Дело № 1- 187/2022
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
с. Мраково. 12 декабря 2022 года.
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахимова Г.А.,
при секретаре Елисеевой Т.Н.,
с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора Кугарчинского района РБ Агадуллина И.И.,
подсудимой Ишбердиной Р.Д.,
защитника Мухаметовой Р.Р., предъявившей удостоверение №2039, ордер 019№113752,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Ишбердиной Р. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.159.2 ч.3 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Ишбердина Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ, не являясь работником, официально трудоустроенным в сфере сельского хозяйства, не имея намерения в дальнейшем трудоустраиваться и осуществлять трудовую деятельность в указанной сфере, умышленно, осознавая противоправный характер своих действий, из корыстных побуждений, достоверно зная порядок предоставления субсидий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №598 от 15 июля 2013 года «Об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», с 01.01.2018 года, реализуемой в рамках государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14 июля 2012 года «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», обратилась с заявлением в Администрацию МР <адрес> РБ о предоставлении субсидии по указанной программе, предоставив заведомо ложные и недостоверные сведения о своем трудоустройстве у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> Свидетель №1, занятого в сельском хозяйстве. После чего, в январе ДД.ММ.ГГГГ года, дополнительно предоставив заведомо ложные и недостоверные документы: копию трудового договора .... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты> Свидетель №1, копию трудовой книжки серии ТК III .... на свое имя, содержащие недостоверные сведения о ее трудоустройстве в сельскохозяйственной сфере, введя в заблуждение жилищную комиссию Администрации МР <адрес> РБ, заключив соглашение от ДД.ММ.ГГГГ с Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении субсидии, не имея намерения выполнить обязательства по заключенному соглашению, а именно в течение последующих пяти лет работать в сельском хозяйстве, незаконно получила денежные средства в общей сумме 815000 рублей, в том числе- 447145 рублей 28 копеек из федерального бюджета Российской Федерации, 327424 рублей 44 копеек из бюджета Республики Башкортостан, 40430 рублей 28 копеек из бюджета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, которые были перечислены с расчетного счета .... Отдела .... Управления Федерального Казначейства по <адрес>, из отделения - Национального Банка по <адрес>, на банковский счет .... в филиале АО «Россельхозбанк», принадлежащий Ишбердиной Р.Д. Похищенными денежными средствами Ишбердина Р.Д. распорядилась по своему усмотрению, причинив материальный ущерб Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на сумму 447145 рублей 28 копеек, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан на сумму 327424 рублей 44 копеек, и Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на сумму 40430 рублей 28 копеек.
Своими умышленными действиями Ишбердина Р.Д. совершила преступление, предусмотренное ч.3 ст. 159.2 УК РФ, квалифицируемое как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств, при получении субсидий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере.
Подсудимая Ишбердина Р.Д. вину в предъявленном ей обвинении признала, и суду пояснила, что она с супругом строили дом в д.<адрес> РБ, более 10 лет она состояла на очереди для получения субсидии на строительство жилого дома, однако субсидии не получила. Узнав о том, что работникам сельского хозяйства, проживающим в сельской местности, предоставляют субсидии на улучшение жилищных условий в первую очередь, она, в ДД.ММ.ГГГГ году, решила подать заявление в Администрацию МР <адрес> РБ о получении субсидии по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года». Она попросила свою знакомую- Свидетель №4, устроить ее на работу в <данные изъяты> Свидетель №1, передала ей трудовую книжку, копию паспорта, для того, чтобы получить субсидию как работник сельского хозяйства. Спустя некоторое время, Свидетель №4 вернула ей документы, в трудовую книжку уже были введены сведения о том, что она работает в <данные изъяты> Свидетель №1, кто внес туда эти записи, она не знает. Эти документы, она отнесла в <адрес>, отдала ФИО21, который занимался субсидиями, написала заявление о предоставлении ей субсидии на завершение строительства дома, как работнику сельхозпредприятия. Эти документы она обновляла, то есть, снова предоставляла документы в <адрес>. Затем ФИО21 ей дал трехстороннее соглашение, она его отдала Свидетель №4, которая подписав соглашение, поставив печать, передала ей. Она отнесла этот договор в <адрес>, отдала ФИО21 На заседании жилищной комиссии она не присутствовала. Комиссия приезжала к ней, осмотрела дом, одобрила выделение субсидии. Затем, весной ДД.ММ.ГГГГ года, ее вызвали в <адрес>, дали сертификат на получение субсидии. Через полтора-два месяца, на ее счет поступили деньги в сумме 815 тысяч рублей, она эти деньги по частям перечислила в магазин «Радуга» в счет оплаты строительных материалов.
В <данные изъяты> Свидетель №1 она не работала ни одного дня, для того, чтобы на ее имя перечислялись взносы в Пенсионный Фонд, она передавала Свидетель №4 свои деньги. Она знала, что получает субсидию как работник сельского хозяйства, при этом в сельскохозяйственных организациях не работала.
Вина Ишбердиной Р.Д. кроме собственного признания подтверждается следующими доказательствами.
Судом, с согласия сторон оглашены показания представителя потерпевшего-Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО5, из которых следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .... утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». В рамках указанной Программы предусмотрено выделение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной основе на условиях долевого финансирования, в виде субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Государственным заказчиком – координатором и разработчиком данной программы является Минсельхоз России, который осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на реализацию возложенных на Министерство функций, в том числе функции государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности. Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установлены, предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ и подпрограмм субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов. Перечисление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется Минсельхозом России на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного с органом власти субъекта Российской Федерации. Предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан, осуществляется Министерством сельского хозяйства РБ, которое на основании Программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, реализует Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года №458, подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан до 2020 года», утвержденную Постановлением Правительства РБ от 25 октября 2013 года №477. Основной целью программы является создание комфортных условия жизнедеятельности в сельской местности, основными задачами программы являются обеспечение удовлетворения потребностей в благоустроенном жилье сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Желающие обращаются в Администрацию МР <адрес> с заявлением, с приложением необходимых документов. После предоставления документов, жилищная комиссия Администрации рассматривает и принимает решение о включении в список кандидатов на получение социальной выплаты. В соответствии с условиями программы кандидат на получение субсидии должен нуждаться в улучшении жилищных условий, а также, обязательным условием получения субсидии является постоянное, основное, официальное место работы в сфере сельского хозяйства, что должно подтверждается представленными копиями трудовой книжки, трудового договора, заверенных работодателем надлежащим образом.
