Дело № 2-308/2022 УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Никитченко А.А.,
при помощнике судьи Голобоковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования (далее – МО) «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к совершению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведен анализ соблюдения администрацией МО «Кульдурское городское поселение» требований действующего законодательства и установлено, что постановлением главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Кульдурского городского поселения. В соответствии с нормами Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 782 от 05.09.2013 актуализация (коррекция) схем водоснабжения и водоотведения производится при наличии определенных условий в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество Кульдурского городского поселения, в том числе: водозаборная станция с резервуаром чистой воды, сети водопровода, канализационные станции, канализационные сети закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Кульдур», при этом схема водоснабжения и водоотведения поселения не была актуализирована, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на доступность водоснабжения и водоотведения, на рациональное водопользование и т.д. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием принять меры по актуализации схем водоснабжения и водоотведения поселения, которое до настоящего времени не исполнено.
Просит суд обязать администрацию МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения, а именно, привести схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Облученского района Эрлих К.А. исковые требования поддержала, уточнила, просила обязать ответчика актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения, а именно, привести схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями действующего законодательства. На сроке, указанном в иске, не настаивала, оставила данный вопрос на усмотрение суда с учетом доводов представителя ответчика.
Представитель ответчика – администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Батурина И.А. требования прокурора о возложении обязанности актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения поселения признала, со сроком, указанным в исковом заявлении, не согласилась, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Кульдурского городского поселения с ООО «Энергоцентр» заключен договор на проведение актуализации схем водоснабжения и водоотведения, который не был подрядчиком исполнен и поэтому расторгнут. До настоящего времени схемы не актуализированы в связи с отсутствием подрядной организации, кроме того, на расходные операции по счетам администрации наложен арест, следовательно, заключить договор и рассчитаться за выполненную работу в срок, указанный прокурором – до ДД.ММ.ГГГГ администрация не сможет. Просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – МУП «Кульдур» в судебное заседание не явился, согласно телефонограммы просил дело рассмотреть без его участия.
Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Положения Устава муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО содержат аналогичные полномочия поселения в области организации водоснабжения и водоотведения на территории поселения (п. 4 ст. 3 Устава). При этом реализация названных вопросов местного значения поселения в соответствии со статьей 27 Устава возложена на администрацию городского поселения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, публично-правовой обязанности по организации в границах поселения надлежащего водоснабжения и водоотведения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьей 38 которого установлено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (ч. 1 ст. 38).
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (ч. 3 ст. 38).
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 38).
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселения, городского округа была возложена обязанность в срок до 1 июля 2013 года осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны ее деятельности.
Пунктом 6 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
Согласно п. 8 Правил актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий: а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата; в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения; г) реализация мероприятий, предусмотренных планами снижения сбросов загрязняющих веществ, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пп. «д» п. 7 настоящих Правил; д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями; е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения); ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.
Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем (п. 9 Правил).
Из материалов дела установлено, что постановлением главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Кульдурского городского поселения.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Кульдурского поселения» закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Кульдур» недвижимое имущество, используемое в целях водоснабжения и водоотведения в границах поселения: водозаборная станция, водопроводные сети, канализационные станции, расположенные в <адрес> ЕАО.
Вместе с тем, схема водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения до настоящего времени не актуализирована, данный факт подтвержден исследованными материалами дела и объяснениями представителя администрации поселения в судебном заседании.
По данным обстоятельствам прокурором Облученского района ЕАО ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» внесено представление об устранении нарушений законодательства.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора глава администрации Кульдурского городского поселения ФИО указала, что администрацией заключен договор с ООО «ЭнергоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ на разработку схемы водоснабжения и водоотведения поселения, а также направлен запрос в ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» о предоставлении технической части тарифов для изготовления актуальной схемы водоснабжения и водоотведения, на который получен отказ в предоставлении запрашиваемой информации.
В сообщениях прокурору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Кульдурского городского поселения указала, что в муниципальном образовании ведется работа по техническому обследованию существующих централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», после чего схема водоснабжения и водоотведения поселения будет актуализирована и размещена на сайте администрации в сети «Интернет», работы по актуализации данной схемы запланированы на 2023 год.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией МО «Кульдурское городское поселение», как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, не приняты меры по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения поселения, что не оспаривалось ответчиком.
Неисполнение органом местного самоуправления вышеперечисленных требований закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступность водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения, на рациональное водопользование, а также не позволяет производить развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий, производить внедрение энергосберегающих технологий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на администрацию МО «Кульдурское городское поселение» обязанности актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения, а именно, привести схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке исполнения ответчиком возложенной на него обязанности, суд, учитывая представленные администрацией поселения сведения о наличии кредиторской задолженности и аресте счетов, учитывая также порядок разработки схем водоснабжения и водоотведения, считает возможным установить данный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая, что той же статьей закона органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с ответчика в данном случае не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 56, 57, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, а именно, привести схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Никитченко
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2022
Судья А.А. Никитченко