Дело № 2-195/2023 г.
УИД: 08RS0014-01-2023-000208-03
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 августа 2023 года. с. Яшалта.
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего – судьи Дрей В.Д.,
при секретаре – Теперик Е.В.,
с участием прокурора Очирова Э.С., истца Федькова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Федькова Виталия Владимировича к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении в специальный страховой стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Федькова Виталия Владимировича к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия) о включении в специальный страховой стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, мотивируя следующим. Прокуратурой района проведена проверка по обращению Федькова В.В. о нарушении его прав ОСФР по Республике Калмыкия в части необоснованного отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по результатам чего установлено следующее. ОСФР по Республике Калмыкия принято решение от 02.06.2023 года № 13204/23 об отказе Федькову В.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». ОСФР по Республике Калмыкия не засчитан в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с 01 января 2002 года по 30 июня 2004 года в должности командира отделения пожарной части № 11 Управления государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия; с 01 июля 2004 года по 31 октября 2007 года в должности командира отделения пожарной части № 11 Управления государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия; с 01 ноября 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности начальника караула пожарной части № 11 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Яшалтинского района Республики Калмыкия. Решение мотивировано тем, что противопожарные службы, в которых работал Федьков В.В. в указанные периоды, относились к субъекту Российской Федерации, а не в федеральному органу исполнительной власти, как этого требует закон. Центр управления силами ФПС по Республике Калмыкия 01 января 2010 года переименован в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия (приказ МЧС РФ от 22 октября 2009 года № 2604). Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия» переименован 01 января 2012 года в Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» (приказ МЧС России от 31.10.2011 г. № 650). Согласно архивной справке от 22 мая 2023 года № 266 Федьков В.В. постоянно получал заработную плату в период работы ПСЧ за 1994-2022 годы, а также по настоящее время, с указанных сумм производились отчисления в Пенсионный фонд. Таким образом, на основании собранных материалов проверки установлено, что Федьков В.В. с момента поступления в Государственную противопожарную службу с 01 августа 1994 года и по настоящее время работал в одной и той же пожарной части в должности начальника караула, характер и условия его работы на протяжении всех спорных периодов оставались неизменными. В этой связи стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом и периодов, подлежащих зачету, составил более 28 лет на дату обращения Федькова В.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. С учетом уточненных требований, просит суд признать незаконным решение ОСФР по Республике Калмыкия от 02 июня 2023 года № 13204/23 об отказе Федькову В.В. во включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ОСФР по РК включить в страховой стаж работы на льготных условиях Федькову В.В. следующие периоды: с 01 января 2002 года по 30 июня 2004 года в должности командира отделения пожарной части № 11 Управления государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия; с 01 июля 2004 года по 31 октября 2007 года в должности командира отделения пожарной части № 11 Управления государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия; с 01 ноября 2007 года по 31 декабря 2008 года в должности начальника караула пожарной части № 11 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Яшалтинского района Республики Калмыкия. Обязать ОСФР по РК назначить Федькову В.В. страховую пенсию по старости досрочно с 01 января 2023 года.
До рассмотрения дела по существу представителем ОСФР по Республике Калмыкия Егоровым Э.В. представлено возражение, в котором он выразил несогласие с исковыми требованиями, возражал в их удовлетворении в виду того, что право на досрочную пенсию по старости установлено работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны правом, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предусмотрено. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
В судебном заседании прокурор Очиров Э.С., поддержал заявленные исковые требования и настаивал на их удовлетворении.
Федьков В.В. в судебном заседании также поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РК.
Представитель Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия.
Суд, выслушав прокурора, Федькова В.В., исследовав материалы дела и представленные документы, а также материалы пенсионного дела № 021051, находит исковые требования прокурора в интересах Федькова В.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба, структурно входящая в МЧС России, противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно не входящая в структуру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе устанавливать, как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено в подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 01 января 2015 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 05.02.2009 № 552-О-О «По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ранее, до 01 января 2002 года пенсия в связи с особыми условиями устанавливалась сотрудникам Государственной противопожарной службы МВД России в соответствии с подп. «о» ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 09.11.2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, согласно которым Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов РФ.
По смыслу приведенных нормативных положений с указанного времени сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не обладают.
