№ 2-818/2023
№ 70RS0001-01-2023-000464-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ю.А. Романовой,
при секретаре Н.А. Лебедевой,
помощник судьи Я.Н. Лузанова,
при участии представителя ответчика Арляповой Ю.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 (до 31.12.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Балахниной Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Балахнина Е.В. (далее истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указано, что истец обратилась 18 октября 2021 года в клиентскую службу (на правах отдела) в Александровском районе Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях №400-ФЗ от 28.12.2013. В ее назначении было отказано по причине отсутствия специального стажа работы необходимой продолжительности, Балахниной Е.В. не включены в специальный стаж периоды трудовой деятельности: с 01.06.1995 по 14.08.1995 - работа в АНГРЭ ОАО «Томскнефтегазгеология», период, не подтвержденный начислением заработной платы, продолжительностью 2 месяца 14 дней; с 21.03.2011 по 25.02.2016 - осуществление предпринимательской деятельности на основании сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, так как не предоставлены документы, подтверждающие непосредственное её осуществление в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, продолжительностью — 4 года 11 месяцев 5 дней. На основании изложенного, просит обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы: с 01.06.1995 по 14.08.1995 - работа в АНГРЭ ОАО «Томскнефтегазгеология» продолжительностью 2 месяца 14 дней; с 21.03.2011 по 25.02.2016 - осуществление предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, продолжительностью — 4 года 11 месяцев 5 дней. Обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 01 марта 2023 года с ее перерасчетом.
Истец Балахнина Е.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о его дате и времени, о причинах не явки суд не уведомила.
Представитель ответчика Арляпова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истца указаны сведения о периоде осуществления предпринимательской деятельности с 21.03.2011 25.02.2016. Однако документы, подтверждающие осуществление предприниматель деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отсутствуют.
По решению от 24.11.2021 № 1414 истцу засчитано в специальный стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 9 лет 7 месяцев и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 32 указанного закона в связи с отсутствием специального стажа работы необходимой продолжительности.
Период работы с 01.06.1995 по 14.08.1995 в АНГРЭ ОАО «Томскнефтегазгеология» не засчитан в специальный стаж в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так период не подтвержден начислением заработной платы. Период осуществления предпринимательской деятельности с 21.03.2011 по 25.02.2016 не засчитан в специальный стаж в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так как не представлены документы, подтверждающие непосредственное ее осуществление в данной местности.
Определив на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, заслушав представителя ответчика, изучив доводы письменных возражений на иск, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 №1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях» к местности, приравненные к районам Крайнего Севера относится Томская область: городские округа: город Стрежевой, город Кедровый; муниципальные районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Согласно подпункту 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
При этом в силу пункта 3 названного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Балахнина Е.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 11.06.1999.
18.10.2021 Балахнина Е.В., /________/ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в Томской области № 1414 от 24.11.2021 Балахниной Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа.
При этом из содержания решения пенсионного органа следует, что период работы с 01.06.1995 по 14.08.1995 в АНГРЭ ОАО «Томскнефтегазгеология» не засчитан в специальный стаж в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так период не подтвержден начислением заработной платы. Период осуществления предпринимательской деятельности с 21.03.2011 по 25.02.2016 не засчитан в специальный стаж в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так как не представлены документы, подтверждающие непосредственное ее осуществление в данной местности.
В подтверждение осуществления работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, истцом представлены свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 31.10.2001, страховое свидетельство, трудовая книжка АТ-I № 8558248 от 17.07.1987, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н) в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в частности, о выполнении работ определенным способом, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила подсчета страхового стажа), к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 и с 1 января 2002 - документами территориальных органов Пенсионного фона Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 7 Правил подсчета страхового стажа застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты обязательных платежей, в случае если настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.
Согласно пунктам 19-20 Правил подсчета страхового стажа периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения), начиная с 1 января 1991 подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 - документом территориальных налоговых органов по установленной форме.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах (местностях).
Пунктом 3 статьи 8 и положениями статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (временного проживания). При этом место жительства (временного проживания) гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности. Следовательно, для решения вопроса о зачете в специальный стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности в «северном» районе необходимы документы, подтверждающие непосредственно её осуществление в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях). В качестве таких документов могут быть представлены патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности с указанием «северной» территории его действия, договоры аренды, оказания услуг и другие документы, содержащие необходимые сведения.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено указанных документов.
Согласно ответу ОГКУ «Государственный архив Томской области» от 11.04.2023, документы по личному составу (приказы о приеме и увольнении, ведомости начисления заработной платы, лицевые счета, карточки ф. Т-2) АНГРЭ ОАО «Томскнефтегазгеология» на хранение в ОГКУ ГАТО не поступали, вследствие чего подтвердить стаж работы и размер заработной платы Балахниной Е.В. за период с 01.06.1995 по 14.08.1995 не представляется возможным.
Согласно ответу ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от 17.04.2023, в документах Александровской нефтегазоразведочной экспедиции (АНГРЭ) акционерного общества открытого типа (АООТ) «Томскнефтегазгеология», с 05.06.1996 - открытого акционерного общества (ОАО) «Томскнефтегазгеология» (с. Александровское Александровского района Томской области) за 1995-1996 гг. содержатся следующие сведения о трудовом стаже Балахниной Е.В., /________/ года рождения: /________/ - принята уборщицей в столовую ОРС с выплатой полевого довольствия и 50% северной надбавки, в связи с передачей Александровского ОРСА (так в документе) (приказ № 71 за 1995 г., запись в личной карточке формы Т-2 со ссылкой на данный приказ). С 26.05.1996 - доплата 8% от тарифной ставки за вредные условия труда как уборщице (приказ от 28.06.1996 №31). 10.10.1996 - уволена по ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию (по уходу за ребёнком до 14 лет). В архивных справках ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от 17.04.2023 отсутствуют сведения о заработной плате Балахниной Е.В. за июнь-июль 1995 года, за август заработная плата указана не за полный месяц.
В соответствии с п. 65 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности, иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующе месяца.
В связи с чем, у ответчика правомерно отсутствовали основания для включения Балахниной Е.В. периода работы с 01.06.1995 по 14.08.1995 в АНГРЭ ОАО «Томскнефтегазгеология» в льготный стаж, как не подтвержденный начислением заработной платы.
В соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н (далее - Перечень № 958н).
Пунктом 7 Перечня № 958н определено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 4 и 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих непосредственное осуществление предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с 21.03.2011 по 25.02.2016 в качестве индивидуального предпринимателя.
В материалах дела также отсутствуют какие-либо письменные доказательства, подтверждающие осуществление истцом трудовой функции в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в спорный период.
Сам по себе факт регистрации истца в период с 31.10.2001 в качестве индивидуального предпринимателя по месту жительства на территории с.Александровское Александровского района Томской области, вопреки доводом истца, не порождает право на включение указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Поскольку специальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно, на момент обращения истца за пенсией, составлял менее необходимого срока, то правовых оснований для возложения обязанности на ответчика досрочно (с 01.03.2023) назначить истцу пенсию не имеется. Так как пенсия истцу еще не назначена, соответственно требование о ее перерасчете также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении искового заявления Балахниной Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Романова Ю.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.05.2023.