Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4187/2024 ~ М-1948/2024 от 29.02.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года                                    г. Балашиха Московская область

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой Е.М.,

при секретаре Веселовской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО9, к Окружному управлению социального развития №1 Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании нуждающейся в однократном обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

ФИО10 действующая в интересах несовершеннолетней ФИО11. обратилась в суд с иском к Окружному управлению социального развития 1 Министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области требованиями которого просит признать за ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ рождения право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания и обязать включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.

В обоснование иска указала, что она является приемным родителем и законным представителем несовершеннолетней ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая принадлежит к категории детей-сирот. Мать несовершеннолетней, ФИО36, ранее судимая, была лишена родительских прав и умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отца несовершеннолетняя не имеет, отчество дано со слов материФИО37. воспитывалась в детском доме г. Шумерля Чувашской Республики. Согласно письму администрации г. Шумерля Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года несовершеннолетняя ФИО14., при определении статуса, ребенка, оставшегося без попечения родителей, будет признана нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации г. Шумерля Чувашской Республики, несовершеннолетняя ФИО15. под опеку. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха за несовершеннолетняя поставлена на учет в управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха, имеет регистрацию по месту пребывания на период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и постоянно проживает с ФИО35. и ее семьей (мужем и двумя взрослыми детьми) по адресу: <адрес> не имеет своего жилья, места постоянной регистрации не имеет. Несовершеннолетняя Караганова А.Е. имеет инвалидность. Распоряжением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО38. отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, специализированного жилищного фонда. На основании изложенного, ФИО39 обратилась с названными требованиями в суд.

В судебном заседании истец Рыбочко Л.И. требования искового заявления поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Несовершеннолетняя ФИО34., ДД.ММ.ГГГГ рождения (достигла возраста 14 лет), будучи опрошенной в судебном заседании, иск поддержала, указала, что постоянно проживает в г.Балашиха вместе с истицей, считает г.Балашиха местом своего жительства, учится здесь и желает остаться в г.Балашиха после достижения совершеннолетия, в г.Шумерля родственников, либо знакомых, а также какого-либо жилья не имеет.

Представитель ответчиков Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области, Министерства социального развития Московской области по доверенности Емельянова А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации города Шумерля Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направил письменный отзыв, согласно которого просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица администрации городского округа Балашиха Московской области в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направил письменную позицию, согласно которой просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменной позиции, которая приобщена в материалы дела.

Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Суд, руководствуясь ст. ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Балашихинского городского суда Московской области.

Суд, заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходит из следующего.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-Ф3 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 закона Московской области от № 248/2007-03 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.

В соответствии с частью 9 статьи 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-Ф3 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, составляет 27 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 16/10 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения", учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет не более 9 кв.м общей площади на одного члена семьи.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что несовершеннолетняя ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать несовершеннолетней ФИО29 ФИО32 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в материалы дела представлена копия свидетельства о смерти. В свидетельстве о рождении несовершеннолетней в графе отец стоит «прочерк», отцовство в отношении ФИО31. кем-лмбо не устанавливалось, доказательств обратного не имеется.

Истец, ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления Чувашской республики администрации г. Шумерля от ДД.ММ.ГГГГ года назначена опекуном несовершеннолетней ФИО33

На основании Распоряжения Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года несовершеннолетняя ФИО26. поставлена на учет в управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха, приемным родителем несовершеннолетней назначена Рыбочко Л.И. с проживанием по адресу: <адрес>

По указанному выше адресу, несовершеннолетняя ФИО24. зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО27. отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, специализированного жилищного фонда, поскольку не имеет регистрацию по месту жительства в Московской области, не представлен документ, подтверждающий отсутствие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что несовершеннолетняя ФИО22 фактически постоянно проживает и зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> по месту жительства опекуна.

ФИО20 обучается в МБОУ г.о. Балашиха Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в 8А классе, с ДД.ММ.ГГГГ посещает МБУК «Сельский центр культуры и досуга «Радуга», с ДД.ММ.ГГГГ посещает кружок по английскому языку при сельской библиотеке МБУК «ЦБС», а также посещает занятия плаванием в СК «Реал-спорт», с ДД.ММ.ГГГГ прикреплена для медицинского обслуживания к Черновской амбулатории

Постоянной регистрации, а равно какого - либо жилья на праве собственности на территории Российской Федерации несовершеннолетняя ФИО19. не имеет.

С учетом имеющихся материалов дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании за ФИО18., как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом, обязанность по включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должна быть возложена на Окружное управление социального развития №1 Министерства социального развития Московской области.

Оснований полагать, что Караганова А.Е. должна быть обеспечена жилым помещением на территории иного субъекта РФ, в том числе в Чувашской республике, как о том указывает ответчик, не имеется, т.к. данный о том, что Караганова А.Е. имеет место жительства на территории Чувашской Республики, не имеется, с 2021года Караганова А.Е. имеет место жительства на территории г.о. Балашиха (зарегистрирована по месту пребывания по адресу месту проживания своего опекуна и фактически проживает в г.о. Балашиха).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-Ф3 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-Ф3.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставя обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии выдан года ГУ МВД России по Московской области, код подразделения право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания.

Обязать Министерство социального развития Московской области (ИНН ) в лице Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области включить ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ рождения в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца с даты изготовления мотивировочного решения в окончательной форме.

Судья                                       Е.М. Миронова

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                                         Е.М.Миронова

2-4187/2024 ~ М-1948/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыбочко Лариса Ивановна
Ответчики
Окружное управление социального развития №1 Министерства социального развития МО
Министерство социального развития МО
Другие
Администрация г.о.Балашиха Московской области
Администрация г.Шумерля Чувашской Республики
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Миронова Евгения Михайловна
Дело на сайте суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
01.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2024Подготовка дела (собеседование)
20.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее