Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1325/2022 ~ М-781/2022 от 05.05.2022

Идентификационный номер 42RS0032-01-2022-001330-55

Дело № 2-1325/2022

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года                                                                          город Прокопьевск

    Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Полюцкой О.А.,

при секретаре судебного заседания Узольниковой Е.А..,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Немцевой Е. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» об обязании произвести перерасчет задолженности по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

    Немцева Е.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» (далее по тексту - ООО «ЭкоТек») и просит обязать в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами (г.Прокопьевск, <...> за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения, исходя из отсутствия исполнения обязательства по оказанию услуги со стороны ответчика; обязать прекратить начисление платы за обращение с твердыми бытовыми отходами в отношении неё с даты вынесения решения суда до даты начала фактического оказания услуги; взыскать в случае не проведения перерасчета задолженности по коммунальной услуге по обращению с твердыми бытовыми отходами в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу судебную неустойку в размере 20 000 рублей; взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей.

    Требования мотивированы тем, что она проживает в частном секторе г.Прокопьевска. В поселке Высокий, дома по <...> с ДД.ММ.ГГГГ признаны аварийными, что подтверждается открытыми сведениями официального сайта Реформа ЖКХ. Собственникам жилых помещений никто не оказывает ни один из видов коммунальных услуг. Услуга по вывозу твердых бытовых отходов ответчиком никогда не оказывалась и не будет оказываться в будущем, что подтверждает сам ответчик в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответами государственных и муниципальных органов власти Кузбасса, в связи с чем, истец не обязана оплачивать услугу, которую ей не оказывают.

    Немцевой Е.А. не заключался договор на предоставление коммунальной услуги по вывозу твердых бытовых отходов с ООО «ЭкоТек», однако её требования основаны не на том, что договор между ними не заключен, а на том, что услуга ответчиком не оказывалась ни разу. Контейнеры для сбора отходов на придомовой территории и в доступной близости от домов (расстояние до 100 метров) отсутствовали до ДД.ММ.ГГГГ. Фактически услуга по вывозу ТКО ООО «ЭкоТек» не оказывается даже при наличии контейнера, который установили и представители администрации <...>. При этом, ООО «ЭкоТек» начисляло плату за оказание услуг с ДД.ММ.ГГГГ фактически не оказывая услуги.

    Истец вывозила мусор самостоятельно, на своем личном легковом транспорте, тратя свои денежные средства на топливо, на полигон ТБО за городским кладбищем, а не в контейнер по адресу <...>, так как он постоянно переполнен, вокруг мусор, в том числе летом, когда проблем с транспортной доступностью на поселок нет. За заявленный период, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик не вывез ни одного кубического метра мусора. Фактически сам ответчик неоднократно, подтвердил, что услуги им не оказываются, ссылается на обязанность органов местного самоуправления организовать места накопления, не указывая при этом, что услуга ей оказывалась, хотя бы единожды. Истец готова оплачивать услуги ответчика, как только эти услуги будут оказаны. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время услуга не оказывается, связи с чем, задолженность подлежит перерасчету. При этом ответчику следует прекратить начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО до даты начала фактического оказания услуг.

    В судебном заседании истец Немцева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в нём.

В судебном заседании представитель ответчика Иушина А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении требований. Суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоТек» приступило к выполнению своих обязанностей, заключило ДД.ММ.ГГГГ соглашение с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области - это соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» и в соответствии с п.1.3 соглашения, Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращения с отходами производства и потребления в том числе с ТКО» соответственно все контейнерные площадки, которые есть в схемы и в последствие которые били администрацией внесены, ответчик вывозит все площадки утвержденные территориальной схемой, есть реестр мест накопления который утвержден Администрацией г. Прокопьевска и определено место накопления. ООО «ЭкоТек» не обязано заниматься организацией контейнерных площадок, данная обязанность лежит на органах местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Действующий СанПин, указывает на то, что к контейнерным площадкам должны быть обеспечены подъездные пути. Контейнерная площадка есть в районе места проживания истца и она отгружается, поэтому считает, что со стороны ответчика нарушения отсутствуют.

    Представитель третьего лица - администрации <...>, Журавель Е.В., в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В пояснениях представителем третьего лица указано, что большегрузный контейнер для сбора ТКО установлен по адресу: г.Прокопьевск, <...>. Таким образом, при условии обеспеченности жителей в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательств того, что они такими услугами не пользовались, оплата услуг по сбору и вывозу ТКО в силу ст.153, 154 ЖК РФ является обязательной. Таким образом, администрация г.Прокопьевска полагает, что основания для удовлетворения исковых требований Немцевой Е.А., отсутствуют.

Представитель третьего лица - МУП «Служба управления МКД» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

    Ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

    В соответствии со ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе); 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

    В соответствии со ст. 1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

    Согласно п. 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <...> организация, указанная в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальной услуги, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальной услуги. Организация, указанная в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора о предоставлении указанной коммунальной услуги по основаниям, установленным жилищным, гражданским законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления.