Также, ежегодно документы должны обновляться получателем выплаты, вплоть до получения субсидии. На момент получения субсидии получатель субсидии должен соответствовать условиям подпрограммы. Между Министерством сельского хозяйства РБ и Администрацией муниципального района <адрес> РБ заключается соглашение, о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». В соответствии с указанным соглашением, Администрация обязуется заключать с получателем социальных выплат и работодателями трехсторонний договор об обеспечении жильем.
ДД.ММ.ГГГГ, было заключено трехстороннее соглашение между Администрацией муниципального района <адрес> РБ, <данные изъяты> Свидетель №1 (работодатель), и получателем субсидии Ишбердиной Р.Д. (работник). В соответствии с трехсторонним соглашением, после получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты, получатель субсидии обязан работать у работодателя не менее пяти лет. Ишбердина Р. Д., являющаяся членом молодой семьи, фактически не осуществляла трудовую деятельность в агропромышленном комплексе, или социальной сфере сельской местности, то есть, не соответствуя требованиям вышеуказанной программы, подала заявление в Администрацию муниципального района, приложив необходимый пакет документов, в том числе копии трудовой книжки, копии трудового договора, содержащие недостоверные сведения о принятии ее на работу и осуществлении трудовой деятельности у <данные изъяты> Свидетель №1 Далее, в целях обновления документов, в <данные изъяты> году, она вновь предоставила фиктивные копии трудовой книжки и трудового договора об осуществлении трудовой деятельности у <данные изъяты> Свидетель №1 На основании предоставленных ею недостоверных фиктивных документов, ей была предоставлена социальная выплата в размере 815000 рублей. Тем самым, Ишбердина Р.Д. причинила материальный ущерб в сумме 447145 рублей 28 копеек федеральному бюджету Российской Федерации, принадлежащие Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, в сумме 327424 рублей 44 копеек бюджету Республики Башкортостан, принадлежащие Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, и в сумме 40430 рублей 28 копеек местному бюджету муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, принадлежащие муниципальному району <адрес> Республики Башкортостан, которые были перечислены путем безналичного перевода на ее банковский счет (т.1 л.д. 53-58).
В порядке ст. 281 УПК РФ, судом оглашены показания представителя потерпевшего ФИО12 - начальника отдела правовой работы и противодействия коррупции Министерства сельского хозяйства РБ. Из показания следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ....
утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации и внебюджетных источников. В рамках указанной Программы предусмотрено выделение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях долевого финансирования, в виде субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Государственным заказчиком - координатором и разработчиком данной программы является Минсельхоз России, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, на реализацию возложенных на Министерство функций, в том числе функции государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности. Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установлены Правилами, которыми предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки, при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ и подпрограмм субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. Перечисление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется Минсельхозом России на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного с уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации. Главным распорядителем как получателем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан. Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан на основании Программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ...., реализует Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес>», утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ...., подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан до 2020 года», утвержденный Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ..... Основной целью программы в том числе, является создание комфортные условия жизнедеятельности в сельской местности. Основными задачами программы являются обеспечение удовлетворения потребностей в благоустроенном жилье сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов Желающие обращаются в Администрацию МР с заявлением, а так же к заявлению прикладывают пакет документов. После предоставления всех указанных документов в Администрацию муниципального района, жилищная комиссия Администрации рассматривает и принимает решение о включении в список кандидатов на получение социальной выплаты. В соответствии с условиями программы кандидат на получение данной субсидии должен нуждаться в улучшении жилищных условий, а так обязательным условием получения субсидии являлось постоянное проживание в сельской местности, постоянное, основное, официальное место работы, что должно подтверждается представленными копиями трудовой книжки, трудового договора, заверенных работодателем надлежащим образом, а так же наличие 30 % собственных средств. Так же, ежегодно документы должны обновляться получателем выплаты, вплоть до получения субсидии. На момент получения субсидии получатель субсидии должен соответствовать условиям подпрограммы. Между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района заключается соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ указанного соглашения, Администрация обязуется заключать с получателем социальных выплат и работодателями трехсторонний договор об обеспечении жильем. Таким образом, сбор документов и проверку осуществляет Администрация муниципального района, а затем ставит кандидата на учет как нуждающегося на улучшение жилищных условий. В срок до 01 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляют в министерство заявку с приложением сведений о размерах средств на очередной финансовый год и плановый период, планируемых направить на реализацию программы и общий список граждан. Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан на основании представленных Администрацией МР списков, принимает решение о признании заявителя участником программы. Министерство формирует сводные списки на очередной финансовый год с учетом объема выделенных средств и утверждает их. Министерство после утверждения сводного списка, уведомляет администрацию МР о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Администрация МР уведомляет граждан о включении в список, о необходимости обновить документы в определенный период. После обновления документов, Министерство готовит проект распоряжения главы Республики Башкортостан о распределении денежных средств по районам Республики Башкортостан. После чего Министерством выдается свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Дальнейшим оформлением необходимых документов занимается Администрация МР.