Как следует из материалов дела, сведений трудовой книжки Федькова В.В. серии АТ-IV №, с ДД.ММ.ГГГГ Федьков В.В. принят в пожарную часть № 11 в качестве пожарного. 12 февраля 1998 года Федьков В.В. переведен на должность командира отделения. 20 мая 1999 г. ОГПС МВД РК переименована в УГПС МВД РК. 01 января 2002 года УГПС МВД РК переименована в УГПС МЧС России РК. 02 марта 2003 года Федьков В.В. переведен на должность начальника караула № 3. 01 июля 2004 года Министерство по делам ГО и ЧС РК реорганизовано в форме выделения из состава пожарно-спасательной части и создание на базе Государственного Учреждения «Управления по делам ГО и ЧС Яшалтинского района». 31 октября 2007 года Федьков В.В. уволен в порядке перевода по его желанию к другому работодателю в Учреждение ПЧ № 11 отряда ГПС МЧС России по РК, где с 01 ноября 2007 года принят на должность командира отделения 8 разряда. 01 января 2009 года ПЧ № 11 по охране Яшалтинского района отряда ГПС МЧС России по РК реорганизована в ПЧ № 11 Центра управления силами ФПС по РК в порядке присоединения отряда ГПС МЧС России по РК к Центру управления силами ФПС по РК и он принят в порядке перевода на должность начальника караула.
Как видно из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, от ДД.ММ.ГГГГ №, с 1994 года и по настоящее время Федьков В.В. работал постоянно в течение полного рабочего дня на должностях пожарного, командира отделения, начальника караула и пожарного в учреждениях федеральной противопожарной службы (ОГПС МВД РК, УГПС МВД РК, ОГПС МЧС России по РК, УГОЧС Яшалтинского района РК, ЦУС ФПС по РК, ЦУКС МЧС России по РК, ФКУ ЦУКС МЧС России по РК, ФГКУ «1 ОФПС по РК, ПСЧ-11 ФКГУ»).
Как следует из решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, периоды трудовой деятельности с 01 января 2002 года по 30 июня 2004 года, с 01 июля 2004 года по 31 октября 2007 года, с 01 ноября 2007 года по 31 декабря 2008 года не включены ответчиком в специальный стаж истца в связи с тем, что право на досрочное пенсионное обеспечение установлено только работникам Государственной противопожарной службы, входящих в организационную структуру МЧС России (ранее МВД России), другие работники противопожарных служб, в том числе относящиеся к другому министерству или субъекту РФ, не входящих в структуру МЧС России, правом на досрочную пенсию не пользуются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о включении в специальный страховой стаж Федькова В.В. периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения ПЧ № Управления государственной противопожарной службы МЧС России Республики Калмыкия.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж Федькова В.В. периодов работы с 01 июля 2004 года по 31 октября 2007 года в ПЧ-11 УГОЧС Яшалтинского района РК и с 01 ноября 2007 года по 31 декабря 2008 года ПЧ-11 Отряда ГПС МЧС России по РК, суд обращает внимание на следующее.
Указом Президента Республики Калмыкия от 22 декабря 2004 года № 231 с 01 апреля 2005 года Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Калмыкия в части, финансируемой из республиканского бюджета, преобразовано в Управление по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия (краткое наименование – Управление ГО и ЧС Республики Калмыкия).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 августа 2007 года № 307 «О подразделениях Государственной противопожарной службы» предусмотрен перевод работников и сотрудников Государственной противопожарной службы из Управления ГО и ЧС Республики Калмыкия, государственного учреждения «Управление по делам ГО и ЧС Яшалтинского района» в государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия». Данному государственному учреждению, финансируемому за счет средств республиканского бюджета, передано имущество, необходимое для исполнения полномочий субъекта Российской Федерации по организации тушения пожаров.
Из пункта 4 Плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности органами исполнительной власти Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 09 ноября 2009 года № 408, следует, что в отношении ГУ «Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия» предусматривалось установление иных гарантий правовой и социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы Республики Калмыкия.
Исходя из изложенного следует, что в период с 01 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года работа истца проходила в противопожарной службе субъекта РФ, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы.
В этой связи, учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ, суд не находит оснований для включения периодов работы Федькова В.В. в должности командира отделения №-11 Управления государственной противопожарной службы МЧС по Республике Калмыкия с 1 июля 2004 года по 31 октября 2007 года и в ПЧ № 11 Отряда Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Яшалтинского района Республики Калмыкия с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2008 года.
В связи с тем, что по состоянию на дату обращения в пенсионный орган (02 мая 2023 года) специальный страховой стаж Федькова В.В. составляет 24 года 3 месяца 2 дня, требуемый стаж (25 лет) у него отсутствует, следовательно право на досрочное назначение страховой пенсии у истца не возникло, отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости является законным, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодексаРФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.
Отсюда следует, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Учитывая изложенное, с Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия в доход Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах Федькова Виталия Владимировича, – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по РК включить в специальный страховой стаж Федькова Виталия Владимировича период работы с 01 января 2002 года по 30 июня 2004 года в должности командира отделения пожарной части № 11 Управления государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия в доход Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 22 августа 2023 года.