дело***
УИД ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25.03.2020 года пос.Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре ***2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***4 к УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Истец ***1 обратилась с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, мотивируя свои требования тем, что *** она обратилась в УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением ответчика *** от *** ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности, подтверждено наличие специального стажа 25 лет 2 месяца 6 дней, и отказано в зачете в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации с *** по *** (1 мес.26 дн.), с *** по *** (25 дн.), с *** по *** (25 дн.), с *** по *** (27 дн.). С отказом в назначении пенсии не согласна, так как в периоды учебы на курсах повышения квалификации она работала медицинской сестрой в муниципальном учреждении здравоохранения, за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Истец ***1 просит обязать УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) засчитать в специальный стаж периоды учебы на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
В судебное заседание истец ***1 не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) ***3 в судебное заседание не явилась, направила письменные возражения, согласно которых *** ***1 обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением от *** *** истице в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности. Рассмотрен наиболее выгодный для заявителя вариант подсчета стажа при определении права с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком и периодов прохождения обучения на курсах повышения квалификации не предусмотрено. Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пп.20 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ у ***1 отсутствует. Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Пунктом 1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ (введен Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ) установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок ее назначения установлен Приложением №7 не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с *** по *** достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч. 3 ст. 30 закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с п.4 статьи 30 закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что ***5, *** года рождения, с *** по настоящее время работает медицинской сестрой в Водзимоньской участковой больнице.
*** ***1 обратилась в УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Управления *** от *** засчитано в льготный стаж истицы 25 лет 02 месяца 06 дней, и как следствие, в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности, с учетом переходных положений, в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. Указанным решением ***1 отказано в зачете в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно справке, уточняющей условия работы, ***1 в спорные периоды обучалась на курсах повышения квалификации.
Факт прохождения истицей курсов повышения квалификации в спорные периоды подтверждается приказами работодателя о направлении ее на курсы повышения квалификации и сертификатами специалиста.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Доводы ответчика о том, что в спорные периоды не осуществлялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, суд находит несостоятельными, поскольку в спорные периоды за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В силу положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности. Так, обязанность работодателя (учреждения здравоохранения) направлять медицинских работников на курсы повышения квалификации закреплена в пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Медицинские работники обязаны систематически повышать свою квалификацию, это предусмотрено Приказом Минздрава РФ от 20.11.2002 года №350 и должностными инструкциями медицинских работников, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации производится на основании приказов работодателя и является обязательной частью их трудовой деятельности.
В указанные периоды обучения на курсах повышения квалификации ***1 занимала должность медицинской сестры в учреждении здравоохранения, за ней сохранялось место работы и средний заработок, работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем данные периоды подлежит включению в ее специальный стаж.
При указанных обстоятельствах решение Управления от *** в части не включения в специальный стаж спорных периодов курсов повышения квалификации является незаконным.
Согласно ст.22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения ***1 в УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) – *** - с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ответчик засчитал в специальный стаж 25 лет 2 месяца 6 дней. Дополнительно к этому подлежат зачету в стаж периоды курсов повышения квалификации с *** по *** (1 мес.26 дн.), с *** по *** (25 дн.), с *** по *** (25 дн.), с *** по *** (27 дн.), всего 4 месяца 13 дней. Таким образом, стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, составлял у истца на день обращения в пенсионный орган более 25 лет 6 месяцев, что соответствует условию, установленному п.п.20 п. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» и положениям п.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, п.3 ст.10 Федерального закона №350-ФЗ от 03.10.2018 года о том, что пенсия может быть назначена ранее наступления срока, предусмотренного приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления такого срока.
Поскольку требуемый специальный стаж- 25 лет истицей выработан по состоянию на ***, с учетом переходных положений право на досрочное пенсионное обеспечение у нее возникает с ***. Следовательно, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения- *** подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ***6 к УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации и назначении досрочной страховой пенсии по старости- удовлетворить.
Обязать УПФР в *** Удмуртской Республики (межрайонное) включить ***1 Виталиевне, *** года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении: с *** по *** (1 мес.26 дн.), с *** по *** (25 дн.), с *** по *** (25 дн.), с *** по *** (27 дн.), и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с *** как лицу, не менее 25 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Увинский районный суд.
Судья- В.А.Ёлкина