Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-317/2023 ~ М-202/2023 от 29.03.2023

УИД: 61RS0061-01-2023-000286-27

№ 2-317/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

ст. Вешенская «24» апреля 2023 года

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

при секретаре Власовой О.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Лопарева А.А.,

представителя ответчика МБОУ «Колундаевская СОШ» по доверенности – Фроловой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области Лисицкого С.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Колундаевская СОШ» – «о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шолоховского района Ростовской области Лисицкий С.А. обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Колундаевская СОШ», Шолоховского района Ростовской области о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, указав, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МБОУ «Колундаевская СОШ» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям п. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, п. 3.5, 3.8 СП 59.13330.2020 входная группа МБОУ «Колундаевская СОШ» минимальным потребностям инвалидов не отвечает, поскольку вход в такую образовательную организацию устройством (кнопкой) вызова персонала не обеспечен. Помимо этого что вопреки требованиям п.6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр вход в здание МБОУ «Колундаевская СОШ» не оснащен информированной тактильной табличкой, выполненной с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, расположенной рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.

Просил суд заявленные требования удовлетворить, обязать МБОУ «Колундаевская СОШ» в срок до 01.06.2023 года устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, путем: оборудования входа в помещение школы устройством (кнопкой) вызова персонала образовательной организации; установки при входе в здание школы на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема информирующую тактильную табличку, выполненную с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.

В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Ростовской области Лопарев А.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Колундаевская СОШ» по доверенности Фролова Т.Н. против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Суд, выслушав помощника прокурора Шолоховского района Лопарева А.А., изучив материалы дела, установил следующее.

Прокуратурой Шолоховского района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения МБОУ «Колундаевская СОШ» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям п. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, п. 3.5, 3.8 СП 59.13330.2020 входная группа МБОУ «Колундаевская СОШ» минимальным потребностям инвалидов не отвечает, поскольку вход в такую образовательную организацию устройством (кнопкой) вызова персонала не обеспечен. Помимо этого что вопреки требованиям п.6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр вход в здание МБОУ «Колундаевская СОШ» не оснащен информированной тактильной табличкой, выполненной с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, расположенной рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Частью 3 статьи 79 Закона № 273-ФЗ закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации).

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Закона № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу п. 3.5, 3.8 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, под «входом» понимается вход в здание, сооружение или в отдельные помещения, доступный для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов на креслах-колясках. В свою очередь, «доступность» - это характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться ими маломобильными группами населения.

Согласно объяснению представителя МБОУ «Колундаевская СОШ» Фроловой Т.Н. устранить выявленные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств, предусмотренных на эти цели.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе, путем оборудования указанных зданий и сооружений устройствами вызова сотрудников организаций.

При таких обстоятельствах неисполнение МБОУ «Колундаевская СОШ» своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Шолоховского района Ростовской области Лисицкого С.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Колундаевская СОШ» – «о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - удовлетворить.

Обязать МБОУ «Колундаевская СОШ» в срок до 01.06.2023 года устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, путем:

- оборудования входа в помещение школы устройством (кнопкой) вызова персонала образовательной организации;

- установки при входе в здание школы на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема информирующую тактильную табличку, выполненную с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.

Резолютивная часть решения оглашена 24.04.2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Судья подпись С.А. Романов

Копия верна: судья С.А. Романов

2-317/2023 ~ М-202/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шолоховского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Колундаевская СОШ"
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Романов Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
sholohonsky--ros.sudrf.ru
29.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2023Передача материалов судье
31.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Подготовка дела (собеседование)
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023Дело оформлено
10.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее