Дело № 2-2231/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермский край 10 июля 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.В.,
при секретаре Быковой Т.А.,
с участием представителя истца Унижук Н.В.,
представителя ответчика Периной Т.В.,
представителя третьего лица ГУФСИН России по Пермскому краю Периной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Пермской природоохранной межрайонной прокуратуры к ФКУ Исправительная колония № ГУФСИН России по <адрес> об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
установил:
пермская природоохранная межрайонная прокуратура обратилась с иском к ФКУ ИК 18 ГУФСИН России по <адрес> обязать:
провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов; представить в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду; организовать накопление отходов в соответствии с требованиями законодательства. Установить срок для исполнения требований в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывает, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре
2022 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ФКУ ИК 18 ГУФСИН России по <адрес> в ходе которой выявлены нарушения, которые выразились в следующем:
на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Учреждением поставлены 3 площадки:
Промплощадка №, код объекта №П, II категория, федеральный уровень надзора (основная площадка);
Промплощадка №, код объекта №П, II категория, федеральный уровень надзора (площадка содержания и разведения животных);
Промплощадка №, код объекта №П, III категория, федеральный уровень надзора (гараж).
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Росприроднадзором на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В 2017 году учреждением проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, составлен общий отчет по инвентаризации, подготовлен проект нормативов предельно допустимых выбросов. Распоряжением врио начальника ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р часть имущественного комплекса ФКУ-18 в виде откормочного поголовья сельскохозяйственных животных передана в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по <адрес>. На основании п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах ОНВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений, в том числе о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте ОНВОС. При этом указанные сведения представляются юридическими лицами в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений. Снятие с государственного учета объектов ОНВОС, осуществляется по месту постановки их на учет, в связи с представлением юридическими лицами сведений о прекращении деятельности на объекте ОНВОС. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте ОНВОС является акт о его консервации или ликвидации. В связи с передачей части имущественного комплекса, которое фактически является объектом ОНВОС Учреждению следует подать заявку о снятии с регистрационного учет объекта ОНВОС, а ФКУ ИК-40 в свою очередь актуализирует информацию о своем объекте ОНВОС с учетом добавившихся источников выбросов.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок №).
На основании п. 3 Порядка № при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВОС, систематизируются и документируются полученные результаты. Пунктом 45 Порядка № предусмотрены случаи, при наступлении которых, необходимо проведение корректировки данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия, в том числе при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования, ввод в эксплуатацию или ликвидацию источников выбросов; при замене технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящей к изменению состава, объема и (или) массы выбросов. Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия осуществляется в случаях выявления неучтенных источников выбросов и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ. Проверкой установлено, что на основной площадке Учреждение ФКУ ИК -18 использует оборудование для измельчения обрези жесткого кожевенного товара, при этом выбросы от работы данного оборудования не учтены в инвентаризации источников выбросов. Кроме того, часть источников выбросов загрязняющих веществ на промплощадке переданы в ФКУ ИК-40ГУФСИН России по <адрес>».
С учетом изменения количества источников выбросов, а также требований природоохранного законодательства Учреждению необходимо провести новую инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, при этом инвентаризация источников выбросов должна быть проведена для каждого объекта ОНВОС отдельно. Кроме того, корректировке подлежит разработанный во исполнение п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ проект предельно допустимых выбросов.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями. Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № (Требования №). Учреждением ДД.ММ.ГГГГ разработаны и утверждены программы ПЭК для каждого объекта, которые не соответствуют Требованиям №.
Представленные программы ПЭК содержат сведения об инвентаризации источников выбросов в целом по всем объектам, эксплуатируемым Учреждением, а не отдельно по каждому по объекту.
Кроме того, в нарушение п. 6 Требований № раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» содержит сведения об отходах, образуемых на всех объектах ОНВОС. Так, навоз свиней и куриный помет фактически не образуется в процессе эксплуатации основной промплощадки и площадки гаража. В нарушение п. 7 Требований № раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» представленных программ ПЭК, не содержит сведения о полномочиях должностных лиц; о численности сотрудников подразделений и (или) должностных лиц; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.
В соответствии п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях (далее – НМУ) юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ для Учреждения согласованы мероприятия в период НМУ.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (Требования к мероприятиям №).
На основании п. 20 Требований к мероприятиям № мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ подлежат повторному согласованию. Пунктом 21 Требований к мероприятиям № установлено, что корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%. Таким образом, после проведения надлежащей инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Учреждению необходимо разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления НМУ для всех источников выбросов и обратиться за согласованием в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию <адрес>.
При получении прогнозов НМУ хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 3 Требований к мероприятиям №). Согласно п. 22 Требований к мероприятиям № в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на объекте негативного воздействия хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
Организация работ на объекте негативного воздействия при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ; передачу информации о НМУ в структурные подразделения (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой ПЭК (п. 23 Требований к мероприятиям №).
В нарушение перечисленных требований законодательства Учреждение получение информации о НМУ не организовало, ее регистрацию в соответствующем журнале не обеспечило, ответственное лицо за реализацию мероприятий в период НМУ не назначило, фактически мероприятия при наступлении НМУ не выполняет.
На основании п. 1 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов ОНВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
(п. 2 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ). Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).
В нарушение перечисленных требований законодательства Учреждение декларацию о воздействии на окружающую среду в отношении объекта негативного воздействия №П в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора не представило.
Согласно п. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями п.п. 213 - 239 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений …» (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Проверкой установлено, что в ходе производственной деятельности Учреждения образуются, среди прочего следующие виды отходов: золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная (IV класс) и лампы ртутные, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (I класс). Накопление отходов осуществляется с нарушением санитарных правил. Так, золошлаковая смесь от сжигания углей размещена навалом на почве, при этом не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; лампы ртутные, люминесцентные хранятся в помещении в открытых коробках. Кроме того, в ходе осмотра основной площадки выявлено складирование огромного количества отходов обрези жесткого кожевенного товара, образованных от производства обуви, непосредственно на почве, также не защищенные от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности влечет отсутствие полной достоверной информации об источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ, их качественных и количественных характеристик, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
С целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ начальнику Учреждения внесено представление, требования которого до настоящего времени не исполнены. Согласно ответам ответчика проведение работ по корректировке документации в сфере экологии планируется после выделения денежных средств бюджетных обязательства. Действенных мер, способствующих реальному устранению нарушений, на сегодняшний день не принято, лишь изданы приказы о назначении ответственных лиц за исполнение в Учреждении природоохранного законодательства, заведен журнал учета НМУ.
Определение Кунгурского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от иска к ответчику в части возложения обязанности провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производство по иску в данной части прекращено.
Представитель истца в судебном заседании на требованиях, изложенных в исковом заявлении, натаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями согласен.
Представители третьих лиц, Западно-Уральского межрегионального Управления Роприроднадзора, Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> с требованием истца согласен.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от - ФЗ "Об охране окружающей среды", сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Судом установлено:
Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения в сфере законодательства об охране окружающей среды (л.д.23).
С целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК-18 ГУФСИН России вынесено представление об устранении нарушений, а именно: провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ; назначить ответственное лицо, отвечающее за получение прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ; вести журнал записи предупреждений о НМУ; представить в Западно-Уральское межрегиональное управление Роприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду; организовать накопление отходов в соответствии с требованиями законодательства. В течение месяца о результатах принятых мер письменно сообщить в природоохранную прокуратуру, в отношении должностных лиц вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.10-13,18).
В связи с проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Пермского межрайонного природоохранного прокурора Прониным А.Ю. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица главного энергетика энергомеханического отдела ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес> Дьяконовой С.В. (л.д.78-81).
Из информации врио начальника учреждения ФКУ ИК-18 ГУФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ на представление природоохранной прокуратуры следует, что для выполнения указанных в предписании мероприятий в ГУФСИН России по <адрес> был направлен обоснованный расчет потребности в денежных средствах, выделенных из федерального бюджета по смете УИС на 2023. После выполнения перечисленных нарушений будет назначено ответственное лицо, отвечающее за получение прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, за ведение журнала, а также предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзор (л.д. 14,15-17).
Постановлением о назначении административного наказания №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Камрад В.В. должностное лицо Дьяконова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, и назначено наказание в виде предупреждения (л.д.82-85).
ДД.ММ.ГГГГ Пермской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес ответчика была направлен запрос о предоставлении в прокуратуру в срок до ДД.ММ.ГГГГ информацию о ходе устранений нарушений, перечисленных в представлении (л.д.19).
Из информации начальника учреждения ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по <адрес> следует, что в учреждении изданы приказы о назначении ответственного лица за проведение мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий, о назначении ответственного лица за природоохранные мероприятия, заведены журналы записей предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях, записи заносятся своевременно (л.д.20-22).
Неисполнение представления Пермского межрайнного природоохранного прокурора послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Доказательств того, что ответчиком устранены нарушения в сфере законодательства об охране окружающей среды, материалы дела не содержат.
Ответчик не представил доказательств невозможности устранения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды в срок, указанный истцом.
В связи с чем, суд считает, что исковые требования, предъявленные к ФКУ Исправительная колония № ГУФСИН России по <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Ггражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к ФКУ Исправительная колония № ГУФСИН России по <адрес> об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить,
обязать ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> (ИНН 5917103380) разработать и утвердить программу производственного экологического контроля с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов;
разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов;
представить в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду;
организовать накопление отходов в соответствии с требованиями законодательства.
Установить срок для исполнения требований в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Е.В.Власова
Копия верна. Судья Е.В.Власова