Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-352/2023 ~ М-147/2023 от 27.01.2023

Дело № 2-352/2023 Решение в окончательной форме

УИД 51RS0007-01-2023-000178-68 изготовлено 3 марта 2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2023 г. г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ватуля Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

установил:

Комитет по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области (далее – КУИ администрации г. Апатиты) обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В обоснование заявления указано, что КУИ администрации г. Апатиты установлено, что участок дороги протяженностью 27 м, с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, обладает признаками бесхозяйного имущества. Указанный объект не учитывается в реестре федерального имущества и в реестре государственного имущества, сведений о нём не имеется в ЕГРН, при этом, он включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории муниципального образования г. Апатиты. 17 июля 2020 г. указанный объект принят на учёт как бесхозяйный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (номер записи <№>), возможные правообладатели участка дороги в течение года с момента его постановки на учёт как бесхозяйного имущества обнаружены не были.

Просит суд признать право собственности на объект недвижимого имущества – участка дороги протяженностью 27 м, с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что решение суда является основанием для регистрации на него права собственности муниципального образования города Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.

Заявитель КУИ администрации г. Апатиты о времени и месте рассмотрения дела извещён, представитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Муниципальное казенное учреждение города Апатиты «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ г. Апатиты «УГХ») о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Мурманской области и Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее – МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие заявителя и представителей заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из положений пунктов 1 и 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги, понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу части 1 статьи 6 названного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьи 1, 4, 5 и 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и нормативных документов.

Исходя из положений пункта 9 статьи 5 указанного Федерального закона, следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что на территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области имеется сооружение дорожного транспорта, являющееся автомобильной дорогой протяженностью 27 м, которое расположено по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, на которое право собственности в установленном законом порядке не оформлено, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Указанный объект недвижимости не учитывается в реестре государственного имущества Мурманской области, а также в реестре федерального имущества, что следует из сведений, представленных МКУ г.Апатиты «УГХ» и МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.

17 июля 2020 г. участок дороги по указанному адресу поставлен на учет в Росреестре как бесхозяйный объект недвижимости на основании постановления Администрации г. Апатиты от 20 августа 2019 г. № 1120, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись за <№>У.

В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, действующее гражданское законодательство предусматривает возможность возникновения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, то есть имущество, которое не имеет собственника, или от которого собственник отказался, или на которое собственник утратил право собственности.

В настоящее время прошло более одного года со дня постановки на учет данной бесхозяйной недвижимой вещи – сооружения дорожного транспорта участка автомобильной дороги, расположенного по адресу: <адрес>

Права собственности на указанный объект не заявлены и не зарегистрированы.

Отсутствие надлежащим образом зарегистрированного права собственности на автомобильную дорогу, предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, создает для муниципального образования не только сложности в её техническом обслуживании при эксплуатации, но и предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, а также служит препятствием к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние.

Таким образом, учитывая, что спорный объект находится в границе муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, собственников не имеет, права собственности на указанный объект не заявлены, со дня постановки на учёт в качестве бесхозяйного имущества истёк один год, в целях приведения транспортной инфраструктуры муниципального образования в надлежащее состояние, суд считает, что требование КУИ администрации г. Апатиты о признании права муниципальной собственности на указанное сооружение дорожного транспорта – участок автомобильной дороги протяженностью 27 м с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 292-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Комитета по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области (ИНН 5101200407, ОГРН 1025100511886) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – участок дороги протяженностью 27 м, с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение суда по вступлении его в законную силу является основанием для регистрации права муниципальной собственности муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – участок дороги протяженностью 27 м, с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимость.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Алексеева

2-352/2023 ~ М-147/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КУИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.АПАТИТЫ
Другие
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МТУ РОСИМУЩЕСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
МКУ Г.АПАТИТЫ "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Алексеева А.А.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Дело оформлено
12.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее