дело "№ обезличен"
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Северобайкальск 26 января 2023 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Батаевой О.А.,
при секретаре Жалсановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панковой Н.Л. к СНТСН «<данные изъяты>», Администрации МО «"адрес обезличен"» о признании незаконным бездействие, выраженное в неприятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании морального ущерба, судебных издержек,
установил:
Панкова Н.Л. обратилась в суд с заявлением к СНТСН «<данные изъяты>», Администрации МО «"адрес обезличен"» в котором просила признать незаконным бездействие, выраженное в неприятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскать моральный ущерб, судебные издержки.
В обоснование иска Панкова Н.Л. указала, что председателем правления СНТСН «<данные изъяты>» А. было принято решение установить свалку твердых коммунальных отходов (далее ТКО) напротив ее земельного участка по адресу: "адрес обезличен", СНТСН «<данные изъяты>», "адрес обезличен". Она обращалась с просьбой перенести свалку в другое место, поскольку запах исходящий от нее не дает ей и соседям нормально дышать, также запах притягивает разных лесных животных, в том числе медведей, которые питаются с этой свалки, разбрасывают мусор на десятки метров. Панкова Н.Л. летом проживает там с внуками и боится выпускать их за пределы дома. После того как ее просьбы о переносе свалки были оставлены без внимания, она обратилась в Северобайкальскую природоохранную прокуратуру. "дата обезличена" в ее адрес был направлен ответ о том, что прокуратурой проведена проверка и установлено, что размещение площадки для накопления ТКО на территории СНТСН «<данные изъяты>» произведено с нарушением действующего законодательства, площадка не включена в реестр мест для накопления отходов. Однако, «мусорка» до сих пор стоит на своем месте, и жители поселка продолжают выкидывать в нее мусор. Кроме того, просит взыскать с ответчиков 5000 рублей – оплату услуг адвоката по составлению искового заявления, 300 рублей – госпошлину, 10000 рублей морального вреда, так как ей были причинены моральные страдания, выразившиеся в невыносимом запахе от помойки, головных болях, переживаниях за свою жизнь и жизнь своих внуков, поскольку на запахи из «мусорки» выходили дикие звери из леса.
Истец Панкова Н.Л. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее в судебном заседании требования по иску поддержала. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании председатель СНТСН «<данные изъяты>» А. просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что были проведены проверки прокуратурой, роспотребнадзором, никаких запахов не обнаружено. Согласно закону площадка ежемесячно убирается ООО «<данные изъяты>», площадка установлена согласно Федеральному закону от "дата обезличена" № 217-ФЗ.
Представитель ответчика СНТСН «<данные изъяты>» А., указала, что СНТ «<данные изъяты>», было создано на неограниченный срок гражданами "адрес обезличен" и "адрес обезличен" Республики Бурятия на добровольных началах для содействия им в решении общих социально - хозяйственных задач (Устав 2014 г.). СНТСН «<данные изъяты>» является правопреемником СНТ «<данные изъяты>». С 2019 г. ими проведены кадастровые работы по требованию законодательства. Результатом проведения кадастровых работ стало изготовление подрядчиком ООО «<данные изъяты>» проекта межевания и проекта планировки территории садоводства.
Согласно п. 9 ст. 17 ФЗ-217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в компетенцию общего собрания входит одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества. Согласно ст. 15.3. Устава СНТСН в компетенцию общего собрания входит одобрение проекта планировки территории и проекта межевания территории в отношении садоводства или огородничества. На общем собрании, которое прошло в очно-заочной форме "дата обезличена" были приняты единогласно проект межевания и проект планировки, в котором определена площадка для накопления ТКО по ул. "адрес обезличен" Обсуждалось каждое место общего пользования с показом на карте и местности. Выписка из протокола общего собрания передана в АМО «"адрес обезличен"», постановлением Администрации МО «"адрес обезличен"» Республики Бурятия "№ обезличен" и 52 от "дата обезличена" утверждены указанные проект межевания и проект планировки.
По представлению природоохранной прокуратуры от "дата обезличена" СНТ подали заявление в администрацию района о включении места накопления ТКО на территории СНТСН «<данные изъяты> в реестр мест накопления ТКО.
Согласно методических рекомендаций Письма Минприроды России от "дата обезличена" "№ обезличен" при невозможности соблюдения указанных в настоящем пункте расстояний главным государственным санитарным врачом в субъекте Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимается решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%. Согласно схеме СНТ Байкал ранее по плану не были предусмотрены площадки для сбора ТКО, детские площадки и другие места общего пользования. Поэтому в любом месте, где бы мы они установили площадку для ТКО, было бы нарушение СанПин, но согласно методическим рекомендациям это расстояние может быть сокращено до 8 м.
В настоящее время за площадкой закреплен работник, ежедневно происходит очистка, вокруг площадки чисто и убрано, никаких медведей нет. Расстояние от дома Панковой до площадки для размещения ТКО промерено, оно соответствует требованиям закона, запахов никаких нет. Для отлова безнадзорных собак, диких животных существует специализированная служба, в которую могут обратиться жители СНТ, Панкова в указанную службу не обращалась. Просили отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «"адрес обезличен"» Г. также просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что площадка на территории СНТ построена надлежащим образом, вывоз мусора осуществляется ООО «<данные изъяты> Решение о месте установки площадки для сбора ТКО принято общим собранием, соответствующие договоры заключены. Ответственность за площадку накопления ТКО несет СНТСН, "адрес обезличен" только включили эту площадку в реестр мест накопления ТКО.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.
Основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от "дата обезличена" № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
B силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от "дата обезличена" № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу II «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений» п.п. 3, 4, 5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от "дата обезличена" "№ обезличен" (ред. от "дата обезличена") на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров, допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении "№ обезличен" к Санитарным правилам; выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от "дата обезличена" № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от "дата обезличена" № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от "дата обезличена" № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления ТКО и заключения договора на вывоз ТКО, и Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 4 статьи 8, пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления2, пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от "дата обезличена" № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено в судебном заседании, согласно договору аренды земельного участка "№ обезличен" от "дата обезличена" Панковой Н.Л. предоставлен земельный участок в аренду площадью 633 кв.м., условный номер земельного участка "№ обезличен", кадастровый "№ обезличен", расположенный по адресу: "адрес обезличен", СНТСН «<данные изъяты>», "адрес обезличен". Срок аренды установлен с "дата обезличена" по "дата обезличена".
В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ от "дата обезличена" внесена запись о том, что А. является председателем правления СНТСН «<данные изъяты>».
Согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «<данные изъяты>» "№ обезличен" от "дата обезличена" утвержден проект межевания территории, проект планировки территории расположенной по адресу: "адрес обезличен", в том числе площадка для накопления ТКО по "адрес обезличен".
Согласно постановлениям Администрации МО «"адрес обезличен"» Республики Бурятия "№ обезличен" и "№ обезличен" от "дата обезличена" утверждены проект межевания территории и проект планировки территории СНТСН «<данные изъяты> "адрес обезличен".
Факт наличия площадки накопления ТКО на вышеуказанном участке подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиками.
В соответствии со схемой, составленной А., подтвержденной Панковой Н.Л. проведены замеры, согласно которым установлено, что расстояние от площадки для накопления ТКО до дома Панковой Н.Л. составляет по диагонали 20 м, 18,5 м, параллельно к крайней прямой линии дома – 13м, что соответствует требованиям закона.
Согласно договору от "дата обезличена" между ООО «<данные изъяты> и СНТСН «<данные изъяты>» в лице председателя правления А. было заключено соглашение на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно ответу Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что на основании обращения Панковой Н.Л. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, по результатам проверки в связи с размещением площадки накопления ТКО без согласования администрации МО «"адрес обезличен"» внесено представление об устранений нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии с заключением специалиста Территориального отдела управления Роспотребнадзора по "адрес обезличен" в "адрес обезличен", участвовавшего в проверке, контейнерная площадка для накопления ТКО на территории СНТСН «<данные изъяты>» имеет подъездной путь, твердое (бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с 4-х сторон, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, оснащена 3-мя контейнерами для сбора ТКО, что соответствует п. 3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН "дата обезличена"-21 «Санитарно-эпидемиологическое требование к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Доводов о наличии запаха, нахождении безнадзорных и диких животных возле контейнерной площадки для накопления ТКО в обращении отсутствуют.
Во исполнение предписания прокурора "дата обезличена" председателем правления СНТСН «<данные изъяты>» А. подана заявка в администрацию МО «"адрес обезличен"» о включении площадки для накопления ТКО СНТСН «Байкал» в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений и межпоселенной территории МО «"адрес обезличен"».
"дата обезличена" на основании решения "№ обезличен" МКУ «Комитета по управлению муниципальным хозяйством» МО «"адрес обезличен"» принято решение о включении сведений о местах (площадках) накопления ТКО СНТСН «Байкал» в реестр мест (площадок) ТКО.
Согласно ответу Территориального отдела управления Роспотребнадзора по "адрес обезличен" в "адрес обезличен" на запрос суда установлено, что за период 2022 года заявления от Панковой Н.Л. о наличии запаха, безнадзорных собак, диких животных и т.д. вокруг площадки ТКО, расположенной по адресу: "адрес обезличен", СНТСН «<данные изъяты>» "адрес обезличен" в их адрес не поступали.
Доводы истца и свидетеля В., о том, что бегают собаки вокруг площадки для накопления ТКО, судом не приняты, поскольку указанная площадка установлена в соответствии с требованиями закона. Свидетель В. и истец не обращались в службу ЕДДС, которая занимается отловом собак, диких животных. Доказательств факта присутствия безнадзорных собак, диких животных вокруг площадки для накопления ТКО суду истцом не представлено.
Довод о том, что вокруг площадки для накопления ТКО разбросан мусор не нашел своего подтверждения, так как ТКО вывозится по договору ООО «<данные изъяты> что также подтверждается фотографиями площадки для накопления ТКО, согласно которым вокруг площадки разбросанный мусор отсутствует.
Указанная площадка накопления ТКО включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории СНТСН «<данные изъяты> что подтверждается решением "№ обезличен" от "дата обезличена" администрации МО «"адрес обезличен"», соответственно, не является несанкционированной.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что площадка накопления ТКО установлена в соответствии с требованиями законодательства, включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории СНТСН «<данные изъяты>», СНТСН «<данные изъяты>» заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на вывоз ТКО, доводы истца не нашли своего подтверждения, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Панковой Н.Л. к СНТСН «<данные изъяты>», Администрации МО «"адрес обезличен"» о признании незаконным бездействие, выраженное в неприятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании морального ущерба, судебных издержек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.
Судья О.А. Батаева
Решение в окончательной форме изготовлено "дата обезличена".
УИД 04RS0020-01-2022-001869-24