Судья Дармаева Б.Д. Дело №7-21-1275/2023
(1-я инстанция №12-52/2023)
УИД 75RS0008-01-2023-000825-93
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чита 25 декабря 2023 г.
Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видео-конференц-связи жалобу НВЯ на постановление главного государственного инспектора по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя по пожарному надзору от 16.06.2023 и решение судьи Борзинского городского суда Забайкальского края от 08.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации городского поселения «Борзинское» НВЯ,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю № 40 от 16.06.2023 глава администрации городского поселения «Борзинское» НВЯ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 30000 рублей.
Решением судьи Борзинского городского суда Забайкальского края от 25.07.2023 постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ (л.д. 92-95).
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 18.09.2023 данное решение отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в городской суд.
При новом рассмотрении решением судьи Борзинского городского суда Забайкальского края от 08.11.2023 постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, НВЯ ставит вопрос об отмене постановления должностного лица от 16.06.2023 и решения судьи от 08.11.2023, как незаконных.
Жалоба подана в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
НВЯ в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края ВСА против удовлетворения жалобы возражала.
Допрошенный в качестве свидетеля ТИН (должностное лицо, вынесшее постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), против удовлетворения жалобы возражал, дал пояснения по обстоятельствам вынесения данного постановления.
Заслушав прокурора ВСА, показания ТИН, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ)).
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима, под которым понимаются дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу ст.38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима, Правила).
Пунктом 67 Правил установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Постановлением Губернатора Забайкальского края № 11 от 28.02.2023 "Об установлении на территориях муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края особого противопожарного режима" в том числе в границах муниципального района "Борзинский район" с 01.03.2023 введен особый противопожарный режим.
Постановлением главы городского поселения «Борзинское» №219 от 03.04.2023 особый противопожарный режим на территории городского поселения «Борзинское» введен с 08.04.2023.
Пунктом 4 данного постановления физическим и юридическим лицам, в том числе собственникам жилых помещений в домах блокированной застройки, помимо прочего предписано убрать сухую растительность и мусор безогневым способом на всей отведенной территории и по внешнему периметру земельного участка на расстоянии до 10 м по периметру домовладения со стороны въезда (входа) – 3 м в срок до 20.04.2023 (в постановлении вместо 20.04.2023 ошибочно указано 20.04.2021, что расценивается как явная описка в указании даты, не влияющая на существо названного документа).
Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на главу городского поселения «Борзинское» НВЯ (п.7 постановления).
Как установлено из материалов дела, Борзинской межрайонной прокуратурой, в том числе, с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю с 02.05.2023 по 15.05.2023 проведена проверка исполнения законодательства по пожарной безопасности в отношении городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район».
По результатам данной проверки выявлены нарушения вышеприведенных требований Федерального закона №69-ФЗ и Правил противопожарного режима и установлено, что территория указанного городского поселения не очищена от сухой травянистой растительности и мусора по следующим адресам:
- участок местности вблизи ул.Семенихина, д. 1 «а»,
- северо-восточная сторона от городского кладбища (расположена несанкционированная свалка бытового мусора на площади около 16 Га),
- жилой сектор с северо-западной стороны от огородов домов № 33,35 по ул.Журавлева (расположена несанкционированная свалка бытового мусора на площади около 100 кв.м),
- жилой сектор с юго-западной стороны от огородов домов №№ 127, 129, 131, 133 по ул.Лазо, возле дома по ул. Лазо, д.115 «В» (расположена несанкционированная свалка бытового мусора на площади около 200 кв.м),
- жилой сектор по ул.Рабочей напротив дома №101 (расположена несанкционированная свалка бытового мусора на площади около 500 кв.м);
- жилой сектор по ул.Рабочей напротив домов №№ 69, 71 (расположена несанкционированная свалка бытового мусора на площади около 100 кв.м);
- район МОУ СОШ №41 по ул.Шамсутдинова за домами №№ 28, 34 (расположена несанкционированная свалка бытового мусора и зольных отходов на площади около 2 Га);
- жилой сектор по ул.Гастелло напротив дома №6 возле гаражей (расположена несанкционированная свалка бытового мусора и зольных отходов на площади около 100 кв.м);
- жилой сектор по ул.Красноармейской напротив дома №3 (несанкционированная свалка бытового мусора и зольных отходов на площади около 500 кв.м);
- жилой сектор по ул.Промышленной напротив дома №49, кв.2 (несанкционированная свалка бытового мусора и зольных отходов на площади около 100 кв.м),
- юго-западная сторона бывшего мясокомбината по ул.Промышленной от модульной котельной до угольного склада по ул.Промышленной, д.6А (имеется несанкционированная свалка бытового мусора и зольных отходов на площади около 6 Га),
- жилой сектор по ул.Забайкальской (имеется две несанкционированные свалки бытового мусора и зольных отходов на площади около 100 кв.м и 1000 кв.м соответственно);
- в 600 м в северо-восточную сторону от убойного цеха по ул. Гора Буха (расположена свалка бытового мусора и зольных отходов на площади около 500 кв.м).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 26.05.2023 заместителем Борзинского межрайонного прокурора в отношении главы городского поселения «Борзинское» НВЯ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и последующего его привлечения к административной ответственности по данной правовой норме обжалуемым постановлением должностного лица административного органа, оставленным без изменения решением судьи районного суда.
Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о нарушении требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2023 (т.1 л.д.14-19), актом проверки от 02.05.2023 с фототаблицей к нему (т.1 л.д.20-23), справкой о результатах проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности с приложением в виде фототаблицы (т.1 л.д.58-68) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Решением Совета городского поселения «Борзинское» №348 от 01.12.2021 НВЯ избран на должность главы городского поселения «Борзинское» (т.1 л.д.148), с этой же даты вступил в данную должность (т.1 л.д.149).
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичное закреплено п.12 ч.1 ст.8 устава городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края (далее также – Устав) (т. 1 л.д.128 оборот).
Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности.
В свою очередь, первичные меры пожарной безопасности подразумевают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст.1 Федерального закона №69-ФЗ).
В силу положений ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в качестве субъектов данного административного правонарушения могут выступать также и должностные лица.
Согласно п.1 ст. 28 Устава глава городского поселения является высшим должностных лицом городского поселения и наделяется Уставом в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского поседения.
Следовательно, НВЯ, будучи главой администрации городского поселения «Борзинское», является ответственным должностным лицом за соблюдение требований пожарной безопасности на территории данного поселения. Отвечая в целом за состояние противопожарного режима на территории городского поселения, и будучи наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, глава городского поселения обязан в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, осуществлять контроль выполнения иными лицами необходимых действий, направленных на их соблюдение.
При таком положении вывод должностного лица и судьи о наличии в деянии НВЯ состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и нормам материального права.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к тому, что вмененное главе администрации бездействие допущено не было: постановлением главы городского поселения «Борзинское» №219 от 03.04.2023 «О введении особого противопожарного режима на территории городского поседения «Борзинское» физическим и юридическим лицам указано на необходимость убрать сухую растительность и мусор безогневым способом на соответствующих участках, для проведения контроля организована работы МБУ «Благоустройство» с 01.04.2023 по 01.06.2023 (т.2 л.д.27); выдано 361 предписание по очистке прилегающих территорий, согласно актам приемки выполненных работ от 28.02.2023, 30.06.2023, 31.07.2023 проводилась работа по ликвидации несанкционированной свалки по ул.Промышленной и иным адресам на территории г.Борзя (т.2 л.д.24-26); 12.07.2023 направлено письмо в министерство природных ресурсов Забайкальского края о включении в проект «Экология», «Генеральная уборка», однако финансовая помощь администрации не была оказана (т.2 л.д.16-17, 31); в адрес собственника земельного участка по ул.Гастелло, около дома №6, где расположена несанкционированная свалка, администрацией 10.06.2020 направлено уведомление о приведении земельного участка в надлежащее состояние и инициировано проведение прокурорской проверки (т.2 л.д.28-30); администрацией городского поселения совместно с МБУ «Благоустройство» на постоянной основе проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок, которые образуются вновь вследствие недобросовестности жителей городского поселения.
Вместе с тем, данные доводы и представленные в их подтверждение сведения, как и доводы о том, что согласно ст.19 Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится лишь оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, не исключают в действиях главы администрации состава рассматриваемого правонарушения и сами по себе не освобождают орган местного самоуправления от предусмотренной п.9 ч.1 ст.14 Федеральный закон N 131-ФЗ обязанности по решению присущих ему вопросов местного значения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Выявленное в ходе проверки большое скопление бытового мусора и зольных отходов в виде несанкционированных свалок на рассматриваемых участках, а также сухая растительность (участок вблизи ул.Семенихина, д. 1 «а») напрямую свидетельствует о недостаточности принятых администрацией мер по соблюдению требований пожарной безопасности, закрепленных Правилами противопожарного режима, в связи с чем доводы жалобы об обратном отклоняются как несостоятельные.
Несогласие заявителя жалобы с выводами должностного лица и суда, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Указание во вводной части постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2023 данных Борзинского межрайонного прокурора ХДН как должностного лица, вынесшего данное постановление, вместо данных заместителя названного прокурора – ТИН с учетом содержания самого постановления, подписанного последним (т.1 л.д.14-19), его показаний в краевом суде, доводов ранее поданного протеста (т.1 л.д.98-99), письменных пояснений прокурора ХДН (т.1 л.д.238), расценивается как явная техническая описка и не ставит под сомнение тот факт, что данное постановление вынесено именно заместителем прокурора ТИН, как и не ставит под сомнение законность указанного процессуального действия. Кроме того, данный факт НВЯ по делу не оспаривался.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наказание НВЯ назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ для должностных лиц с соблюдением требований ст. ст.3.1, 4.1, 3.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление главного государственного инспектора по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Борзинскому, Оловяннинскому районам и г.Борзя управления надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю от 16.06.2023 и решение судьи Борзинского городского суда Забайкальского края от 08.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы городского поселения «Борзинское» НВЯ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст.ст.30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья С.А. Шишкарева