Ишбердина Р.Д., являющаяся членом молодой семьи, фактически не осуществляла трудовую деятельность в агропромышленном комплексе, или социальной сфере сельской местности, то есть, не соответствуя требованиям вышеуказанной программы, подала заявление в Администрацию муниципального района, приложив необходимый пакет документов, в том числе копии трудовой книжки, копии трудового договора, содержащие недостоверные сведения об осуществлении трудовой деятельности у <данные изъяты> Свидетель №1 В ДД.ММ.ГГГГ году, она вновь предоставила фиктивные копии трудовой книжки и трудового договора об осуществлении трудовой деятельности у <данные изъяты> Свидетель №1 На основании предоставленных ею недостоверных документов, ей была предоставлена социальная выплата в размере 815000 рублей. Тем самым Ишбердина Р.Д. причинила материальный ущерб, а именно 447145 рублей 28 копеек федеральному бюджету Российской Федерации, 327424 рублей 44 копеек бюджету Республики Башкортостан, 40430 рублей 28 копеек бюджету муниципального района <адрес> РБ, которые были перечислены путем безналичного перевода на ее банковский счет (т.1 л.д. 78-82).
С согласия сторон, судом оглашены показания представителя потерпевшего ФИО6-ведущего советника отдела правового обеспечения в области управления государственным имуществом, государственной гражданской службы, трудовых отношений и судебной работы Департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Из показаний следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», определяющая порядок выдачи социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Действие указанной федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 года №1243. Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» с 01.01.2018 осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717. Указанным Постановлением №717, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которые предусматривают, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки, направлены на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов. При этом Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено ответственным исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Правилами предусмотрено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в п.2 Правил. Перечисление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется Минсельхозом России на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного с уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации. Субсидии предоставляются гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, установленных Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Типовым положением определено, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности ряда условий, в том числе гражданин должен работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в сельской местности, непрерывно, в течении не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений. Пунктом 19 Типового положения установлено, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, предоставляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов и пакет документов. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их в орган исполнительной власти. В соответствии с п.22 Типового положения, орган исполнительной власти, на основании предоставленных органами местного самоуправления списков и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а так же уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в сводные списки. Ей известно, что прокуратурой Зианчуринского района РБ было выявлено, что Ишбердина Р.Д., являющаяся членом молодой семьи, фактически не осуществляла трудовую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере сельской местности, то есть, не соответствуя требованиям Правил, подала заявление в Администрацию муниципального района, приложив необходимый пакет документов, содержащих недостоверные сведения об осуществлении трудовой деятельности у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> Свидетель №1 В 2018 году, вновь предоставила фиктивные копии трудовой книжки и трудового договора о трудовой деятельности у <данные изъяты> <данные изъяты> Свидетель №1 На основании предоставленных ею недостоверных документов, Ишбердиной Р.Д., Администрацией муниципального района была предоставлена социальная выплата в размере 815000 рублей, из которых средства в размере 447145 рублей 28 копеек выделены из федерального бюджета. Таким образом, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации причинен материальный ущерб на сумму 447145 рублей 28 копеек (т.1 л.д. 138-141).
В порядке ст. 281 УПК РФ, судом оглашены показания свидетеля Свидетель №2- заместителя начальника отдела развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Из показаний свидетеля следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598, утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В соответствии с пунктами 5.5.1 и 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Минсельхоз России является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, государственным заказчиком федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности. Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установлены Правилами, которыми предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов. Перечисление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется Минсельхозом России на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного с уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан на основании Программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, реализует Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года №458, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан до 2020 года», утвержденный Постановлением Правительства РБ от 25 октября 2013 года №477. Основной целью программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Основными задачами программы являются обеспечение удовлетворения потребностей в благоустроенном жилье сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Желающие обращаются в Администрацию МР с заявлением, а так же к заявлению прикладывают пакет документов. После предоставления всех указанных документов в Администрацию муниципального района, жилищная комиссия Администрации рассматривает и принимает решение о включении в список кандидатов на получение социальной выплаты. В соответствии с условиями программы, кандидат на получение данной субсидии должен нуждаться в улучшении жилищных условий, а также постоянно проживать в сельской местности, иметь постоянное, основное, официальное место работы в сельском хозяйстве, что должно подтверждается представленными копиями трудовой книжки, трудового договора, заверенных работодателем надлежащим образом, а так же наличие 30 % собственных средств. Так же, ежегодно документы должны обновляться получателем выплаты, вплоть до получения субсидии. На момент получения субсидии получатель субсидии должен соответствовать условиям подпрограммы. Между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района заключается соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В соответствии с условиями соглашения, Администрация обязуется заключать с получателем социальных выплат и работодателями трехсторонний договор об обеспечении жильем. Таким образом, сбор документов и проверку осуществляет Администрация муниципального района, а затем ставит кандидата на учет, как нуждающегося на улучшение жилищных условий. В срок до 01 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляют в министерство заявку с приложением сведений о размерах средств на очередной финансовый год и плановый период, планируемых направить на реализацию программы и общий список граждан. Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан на основании представленных Администрацией МР списков, принимает решение о признании заявителя участником программы. Министерство формирует сводные списки на очередной финансовый год с учетом объема выделенных средств и утверждает их. Министерство после утверждения сводного списка, уведомляет администрацию МР о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Администрация МР уведомляет граждан о включении в список, о необходимости обновить документы в определенный период. После обновления документов, Министерство готовит проект распоряжения главы Республики Башкортостан о распределении денежных средств по районам Республики Башкортостан. После чего Министерством выдается свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Дальнейшим оформлением необходимых документов занимается Администрация МР (т.1 л.д. 94-97).
Судом, с согласия сторон оглашены показания свидетеля Свидетель №3, из которых следует, что с ноября 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ, он работал в должности главного специалиста отдела экономического развития, инвестиций и предпринимательства Администрации МР <адрес> РБ, в его должностные обязанности помимо всего прочего, входило прием документов, заявлений на получение субсидий, учет данных документов, их ежегодное обновление. В августе ДД.ММ.ГГГГ года, в Администрацию МР <адрес> РБ с заявлением о получении субсидии по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» обратилась Ишбердина Р.Д. В соответствии с условиями программы, кандидат на получение данной субсидии должен нуждаться в улучшении жилищных условий, а также, обязательным условием получения субсидии являлось постоянное, основное, официальное место работы в сфере сельского хозяйства, что должно быть подтверждено копиями трудовой книжки, трудового договора, заверенных работодателем и печатью. Кандидат на получение субсидии предоставляет необходимые документы и заявление о получении субсидии. После предоставления всех документов, их рассматривает жилищная комиссия <адрес>. Он принимал документы у Ишбердиной Р.Д. в августе 2017 года, так же в январе 2018 года, он принял у нее обновленные документы, среди которых имелась надлежаще заверенная копия трудовой книжки, в которой было указано, что она работает в сельскохозяйственной сфере в настоящее время, также были представлены трудовой договор. Документы были приобщены в дело участника программы. В апреле 2018 года, подошла очередь получения субсидии Ишбердиной Р.Д. Все документы проверило Министерство сельского хозяйства РБ, после чего необходимо было составить соглашение между Администрацией МР <адрес> РБ, получателем субсидии и работодателем получателя субсидии. Он составил типовой проект соглашения, который отдал Ишбердиной Р.Д. Она забрала соглашение и принесла через некоторое время, уже со своими подписями, подписью и печатью работодателя. В соглашении указаны права и обязанности получателя субсидии, в том числе, что при получении субсидии она должна являться работником сельского хозяйства, так же после получения субсидии, в течении пяти лет оставаться работником сельского хозяйства. Подлинность предоставленных документов комиссией не проверяется, проверяются наличие документов, и порядок их оформления. Подписи на подлинность не проверяются, экспертизы не делаются. С работодателем Ишбердиной Р.Д., <данные изъяты> Свидетель №1 он не встречался, с ним не знаком, все подписанные документы и копии приносила Ишбердина Р.Д. Так как на документах имелись оттиски печати, подлинность подписи и записей предоставленных копий документов под сомнение не ставилось (т.1 л.д. 155-157).
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что он ранее, с ДД.ММ.ГГГГ год являлся индивидуальным предпринимателем <данные изъяты>, занимался овцеводством.
Точное время не помнит, его дочь- Свидетель №4, попросила его взять Ишбердину Р.Д. на работу. Он согласился, принял ее на работу, но Ишбердина Р.Д. ни одного дня на работе не появлялась, трудовую деятельность не осуществляла. Трудовой договор с Ишбердиной Р. он подписывал, там ставил свою печать. Налоги Ишбердина Р. сначала платила сама, когда она перестала их платить, то оплачивал он сам. Заработную плату Ишбердиной Р. начисляли, однако не выплачивали, поскольку та не работала в <данные изъяты>. Он не помнит, подписывал ли трехсторонее соглашение.
Свидетель Свидетель №4 суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ году работала у своего отца- Главы <данные изъяты> Свидетель №1 разнорабочей, иногда помогла вести бухгалтерию. Ишбердину Р.Д. она знает, та просила устроить ее на работу в <данные изъяты> Свидетель №1 Она поговорила с отцом, тот согласился принять Ишбердину Р.Д. на работу. Каким образом происходило оформление Ишбердиной Р. на работу в <данные изъяты> Свидетель №1, она не знает, участия в этом не принимала. Ишбердина Р.Д. на работу не выходила, производились ли отчисления в Пенсионный Фонд на Ишбердину Р., она также не знает.
С согласия сторон, судом оглашены показания Свидетель №4, данные ею в ходе расследования дела. Из показаний свидетеля следует, что она, примерно с 2017 года по 2020 год работала у <данные изъяты> Свидетель №1, основной деятельностью которого было разведение овец. Хозяйство находилось на территории домовладения Свидетель №1, в д. <адрес> РБ. В штате крестьянско - фермерского хозяйства состояло 2 работника- она и Свидетель №7, разнорабочий. К
Свидетель №1 временно, на сезонную работу приходили местные жители. Летом ДД.ММ.ГГГГ года, к ней обратилась Ишбердина Р. Д., с просьбой устроить ее на работу к ИП Свидетель №1, разнорабочей. Она, зная, что у Ишбердиной Р.Д. есть малолетние дети, пожалела ее, и попросила Свидетель №1 принять Ишбердину Р.Д. на работу, сказав, что это ее знакомая и ей нужна работа. Свидетель №1 оформил Ишбердину Р.Д. разнорабочей. Составили ли они трудовой договор, она не знает. В августе <данные изъяты> года, Ишбердина Р.Д. обратилась к ней с просьбой оформить какие - то документы, проставить на них печати <данные изъяты> Свидетель №1 Она, думая, что та работает у ИП Свидетель №1, передала ему эти документы, на которых он поставил свою печать, ставил ли он там свои подписи, не знает. Позже Свидетель №1 сообщил ей, что после того, как он принял на работу Ишбердину Р.Д., то ее ни разу не видел. Он сказал, что ждал, когда Ишбердина Р. приступит к своим обязанностям, поэтому делал соответствующие отчисления в пенсионный фонд и налоговую службу. Также, весной <данные изъяты> года, <данные изъяты> Свидетель №1 оставлял свою печать в <адрес>, у нее, тогда же, к ней обратилась Ишбердина Р.Д., попросив поставить печать <данные изъяты> Свидетель №1 в каком - то соглашении, каком именно, точно не знает, не читала его. На тот момент имелась ли подпись от имени Свидетель №1 в соглашении или нет, не помнит. Так как печать находилась у нее, печать на соглашении в апреле ДД.ММ.ГГГГ года поставила она. Так же, Ишбердина Р.Д. до этого случая, в <данные изъяты> году, просила поставить печать на каких - то копиях документов, сказав, что ей нужно, для чего не сказала. Учет рабочего времени работников хозяйства Свидетель №1 она не вела, так как часто она находилась в <адрес>, а в хозяйстве у Свидетель №1 работал только он сам и второй работник Свидетель №7, потребности в ведении учета рабочего времени из - за этого не имелось (т.1 л.д. 188-189).
