Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-611/2023 от 13.07.2023

№ 21- 611/2023

УИД 38RS0018-01-2022-000454-33

решение

14 августа 2023 года г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО3 на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от 25 августа 2022 года Номер изъят-АП и решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 16 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения,

установил:

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 от 25 августа 2022 года Номер изъят-АП администрация Куретского муниципального образования – администрация сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Решением судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 декабря 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Иркутского областного суда от 3 апреля 2023 года решение судьи районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в суд.

Решением судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 16 мая 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Копия обжалуемого решения получена лицом, привлекаемым к административной ответственности 30 мая 2023 года (л.д.119).

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд посредством почтовой связи 7 июня 2023 года, защитник администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО3 просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Глава Куретского муниципального образования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанного лица в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать дело в его отсутствие.

В судебном заседании защитник ФИО3 доводы жалобы поддержал.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области Номер изъят-АП, материалы дела Ольхонского районного суда Иркутской области Номер изъят, проанализировав доводы жалобы и приложенные к ней документы, приобщенные к материалам дела и исследованные в судебном заседании, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закон об исполнительном производстве.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Из материалов дела об административном правонарушении и материалов судебного дела установлено следующее.

27 августа 2018 года Ольхонским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № 2а-219/2018 вынесено решение, которым суд обязал администрацию Куретского муниципального образования – администрацию сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку площадью 2,3 га на территории земельного участка, расположенного в местности Бориса Куретского муниципального образования Ольхонского района, в границах точек с координатами N52°49"18,6" Е106°11"01,2"; N52°49"18,5" Е106°11"03,7"; N52°49"32,2"Е 106°11"06,9"; N52°49"31,5" Е106°11"05,4", путем очистки территории от твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании указанного решения суда 6 августа 2019 года выдан исполнительный лист серии ФС Номер изъят.

15 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнен, 3 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Копия постановления получена должником 16 сентября 2020 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 июня 2022 года должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 8 июля 2022 года. Копия постановления получена должником 23 июня 2022 года.

К указанному сроку 8 июля 2022 года содержащиеся в исполнительном документе требования не исполнены, о чем составлен акт 18 августа 2022 года.

В отношении администрации Куретского муниципального образования 24 августа 2022 года составлен протокола Номер изъят-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25 августа 2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО2 вынесено постановление Номер изъят-АП о привлечении администрации Куретского муниципального образования к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья Ольхонского районного суда Иркутской области согласился с изложенными в нем выводами, не проверив порядок привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает выяснение вопросов о том, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, после чего принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу части 3 статьи 25.15 названного Кодекса место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Таким образом, названные положения законодательства обязывают должностное лицо извещать юридическое лицо с соблюдением указанных требований законодательства. Причем, извещение защитника, допущенного к участию в деле, не освобождает должностное лицо от извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, а также его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

При извещении указанных лиц следует также иметь ввиду, что все извещения направляются участникам административного производства заблаговременно, с целью соблюдения их процессуальных прав, права на защиту, а также порядка привлечения к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, 18 августа 2022 года администрацией муниципального образования получено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 24 августа 2022 года для составления протокола об административном правонарушении.

24 августа 2022 года к судебному приставу-исполнителю явился защитник органа местного самоуправления ФИО3, который участвовал при составлении протокола об административном правонарушении и получил его копию.

В указанном протоколе имеются сведения о рассмотрении дела об административном правонарушении 25 августа 2022 года в 14 часов 30 минут.

В нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 30.4, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда не истребованы в службе судебных приставов сведения о заблаговременном извещении юридического лица и законного представителя органа местного самоуправления о рассмотрении дела об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем 25 августа 2022 года в 14 часов 30 минут.

На эти нарушения указано судьей Иркутского областного суда в решении от 3 апреля 2023 года (л.д.99-103).

При новом рассмотрении дела судья районного суда проигнорировал данное указание и вновь не проверил порядок привлечения юридического лица к административной ответственности.

Из материалов дела также усматривается, что определением судьи районного суда от 19 апреля 2023 года рассмотрение жалобы назначено 11 мая 2023 года в 12 часов 00 минут.

Определением судьи районного суда от 11 мая 2023 года рассмотрение дела отложено на 16 мая 2023 года в 14 часов 00 минут.

Указанное определение направлено в адрес администрации Куретского муниципального образования посредством электронной связи 16 мая 2023 года в 11 часов 19 минут (л.д.112).

Каких-либо иных данных, указывающих на то, что законный представитель администрации Куретского муниципального образования получил данное извещение заблаговременно, в материалах дела не имеется, фиксация получения данного извещения таким способом не обеспечена.

Телефонограммой от 16 мая 2023 года в 11 часов 45 минут секретарь судебного заседания ФИО4 известила защитника ФИО3 о рассмотрении дела 16 мая 2023 года без указания времени (л.д.113).

При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда вынесено с нарушением требований статей 1.6, 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Вышестоящим судом в данном случае является Иркутский областной суд, в который подаются жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение суда по жалобе на это постановление.

Разъясняя в решении порядок обжалования, судья районного суда указал, что жалоба подается в порядке статей 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем указанные нормы закона предусматривают порядок обжалования вступивших в законную силу актов по делу об административном правонарушении, в данном случае в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

При указанных обстоятельствах, разъяснение порядка обжалования вынесенного решения судьей районного суда не соответствует требованиям закона.

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание изложенное, решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 16 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению в Ольхонский районный суд Иркутской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок с учетом всех доводов жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу защитника администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения ФИО3 удовлетворить частично.

Решение судьи Ольхонского районного суда Иркутской области от 16 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении администрации Куретского муниципального образования – администрации сельского поселения возвратить на новое рассмотрение в Ольхонский районный суд Иркутской области.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.А. Ткачук

21-611/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация Куретского муниципального образования
Другие
Травкин Александр Владимирович
глава администрации Куретского муниципального образования Копейкин Алексей Александрович
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ткачук Марина Анатольевна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--irk.sudrf.ru
13.07.2023Материалы переданы в производство судье
14.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023Дело оформлено
16.08.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее