УИД 68RS0002-01-2023-003075-44
Дело № 2-2620/2023
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
« 06 » декабря 2023 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Абрамовой С.А.
при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование - городской округ – город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области обратилось в суд с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйным имуществом и признании на неё права муниципальной собственности, указав, что комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества, а именно: сооружение газохимического комплекса – газопровод сети газораспределения по ***
Согласно ответу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях от 10.10.2022 г. № 68-ММ-03.1/8812, сведения об объекте – газопроводе сети газораспределения по ***, в реестре федерального имущества отсутствуют.
По сообщению комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 31.10.2022 г. № 05-04/10997указанный объект в Реестре государственной собственности Тамбовской области не числится.
Согласно сообщению ГУПТИ Тамбовской области от 18.10.2022г. № 1219 сведения о зарегистрированных правах до 01.04.1998г. на объект недвижимости - газопровод низкого давления, расположенный по адресу: *** отсутствуют.
На основании заявления комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области 27.06.2023г. объект недвижимости – сооружение газохимического комплекса – газопровод сети газораспределения по ***, принят на учет Управлением Росреестра по Тамбовской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Просят признать вышеуказанное сооружение газохимического комплекса бесхозяйным и на основании п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ признать на него за муниципальным образованием городской округ – город Тамбов право муниципальной собственности.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица было привлечено АО «Газпром газораспределение Тамбов».
В судебное заседание представители заявителя муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области и заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, межрегионального территориального управления Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, АО «Газпром газораспределение Тамбов» не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п.1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Положениями ст. 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Порядок признания вещи бесхозяйной и признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен процессуальным законом.
Согласно ч. 2 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права решение о признании муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по правилам главы 33 ГПК РФ, ст. 225 ГК РФ допускается в случае отсутствия собственника данной вещи и истечении года после ее принятия на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 25.12.2019 года N 1204, комитет является муниципальным органом полномочным представлять имущественные интересы муниципального образования, в том числе, организует работу по признанию бесхозяйного имущества муниципальной собственностью г. Тамбова, за исключением муниципального жилищного фонда и муниципальных земельных участков, в порядке, определенном администрацией города.
Таким образом, комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области правомочен представлять интересы муниципального образования по вопросам признания недвижимого имущества бесхозяйным.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества, а именно: сооружение газохимического комплекса – газопровод сети газораспределения по ***
Согласно ответу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях от 10.10.2022 г. № 68-ММ-03.1/8812, сведения об объекте – газопроводе сети газораспределения по ***, в реестре федерального имущества отсутствуют (л.д.29).
По сообщению комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 31.10.2022 г. № 05-04/10997, газопровод сети газораспределения по *** *** в реестре государственной собственности Тамбовской области не числится (л.д.30).
Согласно сообщению ГУПТИ Тамбовской области от 18.10.2022г. № 1219 сведения о зарегистрированных правах до 01.04.1998г. на объект недвижимости - газопровод низкого давления, расположенный по адресу: г. Тамбов, пл. Первомайская, д.29, отсутствуют (л.д.31).
На основании заявления комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова Тамбовской области 27.06.2023г. объект недвижимости – сооружение газохимического комплекса – газопровод сети газораспределения по ***, принят на учет Управлением Росреестра по Тамбовской области как бесхозяйный объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр права на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.6-28,32-33).
Таким образом, заявителем были предприняты меры по установлению собственника сооружения газохимического комплекса – газопровода сети газораспределения по пл*** однако эти меры результатов не дали, в связи с чем можно сделать вывод, что собственник данного сооружения действительно отсутствует.
Согласно ответу АО «Газпром газораспределение Тамбов» от 06.12.2023г. № 0405-0405/10742 сооружение газохимического комплекса – газопровод низкого давления с кадастровым номером *** АО «Газпром газораспределение Тамбов» не принадлежит, договор на техническое обслуживание и ремонтные работы не заключен, информация о собственнике отсутствует (л.д. 49-52).
Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в суд с заявлением о признании за ним права собственности.
Заинтересованными лицами каких-либо возражений, относительно предъявленных заявителем требований, не представлено.
Поскольку собственник сооружения газохимического комплекса – газопровода сети газораспределения по *** неизвестен, и на момент обращения заявителя в суд истек предусмотренный ст.225 ГК РФ срок со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет регистрирующим органом, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания данного сооружения газохимического комплекса бесхозяйным имуществом с передачей его в муниципальную собственность.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ***
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.12.2023 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07.12.2023 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2620/2023░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░