Свои показания Свидетель №4 в судебном заседании подтвердила.
С согласия сторон, судом оглашены показания свидетеля Свидетель №6, из которых следует, что она проживает совместно с мужем Свидетель №1 Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, ее муж являлся индивидуальным предпринимателем <данные изъяты>, основной деятельностью которой было разведение овец. Хозяйство находилось на территории их домовладения в д. <адрес> РБ. В штате <данные изъяты> состояло 2 работника, а именно Свидетель №4, которая работала бухгалтером, примерно с <данные изъяты> год, до момента закрытия <данные изъяты>. Вторым работником был Свидетель №7, который являлся разнорабочим. Кроме них, к мужу, временно, на сезонную работу приходили местные жители д. Идельбаково. При этом, Ишбердина Р.Д. у мужа в хозяйстве не работала. Ее муж рассказывал, что по просьбе бухгалтера, принял Ишбердину Р.Д. разнорабочей, думая, что она будет стричь овец и выполнять различные работы в хозяйстве. Однако Ишбердина Р.Д. не явилась на работу ни одного дня (т.1 л.д. 190-191).
В порядке ст. 281 УПК РФ, судом оглашены показания свидетеля Свидетель №7, из которых следует, что он долгое время, до ДД.ММ.ГГГГ года, работал разнорабочим у индивидуального предпринимателя <данные изъяты> Свидетель №1 Основной деятельностью хозяйства было разведение овец. Хозяйство находилось на территории домовладения Свидетель №1 В хозяйстве работали постоянно только два человека, это он и Свидетель №4 - бухгалтер. Ишбердину Р.Д. он не знает (т.1 л.д. 193-195).
С согласия сторон, судом оглашены показания свидетеля ФИО22 из которых следует, что его жена- Ишбердина Р.Д., в ДД.ММ.ГГГГ году подала заявление в <адрес> и получила субсидию на улучшение жилищных условий, сертификат на получение субсидии ей выдали весной 2018 года. Эту субсидию, направленную на улучшение жилищных условий по целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» они использовали для достройки дома, заказав стройматериалы у Свидетель №10 Каким образом им выделили субсидию, он не знает, при оформлении документов он не участвовал, оформлением и другими тонкостями не интересовался. Он лишь следил за ходом строительства дома и доставкой стройматериалов. О том, что субсидия получена незаконно, он не знал, какие - либо документы, он не оформлял (т.2 л.д. 1-2).
В порядке ст. 281 УПК РФ, оглашены показания свидетеля Свидетель №9, из которых следует, что он является директором <данные изъяты>». Организация занимается разработкой проектно-сметных документаций. Он является специалистом в области разработки сметных документаций. По предоставленным на обозрение документам сметы строительства жилого <адрес> РБ может пояснить, что смета была составлена со слов заказчика Ишбердиной Р.Д. по стоимости планируемых заказчиком расходных материалов. Выезд по месту строительства при составлении сметы не осуществляется (т.2 л.д. 3-5).
Судом, с согласия сторон оглашены показания свидетеля Свидетель №10, из которых следует, что он является предпринимателем в сфере торговли строительными материалами. По предоставленным на обозрение документам сметы строительства жилого <адрес> РБ может пояснить, что действительно, в ДД.ММ.ГГГГ году, им был принят заказ на предоставление строительных материалов для строительства жилого дома. Заказчик Ишбердина Р.Д. получила стройматериалы, заплатив за это деньги, которые были переведены с ее банковского счета, сумма около 800000 рублей, точно не помнит. Он не принимал участия в строительстве этого дома (т.2 л.д. 35-37).
Кроме признания своей вины подсудимой, показаний представителей потерпевших, свидетелей, вина Ишбердиной Р.Д. подтверждается также следующими материалами уголовного дела:
- протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого у Свидетель №1 изъята печать <данные изъяты> Свидетель №1, свободные образцы почерка (т.1 л.д. 171-174),
- протоколом получения образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого у Свидетель №1 изъяты экспериментальные образцы почерка и подписей (т.1 л.д. 176-177),
- протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлено: осматриваемая печать индивидуального предпринимателя <данные изъяты> Свидетель №1, круглой формы, в пластиковом корпусе. На печати имеется эластичное рельефное клише, образующее оттиск при нанесении красящего вещества и соприкосновении с поверхностью. На момент осмотра каких - либо видимых повреждений корпуса и клише не имеется (т.1 л.д. 178-180),
- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрено здание и кабинет отдела экономического развития и предпринимательства Администрации муниципального района <адрес> РБ, расположенный по адресу: РБ, <адрес>. В ходе осмотра места происшествия, изъяты копии платежных поручений .... от ДД.ММ.ГГГГ, .... от ДД.ММ.ГГГГ, .... от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 196-202),
- протоколом получения образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого по адресу: РБ, <адрес>Б у Ишбердиной Р.Д. изъяты экспериментальные образцы почерка и подписей (т.1 л.д. 216-217),
- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрено домовладение Ишбердиной Р.Д., расположенное по адресу: РБ, <адрес>. В ходе осмотра места происшествия изъяты сведения о состоянии ИПС застрахованного лица, образцы свободного почерка (т.1 л.д. 229-235),
- протоколом очной ставки свидетеля Свидетель №1 с подозреваемой Ишбердиной Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой допрашиваемый лица подтвердили показания друг друга ( т.1 л.д. 246-250),
- заключением эксперта .... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, при сравнении рукописных записей от имени Свидетель №1 в соглашении б/н от ДД.ММ.ГГГГ; в копии трудовой книжки на имя Ишбердиной Р.Д.; в копии трудового договора .... от ДД.ММ.ГГГГ; в заявлении от имени Ишбердиной Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, с образцами почерка Свидетель №1, были установлены различия по общим признакам (по степени выработанности, преобладающей форме движений, степени связанности, нажиму и т.п.) частным признакам. В связи с тем, что в исследуемых документах степень выработанности почерка выше, чем в образцах Свидетель №1, можно сделать вывод, что рукописные записи в исследуемых документах выполнены не Свидетель №1, а другим лицом. Рукописные записи от имени Свидетель №1 в соглашении /н от ДД.ММ.ГГГГ, в копии трудовой книжки на имя Ишбердиной Р.Д., в копии трудового договора .... от ДД.ММ.ГГГГ, в заявлении от имени Ишбердиной Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены не Ишбердиной Р.Д., а другим лицом (т.2 л.д. 30-33),
- заключением эксперта .... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого- оттиск круглой печати «<данные изъяты> Свидетель №1» на представленных документах в количестве 5 штук соответствуют экспериментальным образцам оттисков круглой печати <данные изъяты> Свидетель №1» (т.2 л.д. 23-26),
- протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, осмотрены следующие документы:
дело получателя субсидии, которое содержит:
- копия паспорта Ишбердиной Р.Д., серии .... ....,
- копия паспорта Свидетель №8, серии .... ....,
- копия свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, серия .... ....,
- копия свидетельства о рождении ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, серия .... ....,
- копия свидетельства о рождении ФИО8 отДД.ММ.ГГГГ, серия .... ....,
- заявление Ишбердиной Р.Д. о включении в состав участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от ДД.ММ.ГГГГ, входящий .... от ДД.ММ.ГГГГ,
- выписка из протокола .... от ДД.ММ.ГГГГ, жилищной комиссии администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о нуждаемости Ишбердиной Р.Д. в улучшении жилищных условий,
- выписка из домовой книги, где указано 6 членов семьи по адресу: РБ, <адрес>,
- справка СП <данные изъяты> сельсовет, о составе семьи, где включены Свидетель №8, ФИО7, ФИО8,
- договор между Администрацией муниципального района <адрес>, ООО «<данные изъяты> и Ишбердиной Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о поручении Администрации <данные изъяты>+» осуществления строительного контроля за ходом строительства объекта индивидуального жилищного строительства, финансируемого на условиях софинансирования по Программам по адресу: РБ, <адрес>,
-копия технического паспорта жилплощади по адресу: РБ, <адрес>,
- справка СП Исянгуловский сельсовет, о том, что Ишбердина Р.Д. поставлена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ ....,
-копия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ ....-зем,
-копия Акта приема - передачи земельного участка,
-копия расчета годовой арендной платы за земельный участок на <данные изъяты> год,
-копия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>,
-сметная документация <данные изъяты>» на двадцати восьми листах, на строительство жилого дома по адресу: РБ, <адрес>,
-справка о стоимости выполненных работ и затрат на строительство дома по адресу: РБ, <адрес>, в ценах ДД.ММ.ГГГГ года с приложением акта о приемке выполненных работ, имеются подписи Ишбердиной Р.Д., итог затрат -735 504 рублей,
-копия протокола заседания комиссии по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года» от ДД.ММ.ГГГГ,
-корешок свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности .... от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющая, что Ишбердина Р.Д. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, имеются печать министерства сельского хозяйства РБ, подпись заместителя министра сельского хозяйства РБ,
-соглашение б/н от ДД.ММ.ГГГГ на пяти листах, которое содержит общие положения, предмет соглашения, обязательства сторон, права и обязанности получателя социальной выплаты, заключительные положения, записи и подписи от имени участников сторон,
-копия трудового договора .... от ДД.ММ.ГГГГ с записями на четырех листах, которая содержит информацию о трудоустройстве Ишбердиной Р.Д. у <данные изъяты> Свидетель №1, заверенную от имени Свидетель №1, скрепленную его печатью,
-копия трудовой книжки с записями на трех листах, которая содержит информацию о трудоустройстве Ишбердиной Р.Д. у <данные изъяты> Свидетель №1, заверенную от имени Свидетель №1, скрепленную его печатью,
Также осмотрены -копия платежного поручения .... от ДД.ММ.ГГГГ на одном листе. В платежном поручении отражены сведения о переводе с банковского счета .... на имя Отдела .... Управления Федерального казначейства по <адрес> (Бюджет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан - Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан денежных средств на банковский счет в <данные изъяты>» на имя Ишбердиной Р.Д. .... в сумме 40430 рублей 28 копеек. Имеется печать Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан,
- копия платежного поручения .... от ДД.ММ.ГГГГ на одном листе. В платежном поручении имеются сведения о переводе с банковского счета .... на имя Отдела .... Управления Федерального казначейства по <адрес> (Бюджет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан - Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан денежных средств на банковский счет в <данные изъяты> на имя Ишбердиной Р.Д. .... в сумме 327424 рублей 44 копеек. Имеется печать Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан,
- копия платежного поручения .... от ДД.ММ.ГГГГ на одном листе. В платежном поручении имеются сведения о переводе с банковского счета .... на имя Отдела .... Управления Федерального казначейства по <адрес> (Бюджет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан - Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан денежных средств на банковский счет в АО «Россельхозбанк» на имя Ишбердиной Р.Д. .... в сумме 447145 рублей 28 копеек. Имеется печать Аминистрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан,
-сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица составлены на трех листах, содержат сведения о начислении пенсионного коэффициента с лицевого счета <данные изъяты> Свидетель №1, Центра занятости населения, <данные изъяты>», территориального органа федеральной службы государственной статистики по <адрес>. Имеется оттиск синей печати <данные изъяты>, подпись должностного лица,
- протоколы с образцами личного почерка и подписей Свидетель №1, изъятые протоколом получения образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ на десяти листах,
- договор купли продажи племенных животных от ДД.ММ.ГГГГ с свободными образцами личного почерка и подписей Свидетель №1, изъятые протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ на десяти листах,
-протоколы с образцами личного почерка и подписей Ишбердиной Р.Д., изъятые протоколом получения образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ на десяти листах,
-заявление Ишбердиной Р.Д. с просьбой оформить технический план объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, с прилагаемыми документами, содержащие свободные образцы личного почерка и подписей Ишбердиной Р.Д., изъятые протоколом ОМП от ДД.ММ.ГГГГ на пятнадцати листах (т. 2 л.д. 38-47).
