УИД: 34RS0008-01-2024-006039-42
Дело № 2-3575/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
26 августа 2024 г. г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шепуновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Долговой Ю.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Еременкова В.А., представителя ответчика ООО «Концессии теплоснабжения» Мирошникова Н.В., представителя третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда Чурсиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г.Волгограда к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ворошиловского района г.Волгограда обратился в суд с иском к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Ворошиловского района Волгограда проведена проверка исполнения ООО «Концессии теплоснабжения» требований действующего законодательств при реализации концессионного соглашения, инвестиционной программы.
Указано, что в период времени 2016-2023 гг. на территории региона действовала утвержденная приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... инвестиционная программа в сфере теплоснабжения.
В рамках указанной программы в течение 2016-2023 гг. на территории Волгограда запланировано строительство, реконструкция или модернизация объектов в целях подключения потребителей, строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей, реконструкция или модернизация существующих объектов в целях снижения уровня износа существующих объектов и (или) поставки энергии от разных источников, вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов системы централизованного теплоснабжения.
Так, п.4.4.1 инвестиционной программы, в том числе на территории Ворошиловского района г.Волгограда предусмотрена реконструкция существующих центральных тепловых пунктов Ворошиловского района, а именно повышение надежности энергетической и операционной эффективности. Центральный тепловой пункт - это единый технологический комплекс оборудования, который обеспечивает отопление и горячее водоснабжение микрорайонов, группы зданий или одного здания.
Мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой в отношении ЦТП - 2 от котельной ..., ЦТП - 11 от котельной ..., ЦТП - 14 от котельной ..., ЦТП 14а от котельной ..., ЦТП - 15 от котельной ..., ЦТП - 15а от котельной ..., ЦТП-103 от котельной ..., ЦТП- 104а от котельной ..., ЦТП - 1 ... не выполнены.
Реконструкция существующих ЦТП Ворошиловского района перенесена на более поздний период.
Анализ финансирования мероприятий инвестиционной программы на территории Ворошиловского района г.Волгограда в сфере теплоснабжения показал, что в 2023 году на указанные цели было запланировано - 17 164, 311 тыс. рублей, мероприятие профинансировано в размере - 6 235,107 тыс. рублей, плановые показатели не достигнуты.
В целом финансирование п. 4.4.1 - 4.4.2 составило лишь - 6 392,809 тыс., из запланированных - 21046,771 тыс. руб. Пунктом 4.11.4 инвестиционной программы предусмотрена реконструкция тепловых сетей центрального отопления Ворошиловского района.
Финансирование указанного мероприятия составило - 152940,407 тыс. руб. от запланированных - 180 295,230 тыс. руб.
В отношении ЦТП - 2 от котельной 207 финансирование мероприятия составило - 119,550 тыс. рублей от запланированных - 4001,960 тыс. руб.
В рамках исполнения п.4.13.6 инвестиционной программы надлежало осуществить изоляцию тепловых сетей централизованного отопления Ворошиловского района, при этом финансирование произведено в объеме 8 млн. руб., вместо запланированных 10 млн. руб. плановые показатели не достигнуты.
Отсутствие финансирования запланированных инвестиционной программой мероприятий (реконструкция существующих ЦТП Ворошиловского района), а также недофинансирование существенно нарушает права граждан жителей Ворошиловского района Волгограда на обеспечение качественными коммунальными услугами горячего водоснабжения и отопления.
Анализ перебоев в предоставлении коммунальной услуги показал, что в период с 2020 г. по 2023 г. на сетях ООО «Концессии теплоснабжения» на территории Ворошиловского района г. Волгограда произошло 524 (2020 – 205, 2021г. - 97, 2022 г. - 119, 2023 г. – 203) аварии, повлекшие приостановку оказания коммунальных услуг гражданам с перерывами, превышающими установленную продолжительность, что подтверждается информацией департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно–энергетического комплекса администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.12 Порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.../пр, контроль за выполнением инвестиционных программ осуществляется комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в форме анализа отчетов об исполнении инвестиционной программы, а именно за соответствием объема средств, фактически направленных на финансирование мероприятий инвестиционной программы, их необходимому объему определенному инвестиционной программой при ее утверждении в соответствии с установленными требованиями к содержанию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно отчетам, представленным ООО «Концессии теплоснабжения» за 2016-2022 годы, фактическое финансирование мероприятий по Ворошиловскому району г. Волгограда составило - 283150,614 тыс. рублей при плане - 377942, 968 тыс. руб. В тоже время согласно сведениям «системы профессионального анализа рынка и компаний» выручка Общества в 2023г. составила более 8 млр. руб., в 2022 г. - свыше 7 млр. руб.
Учитывая изложенное, прокурор просит суд обязать ООО «Концессии теплоснабжения» выполнить мероприятия по пунктам 4,4.1, 4.4.2, 4.11.4, 4.13.6 инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2016-2023 годы, утвержденной приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №....
Представитель истца помощник прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Еременков В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал. Подчеркнул, что мероприятия, предусмотренные п.4.13.6 инвестиционной программы выполнены, в связи с чем в данной части требования истцом не поддерживаются.
Представитель ответчика ООО «Концессии теплоснабжения» Мирошников Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признал. Представил Акты об исполнении концессионных мероприятий.
Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда Чурсина Т.А. в судебном заседании полагала заявленные требования обоснованными.
Представители третьих лиц Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, МКУ «Волгоградский инженерный центр», Ростехнадзор в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу частей 1 - 2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Согласно частям 1, 3 ст.3 Федерального закона №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п.21 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (ч.5 ст.10 Федерального закона №115-ФЗ).
На основании решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... администрацией Волгограда от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград ДД.ММ.ГГГГ с обществом заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем).