    В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <...> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» также разъяснено, что обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) входит в плату за коммунальные услуги.

    Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <...>) предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

    К отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно вышеуказанных Правил, в нем применяются следующие понятия:

- «Вывоз твердых коммунальных отходов» - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

- «Контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

- «Контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

- «Потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <...>) предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

    Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника (п.8 (1) Правил).

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации (п.8 (17) Правил).

    Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

    Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

    В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (п.9 Правил).

    В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (п.10 Правил).

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п.13 Правил).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.21 Правил).

    Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.

    Согласно п. 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

а) требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,

г) уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) (п. 148(23) Правил).

    Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

а) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества;

д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

ж) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков;

з) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.148(24)).

    Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:

в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п148(25).

       Судом установлено, что Немцева Е. А. является собственником жилого помещения - <...> жилом доме по адресу: Кемеровская область, г.Прокопьевск, <...>.

    Согласно позиции истца Немцевой Е.А., начисление платы ответчиком произведено с нарушением требований действующего законодательства, поскольку эта коммунальная услуга ответчиком не оказывалась, следовательно, и оплачивать её она не должна, договор на предоставление данной услуги с ООО «ЭкоТек» ею не заключен.

    Департаментом жилищно - коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭкоТек» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области, получившим статус Регионального оператора сроком на 10 лет. Дата начала выполнения региональным оператором предусмотренных соглашением обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письменными доказательствами дела.

    Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

    Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

    Согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

    В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст.426, 167 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

    Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

    Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

     В газете «Кузбасс» ответчиком было размещено предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Кемеровской области, которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).

       Стороной ответчика суду представлен договор <...>эт на оказание услуг по сбору и транспортированию коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Экологические Технологии» и ООО «Спецавтохозяйство», которым ООО «Спецавтохозяйство» принимает на себя обязательства осуществлять сбор отходов в местах их накопления и сбора и их транспортирование и передачу в места приема и передачи (л.д.60-65). По соглашению от ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут (л.д.59).

    ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Экологические Технологии» и ООО «Спецавтохозяйство» был вновь заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов <...>/эт (л.д.51-57).

Согласно перечню транспортных средств к данному договору (л.д.68), транспортирование ТКО осуществляется автомобилями Камаз (12 единиц), Мерседес (1 единица), Скания (1 единица), Газ (1 единица).

Выгрузкой из навигационной программы «Глосав» за период с 01.07.2018 по 08.07.2022, подтверждается дата и время произведенной отгрузки мусора по адресу: <...> г.Прокопьевск (л.д.70).

           ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Экологические технологии» и ФГУП «Почта России» был заключен договор <...> возмездного оказания услуг по адресной доставке счетов-квитанций (л.д.66-67).

Представленной схемой размещения мест (площадок) для сбора мусора (через сеть Интернет) в системе Google Карт, установлены улицы города Прокопьевска у домов которых размещены контейнеры для мусора, в том числе по <...> (л.д.97-99), представлен реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Прокопьеский городской округ Кемеровской области-Кузбасса» (л.д.100-117).

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Немцевой Е.А. Прокопьевским отделением Государственной жилищной инспекцией сообщено, что с июля 2018 года региональный оператор ООО «ЭкоТек» осуществляет услугу по обращению с ТКО в соответствии с периодичностью вывоза указанного в договоре (Приложение к договору, п.4, п.6 Объем и место накопления ТКО, п.8 периодичность вывоза ТКО).

Выкопировка электронного маршрутного журнала навигации (по форме утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ) предоставленной ООО «ЭкоТек», также подтверждается оказание услуг по обращению с ТКО по адресу: г.Прокопьевск, <...>.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Главы города по ЖКХ Давыдовой Т.В. на обращение Немцевой Е.А. сообщено, что по вопросу установки контейнера для ТКО 03.08.2020 года состоялась выездная комиссия в составе инспектора ООО «ЭкоТек», представителя - перевозчика, представителя администрации города, в результате был составлен акт подтверждения невозможности оказания услуги обращения с ТКО и дано заключение, что контейнер общего пользования по адресу: 2-я Ярославская, 64 не может обслуживаться по причине очень крутого спуска к контейнерной площадке (л.д.15).

        Правительством Кемеровской области - Кузбасса от 07.06.2021, в лице первого заместителя Губернатора Кемеровской области-Кузбасса Телегина В.Н., на обращение Немцевой Е.А. по жалобе на действие Государственной жилищной инспекции была проведена проверка, в результате которой нарушений норм действующего законодательства в действиях сотрудников ГЖИ Кузбасса установлено не было. Указано, что до августа 2020 года большегрузный контейнер для сбора ТКО был установлен в другом месте, в связи с чем, из-за сложности рельефа местности, был затруднен вывоз большегрузного контейнера. В сентябре 2020 года площадка для установки контейнера была организована по адресу: <...>. В настоящий момент администрацией г.Прокопьевска принимаются меры по организации площадки накопления ТКО (установки контейнера) по адресу: <...> (л.д.16-19).

        ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора <...> Мамонтовым Н.В. на обращение Немцевой Е.А. сообщено, что в рамках ранее проведенной проверки 25.06.2021 контейнер для сбора мусора установлен (л.д.20).

Из представленного ответа управляющего директора ООО «ЭкоТек» Турановой Е.А., адресованного директору МУП «Служба управления МКД» от 15.07.2021 следует, что место накопления ТКО по адресу: <...>, 66 не может быть принято в работу в связи с отсутствием свободного доступа к месту накопления ТКО из-за гористого рельефа грунтовой дороги, с крутым уклоном и подъемом (л.д.12).

        В материалы дела Немцевой Е.А. предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Служба управления МКД» с подписью истца, где ею же указано, что по <...> установлен контейнер. Запись в акте «Оплату считать со дня установки» выполнена Немцевой Е.А., что подтверждено ею в судебном заседании (л.д.118).

    На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <...> «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в соответствии с актуализированным перечнем мест накопления бытовых отходов по территории г.Прокопьевска органом местного самоуправления организовано ближайшее место накопления твердых коммунальных отходов относительно места проживания Немцевой Е.А. по адресу: <...> на котором установлен 1 контейнер.

Истец, данный факт не отрицала, однако в суде пояснила, что размещение ближайшего контейнера для сбора ТКО, в силу ее возраста для нее является неудобным и обременительной, поскольку для складирования ТКО в указанный контейнер, ей необходимо пройти значительное расстояние.

    Однако, именно на потребителя - собственника жилого дома, возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Несанкционированное складирование, хранение и утилизация ТКО в придомовых территориях и на принадлежащих гражданам земельных участках вне установленных контейнеров, потребителям запрещается (п.15 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <...>).

        Доводы Немцевой Е.А. о том, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время между сторонами отсутствуют договорные отношения, услугой по обращению с ТКО она как не пользовалась и так не пользуется, так как данная услуга фактически не оказывается ответчиком ввиду отсутствия подъездного пути для автотранспорта (контейнеры для вывоза мусора не установлены на расстоянии, предусмотренном СанПиН не менее 20 м, но не более 100 м), суд не принимает во внимание, поскольку доказательств не оказания либо некачественного оказания представляемой ответчиком услуги по обращению с ТКО, истцом не представлено.

    Основания для признания коммунальной услуги, как некачественно оказанной, указаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <...>).

    Суд соглашается с доводами представителя ответчика, в том числе с теми, что удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого помещения, дата установки контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО и момент определения конкретной географической точки в качестве места накопления ТКО и указания об этом в реестре мест накопления ТКО не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, а, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению её перерасчета.

    Кроме того, Немцевой Е.А. не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности, в том числе, данных о заключении ею договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, о нарушении экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.

    В соответствии с пп.5 и14 п.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

    В соответствии со ст.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

    В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

    К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

    Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

    Согласно п.4 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

    В соответствии с п. 9 и 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <...> потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

    В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудование специальных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием для установки контейнеров, а также оборудование дороги для подъезда, проведение работ по укладке асфальта или отсыпке дороги щебнем, на нарушения которых ссылается Немцева Е.А., в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации являются обязанностью администрации <...> Кемеровской области, а не регионального оператора.

    Суд при принятии решения также учитывает положения ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.

    Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч.1 ст.11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    Как следует из ч.1 ст.4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

    В соответствии со ст.51 указанного Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

    Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

    Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

    Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, как для перерасчета задолженности, так и освобождения Немцевой Е.А. от обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТКО.

Истцом суду не представлено доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых (коммунальных) отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров (по <...>), поскольку отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме, не исключает обязанность Немцевой Е.А. оплатить услугу, которой она пользуется.

    Поскольку суд пришёл к выводу об отказе Немцевой Е.А. в требовании о производстве перерасчета, обязании прекратить начисление платы за обращение с ТКО, то производные требования о взыскании судебной неустойки, государственной пошлины также удовлетворению не подлежат.

     Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Немцевой Е. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» об обязании произвести перерасчет задолженности по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд города Прокопьевска, принявший решение.

            Судья:                <...>                                                        О.А.Полюцкая

            <...>

<...>

<...>

2-1325/2022 ~ М-781/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Немцева Елена Александровна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии"
Другие
Служба управления МКД
Администрация города Прокопьевска
Суд
Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
Судья
Полюцкая Ольга Александровна
Дело на сайте суда
rudnichniy--kmr.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Подготовка дела (собеседование)
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2022Судебное заседание
11.07.2022Подготовка дела (собеседование)
11.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022Дело оформлено
23.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее