанных с присвоением ПД-90 класса, а также указал на необходимость проведения процедуры рассмотрения технической документации ПД-90.
В настоящее время ведется подготовка закупочной процедуры на заключение договора по оказанию услуг по проведению первоначального освидетельствования. По результатам первоначального освидетельствования будет оформлен «Журнал технического наблюдения при освидетельствовании судна в ремонте».
2. На основании выявленных РМРС несоответствий ПД-90, подлежащих устранению, а также по аналогии с перечнем объектов освидетельствования, указанных в Журнале технического наблюдения при освидетельствовании судна в ремонте ПД-77 составлена предварительная дорожная карта освидетельствования ПД-90.
Ориентировочный срок освидетельствования ПД-90 составляет ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок обусловлен тем, что освидетельствование требует проведения большого объема ремонтных работ, выполнение которых возможно только поэтапно, а также в связи со следующим:
Планирование работ по освидетельствованию ПД-90 возможно только с учетом производственной загрузки в рамках исполнения гособоронзаказа.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96, Распоряжением Правительства РФ от 23.07.2022 № 2020-р, АО «СВРЦ» включено в перечень стратегических предприятий, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, и входит в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Также АО «СВРЦ» Постановлением Правительства назначено единственным поставщиком услуг по гособоронзаказу, что ведет к невозможности Общества отказаться от выполнения ремонта кораблей и судов Минобороны России.
График использования производственных мощностей АО «СВРЦ» составляется исходя из максимума технических возможностей Общества и постоянно дополняется в соответствии с текущими задачами и нуждами Минобороны России.
Соответственно, выполнение мероприятий по освидетельствованию ПД-90 возможно только в объеме, не влияющем на исполнение Обществом обязанностей по ремонту кораблей и судов Минобороны России, то есть с учетом производственной загрузки.
Сроки освидетельствования ПД-90 находятся в прямой зависимости от законодательно установленного процента прибыли по гособоронзаказу.
АО «СВРЦ» в связи с выполнением публично-значимых функций по поддержанию обороноспособности Тихоокеанского флота ограничено в осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности законодательством в сфере регулирования исполнения гособоронзаказа.
Так, предельный процент прибыли организации, исполняющей гособоронзаказ, ограничен нормами законодательства и фактически для АО «СВРЦ» составляет не более 15 %.
Учитывая сокращение лимитов финансирования работ по госконтрактам во исполнение гособоронзаказа, плановая прибыль Общества кратно меньше, чем сумма, необходимая для постановки на класс ПД-90. В то же время отнесение затрат на выполнение работ по гособоронзаказу приведет к несоразмерному увеличению стоимости нормачаса для госзаказчика.
По предварительным подсчетам стоимость работ по ремонту ПД-90 с предъявлением специалистам РМРС составит 585 416 333,16 руб.
Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12,2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» все расчеты с контрагентами в рамках заключенных контрактов и договоров производятся Обществом по отдельным счетам, открытым в уполномоченных банках, режим использования которых накладывает определенные ограничения на возможность распоряжения денежными средствами.
Таким образом, учитывая ограничения в источниках финансирования Общества, налагаемые в связи с исполнением АО «СВРЦ» общественно-значимых функций по поддержанию обороноспособности кораблей и судов Тихоокеанского флота, данный факт также обуславливает невозможность проведения освидетельствования ПД-90 ранее 2027 года.
С января 2023 года в отношении АО «СВРЦ» недружественными государствами введены санкции. С учетом того, что ПД-90 построен в <адрес>, респ. Украина, нахождение Общества под санкциями и проведение СВО может повлиять на сроки проведения закупки необходимых комплектующих.
Конкретный перечень ЗИП будет определяться постепенно по ходу проведения дефектовки объектов технического наблюдения (составных частей ПД-90).
При планировании выполнения работ по освидетельствованию ПД-90 учтены сложные климатические условия района Крайнего Севера, допускающие выполнение отдельных ремонтных работ в течение максимально короткого периода, а также потенциально неблагоприятные природно-климатические условия (дождь, снег, низкие температуры и т.д.).
