УИД 11RS0007-01-2022-000572-64
ВУКТЫЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 26 декабря 2022 года по делу № 2-420/2022
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе судьи Рейнгардт С.М., при секретаре Балыбердиной В.А.,
с участием представителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Шихалевой Е.П.,
третьего лица Андреевой О.А.,
ответчика Головиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыл гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного, и технического надзора (контроля) к Головиной Е. В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
установил:
Служба Республики Коми строительного, жилищного, и технического надзора (контроля) (далее – Служба РК стройжилтехнадзора) обратилась в суд с исковыми требованиями к Головиной Е.В. об обязании в течение одного рабочего дня после вступления в законную силу решения суда предоставить доступ должностным лицам государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу в <адрес> для проведения проверки на предмет выявления нарушений – поддержания надлежащего состояния жилого помещения, недопущения бесхозяйственного обращения с жилым помещением, соблюдения прав и законных интересов соседей. В обоснование требований указано, что в государственную жилищную инспекцию по городу Вуктылу (далее – Инспекция) поступило обращение Андреевой О.А., проживающей по адресу: <адрес>, о собственнике жилого помещения №, складирующем в своем жилом помещении мусор с контейнеров для сбора ТКО, в следствие чего в жилом помещении Андреевой О.А. появились насекомые. В адрес ответчика посредством почтовой связи направлялись решения о проведении инспекционного визита и извещения о контрольном мероприятии с целью проведения осмотра на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением, однако ответчиком доступ в жилое помещение не предоставлен, о чем составлены соответствующие акты.
Представитель истца в судебном заседании Шихалева Е.П. исковые требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик Головина Е.А. в судебном заседании исковые требования признала.
Третье лицо Андреева О.А. в судебном заседании поддержала исковые требования истца.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: в частности требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно пунктам 1, 3 Положения о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми «О Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)» от 22 декабря 2015 года № 541 Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (Служба Республики Коми стройжилтехнадзора) (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Республики Коми; Служба имеет территориальные органы - инспекции (структурные подразделения), не являющиеся юридическими лицами, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы: инспекции по жилищному надзору.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 14 сентября 2022 года в государственную жилищную инспекцию по городу Вуктылу поступило обращение Андреевой О.А., проживающей по адресу: <адрес>, о собственнике жилого помещения №, складирующем в своем жилом помещении мусор с контейнеров для сбора ТКО, в следствие чего в жилом помещении Андреевой О.А. появились насекомые. В последующем, 09.11.2022, Андреева О.А. представила в Инспекцию дополнительно пояснения к заявлению, из которых следует, что женщина из <адрес> носила из мусорки пакеты, коробки, иной мусор. До ее заселения в квартиру насекомых в квартирах подъезда не наблюдалось.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.12.2022 № Головина Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно справке ООО «ЦЖР и РУГ» от 05.12.2022 Головина Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 25.08.2020 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрированы по месту жительства: сыновья – ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании указанного факта Инспекцией в адрес Головиной Е.В. посредством почтовой связи направлено решение о проведении инспекционного визита № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому инспекционный визит проводится в рамках регионального жилищного контроля (надзора) по адресу: <адрес> следующие сроки с 11.10.2022 08:45 по 11.10.2022 09:45. Заказное письмо Головиной Е.В. получено 17.10.2022, то есть после проведения инспекционного визита.
11 октября 2022 года начальником Инспекции Федоренковой Н.В. составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а именно внепланового визита в отношении Головиной Е.В., невозможность проведения мероприятия вызвана тем, что контролируемое лицо, уведомленное о проведении внепланового инспекционного визита путем направления решения через Почту России 20.09.2022 по месту регистрации (заказное письмо с почтовым идентификатором № на момент проведения проверки не получено), доступ в квартиру не предоставило.
12 октября 2022 года в адрес Головиной Е.В. вновь направлено решение о проведении инспекционного визита № 301 от 11.10.2022, согласно которому инспекционный визит проводится в рамках регионального жилищного контроля (надзора) по адресу: <адрес> следующие сроки со02.11.2022 08:45 по 02.11.2022 09:45. Заказное письмо Головиной Е.В. получено 17.10.2022.
Должностным лицом Инспекции осуществлен выезд по вышеуказанному адресу для проведения инспекционного визита, однако Головиной Е.В. доступ в жилое помещение не предоставлен, о чем 02.11.2022 начальником Инспекции Федоренковой Е.В.составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
9 ноября 2022 года жильцами <адрес> на имя главного врача Центра Госсанэпиднадзора в г. Вуктыл направлено заявление с требованием провести проверку жилого помещения (<адрес>) на соответствие требований санитарного законодательства; привлечь жильцом к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил проживания в жилом помещении; обязать жильцов <адрес> вывести весь мусор и привести жилплощадь в соответствующий вид; провести дезинфекцию и дератизацию в <адрес> в квартирах заявителей.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что доступ в квартиру ответчиком до настоящего времени не предоставлен.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам «а», «б», «в» пункта 16 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Приказом Минстроя России «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» от 14 мая 2021 года № 292/пр в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей. Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» от 13 августа 2006 года № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Положениями пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом «а» пункта 119 настоящих Правил (а именно, предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи), извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя к приборам учета. Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки. Исполнитель обязан провести проверку в указанные дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85(1) настоящих Правил. Если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета.
В соответствии с позицией Президиума Верховного суда РФ, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Таким образом, анализ вышеприведенных положений действующего законодательства, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, позволяет суду прийти к выводу о том, что в данном случае имеется совокупность предусмотренных законом оснований для возложения обязанности на ответчика предоставить доступ в жилое помещение для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований поддержания надлежащего состояния жилого помещения, недопущения бесхозяйственного обращения с жилым помещением, соблюдения прав и законных интересов соседей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Службы Республики Коми строительного, жилищного, и технического надзора (контроля) к Головиной Е.В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного, и технического надзора (контроля) (ИНН 1101056523) к Головиной Е. В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Обязать Головину Е. В. (паспорт гражданина РФ №) в течение одного рабочего дня после вступления в законную силу решения Вуктыльского городского суда Республики Коми предоставить доступ должностным лицам Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу в <адрес> для проведения проверки на предмет выявления нарушения требований поддержания надлежащего состояния жилого помещения, недопущения бесхозяйственного обращения с жилым помещением, соблюдения прав и законных интересов соседей.
Взыскать с Головиной Е. В. (паспорт гражданина РФ №) в доход муниципального образования городского округа «Вуктыл» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья – С.М. Рейнгардт
Мотивированное решение составлено 26 декабря 2022 года.