Согласно п.10 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что в период времени 2016-2023 гг. на территории региона действовала утвержденная приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... инвестиционная программа в сфере теплоснабжения.
В рамках указанной программы в течение 2016-2023 гг. на территории Волгограда запланировано строительство, реконструкция или модернизация объектов в целях подключения потребителей, строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей, реконструкция или модернизация существующих объектов в целях снижения уровня износа существующих объектов и (или) поставки энергии от разных источников, вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов системы централизованного теплоснабжения.
Пунктом 4.4.1 инвестиционной программы, в том числе на территории Ворошиловского района г. Волгограда предусмотрена реконструкция существующих центральных тепловых пунктов Ворошиловского района, а именно повышение надежности энергетической и операционной эффективности.
Центральный тепловой пункт - это единый технологический комплекс оборудования, который обеспечивает отопление и горячее водоснабжение микрорайонов, группы зданий или одного здания.
Мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой в отношении ЦТП - 2 от котельной ..., ЦТП - 11 от котельной ..., ЦТП - 14 от котельной ..., ЦТП 14а от котельной ..., ЦТП - 15 от котельной ..., ЦТП - 15а от котельной ..., ЦТП-103 от котельной ..., ЦТП- 104а от котельной ..., ЦТП - 1 ... не выполнены.
Реконструкция существующих ЦТП Ворошиловского района перенесена на более поздний период.
Анализ финансирования мероприятий инвестиционной программы на территории Ворошиловского района г.Волгограда в сфере теплоснабжения показал, что в 2023 году на указанные цели было запланировано - 17 164, 311 тыс. рублей, мероприятие профинансировано в размере - 6 235,107 тыс. рублей, плановые показатели не достигнуты.
В целом финансирование п.4.4.1 - 4.4.2 составило лишь - 6 392,809 тыс., из запланированных - 21 046,771 тыс. руб.
Пунктом 4.11.4 инвестиционной программы предусмотрена реконструкция тепловых сетей центрального отопления Ворошиловского района.
Финансирование указанного мероприятия составило - 152 940,407 тыс. руб. от запланированных - 180 295,230 тыс. руб.
В отношении ЦТП - 2 от котельной 207 финансирование мероприятия составило - 119,550 тыс. рублей от запланированных - 4 001,960 тыс. руб.
В рамках исполнения п.4.13.6 инвестиционной программы надлежало осуществить изоляцию тепловых сетей централизованного отопления Ворошиловского района, при этом финансирование произведено в объеме 8 млн. руб., вместо запланированных 10 млн. руб. плановые показатели не достигнуты. Отсутствие финансирования запланированных инвестиционной программой мероприятий (реконструкция существующих ЦТП Ворошиловского района), а также недофинансирование существенно нарушает права граждан жителей Ворошиловского района Волгограда на обеспечение качественными коммунальными услугами горячего водоснабжения и отопления.
Анализ перебоев в предоставлении коммунальной услуги показал, что в период с 2020 г. по 2023 г. на сетях ООО «Концессии теплоснабжения» на территории Ворошиловского района г. Волгограда произошло 524 (2020 – 205, 2021г. - 97, 2022 г. - 119, 2023 г. – 203) аварии, повлекшие приостановку оказания коммунальных услуг гражданам с перерывами, превышающими установленную продолжительность, что подтверждается информацией департамента жилищно - коммунального хозяйства и топливно – энергетического комплекса администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.12 Порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.../пр, контроль за выполнением инвестиционных программ осуществляется комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в форме анализа отчетов об исполнении инвестиционной программы, а именно за соответствием объема средств, фактически направленных на финансирование мероприятий инвестиционной программы, их необходимому объему определенному инвестиционной программой при ее утверждении в соответствии с установленными требованиями к содержанию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно отчетам, представленным ООО «Концессии теплоснабжения» за 2016-2022 годы, фактическое финансирование мероприятий по Ворошиловскому району г. Волгограда составило - 283 150,614 тыс. рублей при плане - 377 942, 968 тыс. руб.
Анализ представленных представителем ответчика Актов об исполнении мероприятий предусмотренных концессионным соглашением показал, что мероприятия выполнены не в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о частичном выполнении мероприятий, не принятии работ в связи с предписаниями Ростехнадзора, не свидетельствует о наличии непреодолимых обстоятельств препятствующих выполнению принятых на себя обязательств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО «Концессии теплоснабжения» не выполняет в срок принятые на себя обязательства, требования прокурора о возложении обязанности выполнить мероприятия по пунктам 4,4.1, 4.4.2, 4.11.4 инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2016-2023 годы, утвержденной приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., подлежат удовлетворению.
В части требований прокурора о возложении обязанности выполнить п. 4.13.6 инвестиционной программы, суд полагает необходимым отказать, поскольку из акта №....13.6-2022 от 15.05.2023г. (л.д. 125) следует, что выполнение данного мероприятия завершено, работы выполнены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 4,4.1, 4.4.2, 4.11.4 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2016-2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №...
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4.13.6 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
----------------------------------¬
¦"░░░░░ ░░░░░" ¦
¦░░░░░░░ ░░░░░ _______░.░.░░░░░░░░¦
¦ ¦
¦ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ¦
¦ (░░░░░░░░░) (░░░░░░░░, ░░░░░░░)¦
¦"__" _____________ 20__ ░. ¦
------------------------------------------¬
¦░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ (░░░░░░)¦
¦░░░░ №__________,░░░ № __________, ░░░░ ¦
¦░░░░____________ ¦
¦ ░░░░░░░░░ ______ ¦
¦ (░░░░░░░░░) ¦
░░░░░░░ ░.░. ______ ¦
¦ (░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░) ¦