Например, технологические инструкции нанесения лакокрасочных материалов учитывают как определенные границы температурных режимов, так и влажность воздуха.
С учетом изложенного просит Вилючинский городской суд Камчатского края установить акционерному обществу «Северо-Восточный ремонтный центр» срок для проведения мероприятий по техническому освидетельствованию стоечного судна ПД-90 до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Закон № 184-ФЗ) определяет понятие технического регламента, в соответствии с которой - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Как установлено статьей 6 Закона №184-ФЗ, технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - Технический регламент), который распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента к объектам технического регулирования относятся: объекты морского транспорта, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, включающие: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением № 1, материалы, изделия и оборудование для судов, предусмотренные приложением № 1 к настоящему техническому регламенту; процессы эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам морского транспорта; объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы; процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам инфраструктуры морского транспорта.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Пунктом 1 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона установлено, что наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Согласно подпункту «у» пункта 8 Технического регламента стоечное судно - несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся у берега в режиме стоянки на якоре или на грунте либо на швартовах у причальной стенки (берега). К таким судам относятся: плавучие доки, плавучие гостиницы, плавучие мастерские, плавучие силовые установки, плавучие хранилища нефтепродуктов и др. (Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства, НД 2-020101-056).
В силу пункта 240 Технического регламента объекты морского транспорта подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 241 Технического регламента в отношении объектов морского транспорта, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящего технического регламента (морские суда), устанавливается форма оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента в виде классификации.
Пунктом 242 Технического регламента установлено, что классификация объектов морского транспорта: выполняется органом классификации судов; включает: рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением, постройкой, ремонтом, модернизацией, обновлением и утилизацией объектов морского транспорта, освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого объекта до его списания, оформление документов о соответствии объектов морского транспорта требованиям настоящего технического регламента.
В силу пункта 246 Технического регламента освидетельствование судна в эксплуатации заключается в проверке соответствия судна требованиям настоящего технического регламента и включает в себя: проверку наличия согласованной технической документации, документов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации и актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания; оформление и выдачу документов органа классификации судов.
Освидетельствование судна в эксплуатации осуществляется по следующим правилам: после постройки, а также обновления, переоборудования, модернизации или ремонта объектов морского транспорта, указанных в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, следствием которых явилось изменение их типа и назначения, производится первоначальное освидетельствование судна. При первоначальном освидетельствовании проверяется соответствие элементов указанных объектов морского транспорта согласованной технической документации и требованиям настоящего технического регламента, а также выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для выдачи документов о соответствии судна требованиям настоящего технического регламента. Объем первоначального освидетельствования указанных объектов морского транспорта в эксплуатации устанавливается органом классификации судов в зависимости от объема переоборудования, модернизации или ремонта, срока службы объекта технического регулирования, технического состояния его элементов и наличия технической документации; освидетельствование судна производится на подготовленном к эксплуатации объекте морского транспорта, указанном в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, с целью оформления документов о соответствии объекта технического регулирования требованиям настоящего технического регламента; при освидетельствовании судна судовладелец представляет документы, подтверждающие объем и качество выполненных после предшествующего классификационного освидетельствования работ, результаты измерений параметров, акты об испытаниях элементов объекта технического регулирования и сертификаты на замененные детали; в процессе освидетельствования судна должно быть проверено выполнение требований, предъявленных при его предшествующем освидетельствовании. Объекты морского транспорта, указанные в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, и их элементы следует проверить на соответствие требованиям настоящего технического регламента, при этом в применимых случаях проверяются особенности конструкции, технические характеристики, правильность функционирования, качество монтажа, состав, комплектность и другие свойства. После этого должны быть определены техническое состояние элементов объектов технического регулирования и возможность оформления документов о соответствии этих объектов и их элементов требованиям настоящего технического регламента; объекты морского транспорта, указанные в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, должны проходить освидетельствование судна 1 раз в 5 лет начиная с даты первоначального или последнего классификационного освидетельствования судна. Орган классификации судов может изменить промежуток времени между освидетельствованиями судна или укрупненных его элементов (корпуса, энергетической установки, электрооборудования), если это обусловлено динамикой изменения их технического состояния, связанной с возрастом судна, наработкой судовых технических средств и изменением условий плавания; в период между освидетельствованиями судна орган классификации судов осуществляет контроль технического состояния объектов технического регулирования в виде ежегодных освидетельствований, результаты которых оформляются актами. В случае выявления при ежегодных освидетельствованиях несоответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента орган классификации судов приостанавливает действие свидетельства о классификации до устранения выявленного несоответствия; в случае соблюдения требований настоящего технического регламента при освидетельствовании объектов морского транспорта, указанных в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, орган классификации судов выдает свидетельство о классификации сроком на 5 лет; о повреждениях объектов морского транспорта, указанных в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, судовладелец незамедлительно уведомляет орган классификации судов и предъявляет судно для освидетельствования независимо от того, привело повреждение к аварии или нет (пункт 247 Технического регламента).
Согласно пункта 248 Технического регламента орган классификации судов оформляет следующие документы: документы о соответствии объектов морского транспорта, указанных в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, требованиям настоящего технического регламента, которые выдаются на основании положительных результатов технического наблюдения за строительством (изготовлением) объекта технического регулирования и (или) освидетельствования судна и его элементов; свидетельство о классификации, выдаваемое органом классификации судов, подлежащее ежегодному подтверждению этим органом и являющееся документом о соответствии объектов морского транспорта, указанных в абзаце втором подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента, требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации, а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 121 определено, что российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов, является федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства».
Согласно пункту 1.2.3 Правил технической эксплуатации морских судов РД 31.20.01-97, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 08.04.1997 № МФ- 34/672, к эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы и класс Российского морского регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ из ФСБ РФ по Камчатскому краю в адрес прокурора Камчатской транспортной прокуратуры поступило сообщение о том, что АО «СВРЦ» осуществляющее сервисное обслуживание надводных и подводных кораблей в рамках государственного оборонного заказа, для исполнения договорных обязательств использует, в том числе плавучий док 90, находящийся в собственности АО «СВРЦ», который с начала эксплуатации по настоящее время не имеет сертификата РМРС. Помимо этого имеются сведения о технической неисправности ПД-90 в корпусной, механической и электротехнической части, что создает предпосылки к причинению тяжкого вреда здоровью сотрудников организации и экипажей кораблей, а так же крупного экономического ущерба РФ (л.д. 17-18).
На основании данного сообщения направлен рапорт Камчатского транспортного прокурора в Дальневосточную транспортную прокуратуру о необходимости проведения проверки в отношении АО «СВРЦ» в части исполнения законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в том числе стоечного судна ПД-90 эксплуатируемого АО «СВРЦ» в отсутствие действующих классификационных документов, выданных ФАУ «РМРС» (л.д. 19).
Рапорт о проведении проверки исполнения АО «СВРЦ» законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта рассмотрен в Дальневосточной транспортной прокуратуре и согласован (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ Камчатским транспортным прокурором вынесено решение о проведении проверки АО «СВРЦ» с целью проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации объектов водного транспорта. Установлен срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая поручена помощнику Камчатского транспортного прокурора ФИО3 (л.д. 21).
АО «СВРЦ» внесено в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является ремонт и техническое обслуживание судов и лодок (л.д. 69-73, 86, 87-90, 91-105).
Согласно сообщению АО «СВРЦ» плавучий док ПД-90 с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности АО «СВРЦ», изначально являлся объектом МО РФ и не находился под наблюдением Российского морского регистра судоходства, поскольку на подобные объекты требования КТМ РФ не распространяются. АО «СВРЦ» подготовило данные для формирования пакета обосновывающих документов по реконструкции и техническому перевооружению доковых мощностей, с целью получения права на дополнительные меры государственной поддержки и включение в проект государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» на период 2025-2034 г., что позволит провести весь необходимый комплекс ремонтно-восстановительных работ на соответствие ПД -90 требованиям РМРС за счет средств федерального бюджета. Снижение объемов финансирования по ГОЗ в настоящее время не позволяет АО «СВРЦ» провести за счет собственных средств весь комплекс мероприятий, направленных на постановку вышеуказанных плавсредств на класс Регистра, поскольку в соответствии с приказом Минпромторга № от ДД.ММ.ГГГГ это повлечет увеличение стоимости нормо-часа по выпуску продукции, поставляемой по ГОЗ, что будет противоречить государственной политике. ПД-90 содержится в удовлетворительном состоянии, Обществом на постоянной основе осуществляется планово-предупредительный ремонт. Судовые роли на ПД-90 оформлению не подлежат в связи с тем, что плавсредство используется исключительно в периметре акватории АО «СВРЦ», определённой договором водопользования. Должностными лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию и техническое состояние ПД-90, является начальник ПД (л.д. 25-28).
ПД-90 зарегистрировано на праве собственности за АО «СВРЦ», на учете в Российском морском регистре судоходства не состояло, действующих документов Регистра судно не имеет (л.д. 33, 35, 36, 55, 106-107).
ДД.ММ.ГГГГ приказом Главнокомандующего ВМФ №, головной специализированный плавучий док ПД-90 зачислен в состав ВМФ (л.д. 146).
ДД.ММ.ГГГГ капитан УСО «Нефтегаз-67» сдал представителю военного Министерства РФ порта Вилючинск, согласно коносаменту № от ДД.ММ.ГГГГ, плавучий док – ПД-90, построенный заводом «Паллада» (л.д. 145).
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ большой плавучий док ПД-90 закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Северо-Восточный региональный центр» МО РФ (л.д. 147).
В октябре 2003 года плавучий док ПД-90 передан войсковой части <адрес> г.Вилючинск МО РФ на основании приказа Главнокомандующего ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 148об).
ДД.ММ.ГГГГ на большой плавучий док ПД-90 врио главного инженера ФГУП СВ РЦ МО РФ выдан паспорт судна (л.д. 114-115).
ДД.ММ.ГГГГ Российским морским регистром судоходства выдано мерительное свидетельство №.00299.173 на ПД-90 в порту <адрес> (л.д. 108).
ДД.ММ.ГГГГ судну ПД-90 выдано свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации (л.д. 109).
В 2022 году для проведения докового ремонта кораблей и судов в ПД-77 и ПД-90 заключено 6 договоров. В 2023 году договоры не заключались (л.д. 31-32).
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации объектов водного транспорта, согласно которому установлено, что в нарушение законодательства АО «СВРЦ» осуществляет эксплуатацию стоечных судов в отсутствие освидетельствования органами классификации судов (л.д. 39-40).
На основании данного акта проверки в адрес АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», являющегося управляющей организацией АО «СВРЦ», направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а именно о проведении освидетельствования судна, присвоении судну класса, оформлении документов РМРС, подтверждающих годное техническое состояние судна к эксплуатации (л.д. 41-44).
Представление Камчатской транспортной прокуратуры рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и вынесено решение и в отношении стоечного судна ПД-90, которым решено скорректировать разработанный в Обществе «План подготовительной работы» по приему на класс РМРС ПД-90», составленный на основе выданных собственником общества рекомендаций, с учетом предложений и замечаний, высказанных в ходе совещания, скорректированный план утвердить не позднее ДД.ММ.ГГГГ; принять исчерпывающие меры, направленные на безусловную реализацию указанного плана, в соответствии с установленными сроками; по итогам технического освидетельствования ПД-90 инспектором РМРС, определения объема работ и оформления дорожной карты информировать Камчатскую транспортную прокуратуру о полученных результатах и сроках приема ПД-90 на класс, а так же провести служебную проверку о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности начальника плавучего дока ПД-90 ФИО4 В целях соблюдения норм действующего законодательства и для обеспечения АО «СВРЦ» доковыми мощностями, которые позволят обществу выполнять поставленные государственными заказчиками задачи по проведению ремонта судов комиссией АО «СВРЦ» поручено главному инженеру общества ФИО5 продолжить работу, направленную на получение дополнительных мер государственной поддержки и включение в проект государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» на период 2025-2034 гг., участие в которой позволит провести весь необходимый комплекс ремонтно-восстановительных работ на соответствие ПД-90 требованиям РМРС, без увеличения стоимости нормо-часа (л.д. 48-49, 50-53).
