Судья Назарова Л.В. |
№21-247/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
15 сентября 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу главы администрации Лахденпохского муниципального района Болгова О.В. на постановление заместителя Председателя - заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 21 марта 2022 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 21 марта 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Лахденпохского районного суда РК от 16 июня 2022 г., глава администрации Лахденпохского муниципального района Болгов О.В. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе Болгов О.В. просит отменить названные выше акты и прекратить производство по делу в связи с ошибочным определением его как субъекта вменяемого правонарушения и принятием им мер по подвозу населению ресурса в период отсутствия водоснабжения.
Заслушав прокурора Мастакалову В.А., полагавшую законным привлечение Болгова О.В. к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В ст.7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать такие услуги путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций (ч.1 ст.10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг, в том числе в сфере холодного водоснабжения, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В п.2, подп.«в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.
Согласно п.1 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг одним из требований, предъявляемых к исполнителю коммунальной услуги холодного водоснабжения, является бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение абонента в течение года.
При этом допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Исследование материалов настоящего дела показало, что на основании решения Совета Лахденпохского муниципального района LIII заседания VI созыва от 31 июля 2019 г. №53/378-6 Болгов О.В. был назначен на должность главы администрации Лахденпохского муниципального района.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 07.10.2015 №314-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Хийтольского, Куркиекского и Мийнальского сельских поселений» в собственность Лахденпохского муниципального района переданы следующие объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению: в п.Хийтола - здания водозабора (ул.Зеленая, ул.Полевая), насос (ул.Полевая), электронасос 2 шт. (ул.Зеленая), шкаф (пульт) управления навесной (ул.Зеленая), водопроводные сети, канализационные сети, водонапорные башни (ул.Зеленая, ул.Ленина, ул.Лесная); в п.Ласанен (Куркиекское сельское поселение - здание очистных сооружений, водозаборные сооружения, водопроводные сети (ул.Ленинградская), канализационные сети, здание водозаборных сооружений.
Также установлено, что в январе 2022 г. прокуратурой Лахденпохского района на основании полученной из Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору информации об отключении в п.Хийтола Лахденпохского муниципального района холодного водоснабжения проведена проверка исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
По результатам осуществленного прокурорского надзора выявлено, что в связи с выходом из строя 08 декабря 2021 г. сетевого насоса на ВНС п.Хийтола (улица Полевая, скважина) в период с 08 декабря 2021 г. по 19 января 2022 г. было прекращено холодное водоснабжение населения по улицам Большая Приозерская (дома №№1, 3), Лесная (дома №№8, 11, 13, 15-20). Ввиду прекращения 06 января 2022 г. работы насосного оборудования в п.Ласанен с указанного дня до 09 января 2022 г. отсутствовала подача холодной воды в домах №№4-6 по улице Ленинградской.
Установление приведенных обстоятельств явилось основанием для вынесения 28 января 2022 г. прокурором Лахденпохского района постановления о возбуждении в отношении Болгова О.В. дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.7.23 КоАП РФ.
В дальнейшем в связи с нарушением режима обеспечения населения коммунальной услугой постановлением должностного лица Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору глава муниципального образования Болгов О.В. признан виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Выводы субъектов административной юрисдикции, сделанные с учетом решения Лахденпохского районного суда РК от 16 февраля 2021 г., которым установлен факт передачи ООО «КарелСтройСервис» для обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением требований действующего законодательства, основаны на том, что Болгов О.В. не выполнил свою обязанность по обеспечению круглосуточного и бесперебойного предоставления коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения.
Между тем с такими выводами согласиться нельзя ввиду следующих обстоятельств.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.7.23 КоАП РФ, представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения такими услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Субъектами этого деяния признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
Исходя из данной правовой нормы, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении своими собственными действиями установленных правил; при даче ими подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В ст.24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом согласно ст.26.1 КоАП РФ обстоятельством, подлежащим обязательному выяснению, является виновность лица в совершении правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) лиц признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц при отсутствии их вины.
Из совокупности положений п.4 ч.1, чч.3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1).
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1).
В силу п.1 ч.1 ст.21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в случае возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пп.1 - 3 ч.1, пп.1, 5 - 7 ч.3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды (ч.10).
Исходя из ст.ст.35, 37 Устава муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район», к компетенции администрации муниципального образования относится исполнение полномочий по решению вопросов местного значения этого района в соответствии с федеральными законами, законами Республики Карелия, решениями Совета Лахденпохского муниципального района; управление муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Администрацией Лахденпохского муниципального района, ее структурными подразделениями на принципах единоначалия руководит глава, который несет ответственность за деятельность администрации и иных подведомственных ему органов Лахденпохского муниципального района.
При рассмотрении дела в вышестоящем суде установлено, что 01 июля 2020 г. между администрацией Лахденпохского муниципального района и ООО «КарелСтройСервис» был заключен договор обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения на территории Элисенваарского, Куркиекского и Хийтольского сельских поселений, срок действия которого продлен на основании дополнительных соглашений от 22 марта 2021 г. и 24 сентября 2021 г. до 30 сентября 2021 г. и 31 мая 2022 г. соответственно.
Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, к одним из видов деятельности ООО «КарелСтройСервис» относятся управление эксплуатацией жилого фонда; забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
По условиям приведенного выше договора ООО «КарелСтройСервис» приняло обязательства по обслуживанию объектов водоснабжения и водоотведения, оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории поименованных сельских поселений (транспортировка по трубопроводам, распределение и передача воды; добыча подземных вод; подъем воды из источников: подземного и поверхностного; распределение воды (водоподготовка); эксплуатация сетей водоснабжения и водоотведения; текущий ремонт, устранение аварий; эксплуатация и поддержание работоспособного состояния скважин) с использованием объекта договора (п.1).
Исполнитель обязан в течение всего срока действия договора поддерживать объект договора в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт (п.8); осуществлять деятельность, указанную в п.1 договора, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, и обеспечивать соблюдение требований к порядку осуществления этой деятельности (п.19); осуществлять деятельность по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующим законодательством (п.22).
В перечень передаваемого по договору имущества вошли объекты в п.Ласанен - водозаборное сооружение, здание водозаборных сооружений, здание очистных сооружений, водопроводные и канализационные сети; в п.Хийтола - водонасосная скважина и щит управления (ул.Полевая), насос ЭЦВ 6-10-110 (ул.Полевая), здание водозабора (ул.Зеленая), электронасос КМ 100-80-160/2-5 2 шт. (ул.Зеленая), шкаф (пульт) управления навесной (ул.Зеленая), водопроводные сети, канализационные сети, водонапорные башни (ул.Зеленая, ул.Ленина, ул.Лесная).
Также установлено, что в связи с прекращением по причине аварийной ситуации холодного водоснабжения главой муниципального образования Болговым О.В. с помощью сил ГУП «Леноблводоканал», ГКУ РК «ОПС по Лахденпохскому району» (пожарной части №27) и частного лица в п.Хийтола и п.Ласанен был организован подвоз холодной воды, о чем до населения доводилась соответствующая информация.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о наличии в спорный период времени договорных отношений с обслуживающей объекты водоснабжения организацией и принятии главой муниципального образования мер, направленных на обеспечение населения холодной водой во избежание продолжения неблагоприятных условий, вызванных аварийной ситуацией, факта игнорирования данным должностным лицом своих служебных обязанностей не усматривается.
При этом считаю также необходимым отметить, что во исполнение названного выше решения Лахденпохского районного суда РК от 16 февраля 2021 г., которым на администрацию Лахденпохского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 г. передать объекты водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений в пользование регулируемых организаций в установленном законом порядке, постановлением органа местного самоуправления от 24 мая 2022 г. было создано МУП «Водоканал», наделенное статусом единой гарантирующей организации, и за ним на праве хозяйственного ведения закреплены муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в п.Ласанен и п.Хийтола.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку обстоятельства совершения Болговым О.В. вменяемого деяния нельзя считать безусловно установленными, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава выявленного административного правонарушения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя Председателя - заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 21 марта 2022 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 16 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Лахденпохского муниципального района Болгова О.В. отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова