УИД № 57RS0022-01-2023-001805-62
Производство № 2-2122/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года город Орёл
Заводской районный суд города Орла в составе председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре Шебановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску Фейзуллаевой Баневши Гасым кызы к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Фейзуллаева Баневша Гасым кызы (далее-Фейзуллаева Б.Г.к., истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указано, что она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В назначении пенсии ей было отказано, поскольку (адрес обезличен) не предусмотрен Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения в следствии аварии на Чернобыльской АЭС. Подтвержденный факт работы истца в (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 3 года 4 месяца 4 дня, что недостаточно для установления пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Указывает, что из справки Администрации муниципального образования (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) следует, что на территории (адрес обезличен) имеется населенный пункт (адрес обезличен), в котором с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал истец; населенного пункта (адрес обезличен) на территории (адрес обезличен) нет и никогда не было. ФИО1 расположен на территории с плотностью загрязнения по Цезию 137 от 1 до 5 КИ/кв.км.
Полагает, что указанный в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от (дата обезличена) (номер обезличен)-р, постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), населенный пункт-(адрес обезличен) и существующий на территории ФИО1 (адрес обезличен) населенный пункт-п.ФИО1-это один и тот же населенный пункт.
С учетом уточнения исковых требований, просит установить факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), признать за ней право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить ей выплату пенсии с (дата обезличена). Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в ее пользу расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истец Фейзуллаева Б.Г.к. и ее представитель Клевцов В.В. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в отказе.
Выслушав объяснения участников процесса, свидетелей, исследовав и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее– Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее– Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р и Перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, указан населенный пункт – п.Хрущево, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поселок Хрущи Чернского района значится в действующем в настоящее время перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации Фейзуллаева Баневша Гасым Кызы родилась (дата обезличена) в (адрес обезличен) Азербайджан.
(дата обезличена) Фейзуллаева Баневша Гасым Кызы обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В назначении пенсии ей было отказано, поскольку (адрес обезличен) (адрес обезличен) не предусмотрен Перечнем населенных пунктов. Относящихся к территории радиоактивного загрязнения в следствии аварии на Чернобыльской АЭС.
Подтвержденный факт работы истца в (адрес обезличен) (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляет 3 года 4 месяца 4 дня, что недостаточно для установления пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно справке Администрации муниципального образования Тургеневское ФИО1 (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) следует, что на территории ФИО1 (адрес обезличен) имеется населенный пункт п.ФИО1, в котором с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал истец; населенного пункта (адрес обезличен) на территории ФИО1 (адрес обезличен) нет и никогда не было. ФИО1 расположен на территории с плотностью загрязнения по Цезию 137 от 1 до 5 КИ/кв.км.
Из сведений Администрации муниципального образования Тургеневское ФИО1 (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) и списков населенных пунктов, расположенных на территории МО Тургеневское ФИО1 (адрес обезличен), усматривается, что имеется населенный пункт п.ФИО1, населенного пункта (адрес обезличен) не имеется.
Согласно сведениям Администрации муниципального образования (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена), на территории муниципального образования Тургеневское ФИО1 (адрес обезличен) располагается населенный пункт п.ФИО1. ФИО1 Хрущево в ФИО1 (адрес обезличен) не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что упомянутый в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства РФСР от (дата обезличена) (номер обезличен)-р, постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен), населенный пункт –(адрес обезличен) и существующий на территории ФИО1 (адрес обезличен) населенный пункт-п.ФИО1 является одним и тем же населенным пунктом. В действующем в настоящее время перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ошибка в его наименовании исправлена и его наименование уточнено.
Согласно домовой книги (номер обезличен) следует, что Фейзуллаева Б.Г.к. зарегистрирована с (дата обезличена) по (дата обезличена) в п.ФИО1.
Из домовой книги (номер обезличен) следует, что Фейзуллаева Б.Г.к. зарегистрирована с (дата обезличена) по (дата обезличена) в п.ФИО1.
Согласно сведениям МКОУ «Чернская средняя общеобразовательная школа (номер обезличен)» следует, что ФИО3, (дата обезличена) года рождения, обучалась в школе с (дата обезличена) по (дата обезличена), ФИО4, (дата обезличена) года рождения, обучался в школе с (дата обезличена) по (дата обезличена). Дети проживали по адресу: (адрес обезличен), д.ФИО1. Основанием выдачи справки указана алфавитная книга записи учащихся.
Из похозяйственных книг №(дата обезличена)-2001 Большескуратовской сельской администрации (п.ФИО1) и похозяйственной книги №(дата обезличена)-2006 Большескуратовской сельской администрации (п.ФИО1) указаны ФИО5 как глава семьи. ФИО13 ФИО2 указана как жена, также указаны дети- ФИО3, ФИО4. Дата выбытия указана (дата обезличена) (Орловская область).
Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что истец в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом к которой относился п.ФИО1 (адрес обезличен).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец с учетом периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и периодов работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которые были зачтены ответчиком, имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право истца на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 52 лет, т.е. (дата обезличена), истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения – с (дата обезличена).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фейзуллаевой Баневши Гасым кызы к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости - удовлетворить.
Установить факт проживания Фейзуллаевой Баневши Гасым кызы в зоне с льготным социально-экономическим статусом (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Признать за Фейзуллаевой Баневшой Гасым кызы право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Фейзуллаевой Баневше Гасым кызы с (дата обезличена).
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Фейзуллаевой Баневши Гасым кызы расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 23.08.2023.
Судья З.А. Соловьева