Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД по г. Чебоксары Ястребова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Комаровой Дарьи Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
11 марта 2021 года УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД по г. Чебоксары Ястребовым А.В. в отношении Комаровой Д.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 апреля 2021 года производство по делу, предусмотренному частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Комаровой Д.Ю. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД по г. Чебоксары Ястребов А.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение Комаровой Д.Ю. и ее защитника Никифорова В.И. об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу частей 4, 5 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия, при этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, к числу которых Площадь Республики г. Чебоксары не отнесены.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, 11 марта 2021 года УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД по г. Чебоксары Ястребовым А.В. в отношении Комаровой Д.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, согласно которому Комарова Д.Ю. 29 августа 2021 года в 15 часов 30 минут, находясь на <адрес>, приняла участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, чем нарушила требования статей 6, 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Прекращая в отношении Комаровой Д.Ю. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава администратвиного правонарушения, судья районного суда, ссылаясь на нормы Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», редакционное задание заместителя генерального директора ООО <данные изъяты> ФИО7, переписку Комаровой Д.Ю., с МИД РФ и Минюстом России, пришел к выводу о том, что Комарова Д.Ю. 29 августа 2020 года, находясь на пл. Республики возле <адрес>, выполняла журналистское задание, осуществляла видеосъемку публичного мероприятия, участие в обсуждаемых вопросах не принимала, участником несогласованного публичного мероприятия не являлась.
Вместе с тем с вынесенным судьей районного суда постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе, руководствуясь приведенной нормой, осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
Изложенные требования закона при рассмотрении дела судьей в полной мере соблюдены не были.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Комаровой Д.Ю. дела об административном правонарушении, основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Профессиональный статус журналиста, установленный Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1, распространяется также на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (статья 52).
Статьей 55 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 установлено, что аккредитация зарубежных корреспондентов в Российской Федерации производится Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.
Зарубежные корреспонденты, не аккредитованные в Российской Федерации в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности как представители иностранного юридического лица.
На корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации.
Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от их гражданства обладают установленными настоящим Законом правами и обязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 № 1055 утверждены Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации утверждены (далее - Правила аккредитации).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил аккредитации в качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации, Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации при МИДе России принимается в сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, статей 2, 47, 52, 53 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1, Правил аккредитации, обязательным условиями отнесения деятельности лица, присутствующего в месте проводимого публичного мероприятия в Российской Федерации, к профессиональной деятельности журналиста, является наличие редакционного задания зарегистрированного на территории Российской Федерации средства массовой информации, а в отношении корреспондентов иностранных средств массовой информации - аккредитации в качестве журналиста при МИД России, а также использование таким лицом ясно видимого отличительного знака представителя средства массовой информации.
В материалы дела представлена цветная светокопия редакционного задания заместителя генерального директора <данные изъяты> главного редактора ФИО8 (аккредитация МИД РФ № №), согласно которому Комарова Д.Ю., (паспорт РФ №) 29 августа 2020 года выполняет задание <данные изъяты> по освещению публичных мероприятий и акций в городе Чебоксары, в том чисел согласованных и несогласованных акций протеста, митингов, пикетов – с целью создания публикаций на интернет сайтах <данные изъяты> и в социальных сетях.
Данное редакционное задание не имеет дату его составления и номера, что не позволяет установить его фактическое наличие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Комаровой Д.Ю.
Подлинник редакционного задания Комарова Д.Ю. вышестоящему суду не представила и в материалах дела отсутствует.
При вынесении постановления судьей районного суда не принято во внимание, что <данные изъяты>), Общество с ограниченной ответственность <данные изъяты>», проект <данные изъяты> зарегистрированным в соответствии Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 средством массовой информации на территории Российской Федерации не является.
При этом включение Минюстом России Радио <данные изъяты>) и <данные изъяты> в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (www.minjust.gov.ru/ru/documents/7755/), не означает, что поименованные организации и проект являются зарегистрированными в Российской Федерации средствами массовой информации, и необходимость аккредитации корреспондентов указанных иностранных средств массовой информации в качестве журналиста при МИД России отсутствует.
Из представленных материалов не следует, что Комарова Д.Ю., присутствовавшая 29 августа 2020 года на публичном мероприятии, имела ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации и как корреспондент иностранного средства массовой информации была аккредитована в качестве журналиста при МИД РФ.
Изложенные выше обстоятельства и положения норм Федерального закона № 54-ФЗ, Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1, Правил аккредитации не позволяют прийти к выводу, что 29 августа 2020 года Комарова Д.Ю. в юридически значимый период осуществляла профессиональную деятельность в качестве журналиста зарегистрированного в Российской Федерации либо являлась корреспондентом иностранного средства массовой информации и на нее распространялся специальный статус журналиста в силу статьи 52 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1.
Оснований для вывода о наличии исключающего производство по делу обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ, у судьи районного суда не имелось.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом и изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, оставлены без внимания судьей районного суда, что повлияло на исход дела.
Указанное является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену постановления судьи.
Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Комаровой Дарьи Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Комаровой Дарьи Юрьевны отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья А.В. Голубев