РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 06 апреля 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Носовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-354/2021 по административному исковому заявлению Чумакова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Чумаков А.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить процессуальный срок для подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости и установить:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3977 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 1803251 рубля 34 копеек;
- кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 376,5 кв.м, наименование: административное здание, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 в размере 3925244 рублей 77 копеек;
- кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1206,5 кв.м, наименование: производственная база, склад, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.11.2020 в размере 5905580 рублей 43 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеназванных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка в судебном порядке.
Административный истец в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, предоставил суду письменное ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело без его участия, на исковые требованиях настаивал.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Жигулевск Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Администрация городского округа Жигулевск Самарской области в письменных возражениях просила в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях отказать.
Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Чумакова А.А. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Установлено, что административный истец Чумаков А.А. является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3977 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 376,5 кв.м, наименование: административное здание, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1206,5 кв.м, наименование: производственная база, склад, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 18.11.2020, 25.11.2020.
Кадастровая стоимость нежилых зданий определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» (Приложение № 2), и составила:
-в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 15.04.2012 – 8808104,55 рублей;
-в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24.11.2020 – 14928531,23 рубля,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.11.2020 и от 14.12.2020.
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 01.01.2013, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.11.2020 составляет 4768104,84 рубля.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, в том числе спорного земельного участка. Постановление вступило в законную силу 01.01.2021.
На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 25.11.2013, нежилого здания с кадастровым номером № – 15.04.2012, нежилого здания с кадастровым номером № - 24.11.2020, заявление в суд подано 25.12.2020, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого заявлено ходатайство.
Так как на дату подачи административного искового заявления в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №, №, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения их кадастровой стоимости продолжают затрагивать права административного истца, как плательщика земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем, считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Таким образом, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В обоснование требований административным истцом представлены Отчеты об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 23.12.2020 №№ №, подготовленные ООО «Глобал Апрайс».
Из отчета от 23.12.2020 № № усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером №, и его рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 составила 1803251 рубль 34 копейки.
Из отчета от 23.12.2020 № № усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, и его рыночная стоимость по состоянию на 15.04.2012 составила 3925244 рубль 77 копеек.
Из отчета от 23.12.2020 № № усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, и его рыночная стоимость по состоянию на 24.11.2020 составила 5905580 рублей 43 копейки.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица – Администрации городского округа Жигулевск Самарской области о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилых зданий с кадастровыми номерами: №, №.
Из заключения Государственного унитарного предприятия Самарской области «Самарская областная имущественная казна» № № от 10.03.2021, следует, что на дату оценки итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № составляет 1952707 рублей, нежилого здания с кадастровым номером № – 4355502 рубля, нежилого здания с кадастровым номером № – 7016666 рублей.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что оно базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Определение рыночной стоимости с использованием доходного и сравнительного подхода является мотивированным и корректным. Отказ от применения иного подхода оценки обоснован и соответствует пункту 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки и подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденному приказом министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 № 297.
При применении доходного подхода эксперт проанализировал возможность объектов капитального строительства генерировать доход в форме доходов от эксплуатации и произвел соответствующие расчеты.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода произведено с допустимым и надлежащим выбором объектов- аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
Оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, они последовательны, логичны, аргументированы, подбор объектов аналогов в целях оценки и примененные подходы соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение.
Представителем административного истца по доверенности возражений относительно выводов эксперта, замечаний по экспертному заключению не заявлено.
Оснований для установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в предоставленных административном истцом отчетах об оценке суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение является наиболее полным и аргументированным. Принятые экспертом к расчету сравнительным подходом объекты-аналоги наиболее приближены к объектам оценки по основным пенообразующим факторам, нежели взятые в отчете об оценке.
Таким образом, суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в размере определенном в заключении судебной экспертизы.
Сторонами по делу каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертизы сторонами и заинтересованным лицом не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный иск Чумакова А.А. подлежит частичному удовлетворению, с учетом результатов экспертизы, объективно подтверждающей величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела видно, что датой обращения административного истца в суд является 25.12.2020, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Чумакова А.А. удовлетворить частично.
Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилого здания с кадастровым номером №.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3977 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 1952707 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 376,5 кв.м, наименование: административное здание, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 в размере 4355502 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1206,5 кв.м, наименование: производственная база, склад, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.11.2020 в размере 7016666 рублей.
Датой подачи Чумаковым А.А. заявления в суд считать 25.12.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.04.2021.
Судья Т.Е. Лёшина
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 06 апреля 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лёшиной Т.Е.,
при секретаре судебного заседания – Носовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-354/2021 по административному исковому заявлению Чумакова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном рыночной стоимости,
руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Чумакова А.А. удовлетворить частично.
Восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилого здания с кадастровым номером №.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3977 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственной базы, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 1952707 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 376,5 кв.м, наименование: административное здание, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 в размере 4355502 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1206,5 кв.м, наименование: производственная база, склад, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.11.2020 в размере 7016666 рублей.
Датой подачи Чумаковым А.А. заявления в суд считать 25.12.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Е. Лёшина