Согласно плану подготовительной работы по приему на класс РМРС плавучего дока ПД-90, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, в мае 2024 года по результатам оценки соответствия инспекторами РМРС ПД-90, подлежит подготовке и предъявлению на утверждение дорожная карта по освидетельствованию дока ПД-90, с указанием объемов работ и сроках выполнения работ и информирование Камчатской транспортной прокуратуры о результатах и сроках освидетельствования дока ПД-90 (л.д. 56-57, 117-118).
ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Камчатского края АО «СВРЦ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с эксплуатацией, в том числе ПД-90, с нарушением требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и ему назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 60-68).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя генерального директора Главного управления ФАУ «Российский морской регистр судоходства» ФИО6 от АО «СВРЦ» направлена просьба о назначении условий для приема несамоходного ПД-90 на класс РМРС (л.д. 119).
На данное обращение поступил ответ, что для рассмотрения Регистром возможности и условий приема несамоходного плавучего дока ПД-90 в класс РС необходимо выполнить оценку его соответствия применимым требованиям Правил классификации и постройки морских судов с учетом Правил постройки корпусов морских судов и плавучих сооружений с применением железобетона, действовавших на дату постройки объекта, а также Правил по оборудованию морских судов. Оценка выполняется инспекторами РС при заключении соответствующего договора на условиях 100% предоплаты, так же необходимо обеспечить инспекторам доступ к технической документации, включая чертежи. Поручение на проведение оценки будет направлено в Северо-Восточное отделение ДВФ РС после получения заявки на ее проведение с подтверждением готовности АО «СВРЦ» выполнить указанную процедуру. Решение о возможности приема дока в класс РС будет принято ГУР после получения от подразделения РС результатов оценки (л.д. 120-121).
ДД.ММ.ГГГГ АО «СВРЦ» обратилось к и.о. начальника СВО ДВФ с просьбой произвести оценку соответствия применимым требованиям Правил классификации и постройки морских судов с учетом Правил постройки корпусов морских и плавучих сооружений с применением железобетона, действовавших на дату постройки объекта, а так же Правил по оборудованию морских судов в отношении несамоходного плавучего дока ПД-90, место постоянной стоянки придоковая территория АО «СВРЦ» г.Вилючинск б.Сельдевая. Для оформления Договора-Заявки просили предоставить предварительные расчеты стоимости оказания услуг по данному вопросу (л.д. 122).
Согласно расчету стоимости услуг № от ДД.ММ.ГГГГ классификационное освидетельствование судов в эксплуатации - ПД-90 с учетом НДС подлежит оплате в размере 551 856 рублей 96 копеек (л.д. 123).
После предоставления расчета, ДД.ММ.ГГГГ АО «СВРЦ» обратилось к начальнику СВО ДВФ с просьбой предоставить для оформления Договор на проведение оценки соответствия судна Правилам РС (л.д. 124).
На заседании закупочной комиссии АО «СВРЦ» утверждена закупка услуг по проведению оценки ПД-90 Правилам РС неконкурентным способом у ФАУ «РМРС» как у единственного поставщика (л.д. 125-126).
ДД.ММ.ГГГГ между ФАУ «РМРС» в лице начальника Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала РС и судовладельцем – АО «СВРЦ» в лице исполнительного директора заключен договор на проведение оценки соответствия судна – ПД-90 Правилам РС № (л.д. 127-129).
ДД.ММ.ГГГГ АО «СВРЦ» внесена предоплата по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме (л.д. 134).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника СВО ДВФ направлена просьба о производстве первоначального освидетельствования несамоходного плавучего дока ПД-90 и просьбой о предоставлении предварительных расчетов стоимости оказания услуг по данному вопросу (л.д. 157).
ДД.ММ.ГГГГ проведена экспертиза судна ПД-90, в которой указан перечень несоответствий, подлежащих устранению для приведения судна в соответствие с требованиями Правил классификации и постройки Российского морского регистра судоходства.
ДД.ММ.ГГГГ АО «СВРЦ» в лице исполнительного директора обратилось в Главное управление ФАУ «Российский Морской Регистр Судоходства» с просьбой первоначального освидетельствования несамоходного плавучего дока ПД-90, указав о согласии с расчетом стоимости и условиями оказания услуг РМРС и просьбой предоставить Договор – заявку для оформления.
Представителем ответчика представлена в суд предварительная дорожная карта ремонта плавучего дока «ПД-90», утвержденная исполнительным директором Общества, согласно которой подготовительная работа по ремонту судна запланирована с января 2024 года по март 2025 года, а восстановительный ремонт с января 2025 года по октябрь 2027 года, первоначальное освидетельствование с января 2025 года по декабрь 2027 года, классификационное освидетельствование с ноября 2025 года по декабрь 2027 года.
К указанной дорожной карте приобщена ведомость запланированных ремонтных работ на 2024 год «ПД -90», утвержденная исполнительным директором АО «СВРЦ» в августе 2023 года.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В ходе судебного заседания установлено, что ПД-90 является собственностью АО «СВРЦ», зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Петропавловск-Камчатский и используется Обществом для оказания услуг судовладельцам по выполнению докового ремонта морских судов (ремонт судов в доках) на основании заключаемых договоров.
При этом стоечное судно ПД-90 эксплуатируется Обществом с нарушением требований Технического регламента в отсутствие освидетельствования Органом классификации судов, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев с людьми, тем самым представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
В этой связи, заявленные исковые требования являются обоснованными.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что срок, который Камчатский транспортный прокурор просит установить для выполнения заявленных исковых требований, даже с учетом его корректировки в судебном заседании, принимая во внимание объем подлежащих выполнению организационных и ремонтных работ, с учетом представленных ответчиком в судебном заседании документов и приведенных доводов, является явно недостаточным для устранения выявленных нарушений.
Удовлетворяя требования истца, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым для обеспечения баланса интересов сторон, исполнимости судебного решения, установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, до ДД.ММ.ГГГГ, принимая при этом во внимание, что в случае неисполнения судебного решения в указанный срок по объективным причинам, ответчик вправе обратится в суд для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
При установлении указанного срока суд руководствуется также тем, что в предварительную дорожную карту ремонта «ПД – 90» включено проведение ремонтных работ, перечень которых также указан в ведомости ремонтных работ запланированных на 2024 год, что подразумевает их завершение в 2024 году.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.
Размер государственной пошлины по требованиям неимущественного характера с физических лиц на основании ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей.
Поскольку на основании п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, то взысканию в доход местного бюджета с ответчика АО «СВРЦ» подлежит государственная пошлина, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ суд
решил:
исковое заявление Камчатского транспортного прокурора, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Северо-Восточный ремонтный центр» о возложении обязанности по проведению технического освидетельствования стоечного судна ПД-90, – удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Северо-Восточный ремонтный центр» (ИНН 4102009338, ОГРН 1084141000492) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести техническое освидетельствование стоечного судна ПД-90, тип судна несамоходный плавдок, регистрационный №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, длина 138,24 м, ширина 50 м, размещенного в бухте Крашенинникова Авачинской губы Камчатского края.
Взыскать с акционерного общество «Северо-Восточный ремонтный центр» (ИНН 4102009338, ОГРН 1084141000492) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение будет изготовлено 30 мая 2024 года.
Председательствующий