Таким образом, на основании приведённых выше, согласующихся между собой доказательств, суд приходит к выводу о виновности Ишбердиной Р.Д. в совершении преступления и квалифицирует её действия по ч.3 ст.159.2 УК РФ, как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств, при получении субсидий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере.
К такому выводу суд приходит из анализа исследованных в судебном заседании материалов уголовного дела, показаний представителей потерпевших, свидетелей.
Так, из показаний представителей потерпевших ФИО5, ФИО12, ФИО6, свидетеля Свидетель №2 следует, что право на получение субсидии в рамках федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации .... от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до 2020 года», с ДД.ММ.ГГГГ, имеют только лица, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, проживающие в сельской местности, и занятые в сельскохозяйственном производстве либо социальной сфере сельской местности, то есть, не соответствуя требованиям вышеуказанной программы. Ишбердина Р.Д. не соответствовала указанным требованиям, предоставила ложные сведения и получила указанную субсидию (т.1 л.д л.д. 53-58,78-82,138-141,94-97).
Из показаний свидетелей Свидетель №3 следует, что в августе <данные изъяты> года в Администрацию МР <адрес> РБ с заявлением о получении субсидии по указанной выше федеральной целевой программе обратилась Ишбердина Р.Д., которая предоставила необходимые документы. В 2018 году она предоставила обновленные документы и получила субсидию на завершение строительства жилого дома. При этом, как оказалось, она представила документы, не соответствующие действительности (т.1 л.д. 155-157).
Из показаний свидетелей Свидетель №1, Свидетель №4, Свидетель №7, Свидетель №6 следует, что Ишбердина Р.Д. не работала в <данные изъяты> Свидетель №1 (т.1 л.д. 167-169,188-189,190-191,193-195).
Суд принимает как достоверные и допустимые доказательства, показания представителей потерпевших ФИО5, ФИО12, ФИО6, свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, Свидетель №4, Свидетель №7, Свидетель №6, поскольку они последовательны и непротиворечивы, согласуются между собой, и с исследованными в ходе судебного заседания, материалами дела.
Кроме того, Ишбердина Р.Д., как в ходе расследования дела, так и в ходе судебного разбирательства не отрицала свою вину в совершении преступления и дала признательные показания, которые также согласуются с показаниями представителей потерпевших и свидетелей и материалами дела.
Доводы подсудимой и ее защитника о том, что документы на получение субсидии она не подделывала, кто составлял фиктивные документы, она не знает, по мнению суда не свидетельствуют об отсутствии в действиях Ишбердиной Р.Д. состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 ч.3 УК РФ, поскольку при рассмотрении уголовного дела, достоверно установлено, что Ишберина Р.Д., заведомо зная, что не является работником сельского хозяйства и не имеет права на получение субсидии по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года», предоставила в Администрацию МР <адрес> РБ не соответствующие действительности документы о ее трудоустройстве в сельхозпредприятии, при этом достоверно знала о том, что в <данные изъяты> Свидетель №1 она не работала, не работает и не желает работать.
По этим же основаниям суд не принимает во внимание доводы подсудимой о том, что полученные денежные средства она использовала по прямому назначению- для завершения строительства дома в сельской местности, поскольку какого либо права на получение данной субсидии, являющейся по своей сути льготной субсидией, у нее не имелось.
При назначении наказания Ишбердиной Р.Д., суд учитывает, согласно ч.3 ст.60 УК РФ, характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, как смягчающие обстоятельства, суд учитывает, что она ранее не судима, к уголовной и административной ответственности не привлекалась, положительно характеризуется по месту жительства, на учете у врача нарколога не состоит, а также согласно ст. 61 ч. 1 п. «г» УК РФ, наличие двух малолетних детей у виновной, признание вины, раскаяние в содеянном, совершение преступления впервые.
Обстоятельств, отягчающих наказание Ишбердиной Р.Д., суд не усматривает.
При обстоятельствах, установленных судом, несмотря на тяжесть совершенного Ишбердиной Р.Д. преступления, суд считает исправление и перевоспитание подсудимой возможным без изоляции её от общества, в соответствии со ст.73 УК РФ, применив в отношении неё условное осуждение, при этом учитывая влияние назначенного наказания на исправление осужденной.
С учётом фактических обстоятельств дела, характера, степени общественной опасности содеянного, тяжести преступления, оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую, в порядке ч.6 ст. 15 УК РФ, а также для применения ст.64 УК РФ, суд не находит.
Обсудив гражданские иски Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на сумму 447145 рублей 28 копеек, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на сумму 327424 рублей 44 копеек, и Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на сумму 40430 рублей 28 копеек, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Представители истцов в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом, заявлений об отказе от исковых требований не заявляли, представитель Минсельхоза РФ, просил суд рассмотреть дело и гражданский иск без его участия. От представителей Минсельхоза РБ и Администрации МР <адрес> РБ, ходатайств о рассмотрении исковых требований в их отсутствие не поступало.
Подсудимая Ишбердина Р.Д. исковые требования не признала, пояснив, что полученные денежные средства потрачены на завершение строительства жилого дома, то есть, использованы по назначению.
Защитник ФИО10 также просила в иске отказать, в случае удовлетворения иска просила суд предоставить подсудимой рассрочку исполнения решения суда по искам.
Как установлено судом, Ишбердина Р.Д. незаконно получила субсидию в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на <данные изъяты> годы и на период до <данные изъяты> года», не имея на то законных оснований, чем причинила ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Республики Башкортостан и бюджету <адрес> Республики Башкортостан на указанные в суммы, в связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчицы заявленные Минсельхозом РФ к взысканию денежные средства, поскольку они получены в результате совершения преступных действий.
Доводы подсудимой Ишбердиной Р.Д. о том, что денежные средства взысканию не подлежат, в связи с использованием денег по назначению, то есть для завершения строительства дома, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку как было указано выше, у подсудимой не имелось законных оснований для получения субсидии в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года», использование подсудимой денег для завершения строительства жилья, в данном случае какого-либо правового значения не имеет.
Что касается исковых требований Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о взыскании с подсудимой материального ущерба, суд приходит к следующему.
Гражданский иск может быть оставлен без рассмотрения также при неявке в судебное заседание гражданского истца или его представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 250 УПК РФ: если об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель; иск поддерживает государственный обвинитель; подсудимый полностью согласен с предъявленным иском.
Учитывая, что представители истцов не просили рассмотреть гражданские иски в их отсутствие, подсудимая с исковыми требованиями не согласна, государственный обвинитель полагал оставить иски без рассмотрения, фактически не поддержав исковые требования, суд считает необходимым исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан оставить без рассмотрения, признав за истцами право предъявить исковые требования в порядке гражданского судопроизводства. При этом суд считает необходимым отметить, что исковые заявления Минсельхоза РБ и Администрации МР <адрес> РБ о возмещении материального вреда, приобщенные к материалам уголовного дела, не позволяют определить фактические основания, существо предъявленных требований, поскольку не указаны истец, ответчик, в чью пользу подлежит взысканию ущерб, что препятствует рассмотрению иска.
В судебных заседаниях гражданские истцы не участвовали, что не позволило суду предложить истцам устранить имеющиеся недостатки.
Рассмотрев заявление подсудимой и ее защитника о предоставлении рассрочки исполнения приговора в части гражданского иска, суд приходит к следующему.
Вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 19, ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка либо рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Принимая решение в этой части, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Ишбердиной Р.Д. о рассрочке исполнения приговора суда в части гражданского иска в связи с отсутствием достаточных доказательств, подтверждающих тяжелое материальное положение ее семьи, делающее невозможным оплату ущерба в испрашиваемых суммах, и какого-либо имущества, за счет которого возможно исполнение постановления суда.
Наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, необходимость оплаты коммунальных платежей, совершение платежей по кредиту, а также отсутствие у подсудимой заработной платы, не могут служить достаточным основанием для рассрочки взыскания, учитывая, что подсудимая работоспособна, какими-либо заболеваниями, препятствующими получению дохода, не страдает, Ишбердина Р.Д. замужем, сведений о том, что ее супруг по уважительным причинам не может осуществлять трудовую деятельность и получать доходы, не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года №104-О, основания для отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения должны носить исключительный характер и возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Принимая решение, суд также учитывает факт наличия обеспечительных мер, принятых в ходе расследования дела в отношении имущества должника, при реализации которого могут быть погашены ее финансовые обязательства перед потерпевшими.
Таким образом, судом не установлено наличие обстоятельств исключительного характера, при которых исполнение судебного акта подсудимой в силу объективных причин являлось бы невозможным без предоставления рассрочки.
В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу" разъяснено, что если по уголовному делу на имущество обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска был наложен арест, то в случае удовлетворения гражданского иска суд в приговоре указывает имущество, соразмерное удовлетворенным требованиям, арест на которое сохраняет свое действие до исполнения приговора в части гражданского иска.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 309 УПК РФ и вышеприведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ суд считает необходимым сохранить арест на арестованное имущество Ишбердиной Р.Д. - автомобиль марки <данные изъяты>" в целях исполнения приговора в части гражданского иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Ишбердину Р. Д. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ, и назначить ей наказание в виде 2 лет 8 месяцев лишения свободы.
В соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком на 2 года.
Возложить на Ишбердину Р.Д. обязанность не менять постоянного места жительства в течение испытательного срока без уведомления уголовно-исполнительной инспекции и ежемесячно являться в УИИ для регистрации.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Ишбердиной Р.Д. до вступления приговора в законную силу, оставить без изменения.
Вещественные доказательства: дело получателя субсидии Ишбердиной Р.Д., копии платежных поручений, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, образцы экспериментального почерка и подписей Свидетель №1, образцы экспериментального почерка и подписей Ишбердиной Р.Д., - оставить при деле.
Гражданский иск Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, удовлетворить, взыскать с Ишбердиной Р. Д. в пользу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации денежные средства в сумме 447145,28 рублей, перечислив их по следующим реквизитам:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Минсельхоз России л/с 04951000820), ИНН: 7708075454, КПП: 770801001, ОКТМО: 45378000, л/с 04951000820, Банк получателя: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК <адрес>, БИК Банка: 024501901, Единый казначейский счет: 40...., Казначейский счет: 03...., КБК:082 1 16 10100 01 0000 140.
Гражданские иски Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, на основании ч. 3 ст. 250 УПК РФ,- оставить без рассмотрения, сохранив за ними право на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
Арест на автомобиль марки "<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, наложенный постановлением Кугарчинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ, сохранить, в целях исполнения приговора в части гражданского иска.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течении 10 суток со дня провозглашения.
Апелляционные жалобы и представление подаются через Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Разъяснить, что осужденная Ишбердина Р.Д., в случае подачи апелляционной жалобы вправе ходатайствовать о рассмотрении апелляционной жалобы с её участием.
Председательствующий судья Абдрахимов Г.А.