УИД 04RS0019-01-2023-000815-54
Дело № 2-622/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 22 ноября 2023 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре Гордеевой Ю.Н.,
с участием представителя истца Семис-оол И.С.,
представителя ответчика Шангиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Мостовский детский сад «Колосок» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
обращаясь в суд с исковым заявлением в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и.о. прокурора Прибайкальского района просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Мостовский детский сад «Колосок» (далее – МДОУ ДС «Колосок») в срок до 31.12.2023 устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: установить (провести обновление) систему пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить аварийное освещение в здании.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о пожарной безопасности и о противодействии терроризму в МДОУ ДС «Колосок», по результатам которой выявлено, что в нарушение действующего законодательства объект защиты МДОУ ДС «Колосок», расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям пожарной безопасности: в нарушение ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 54 ППР РФ, п. 13.15.3 Свода правил в здании эксплуатируется система автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией люде при пожаре более 10 лет; в нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 37 ППР РФ, п. 4.3.12 СП 1.131330.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 7.6.3 Свода правил 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» отсутствует аварийное освещение в здании. Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, посещающих МДОУ ДС «Колосок», а также иных граждан и работников учреждения, а потому является недопустимым.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Прибайкальского района Семис-оол И.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Не возражала установить срок исполнения обязательства ответчиком в разумный срок с учетом отсутствия финансирования на текущий год.
Представитель ответчика МДОУ ДС «Колосок» Шангина Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что в МДОУ ДС «Колосок» система автоматической пожарной сигнализации и оповещения установлена в августе 2006 года, в настоящее время проводится только ее комплексное обслуживание и ремонт. Руководством учреждения подавались заявки в Управление образования на замену пожарной сигнализации, но были отклонены в связи с отсутствием денежных средств в бюджете. На сегодняшний день подготовлена смета на монтаж пожарной сигнализации на сумму 527 075,00 руб., на установку аварийного освещения в здании необходимо не менее 85 000 руб., денежные средства могут быть предусмотрены при формировании бюджета на 2024 год. В связи с изложенным просила установить срок выполнения обязательств до 01.09.2024.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 6 ст. 28, ч.ч. 1 и 2 ст. 41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Общеобразовательные учреждения обязаны обеспечить меры по антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействию терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление Правительства № 1006), постановления Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Согласно ст. I Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность –состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; противопожарный режим – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 34, 37 Федерального закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-Ф3) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью ее создания является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Она включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 54 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима, устанавливающие требования пожарной безопасности, правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ, приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 утвержден свод правил «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее – Свод правил), который действует в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до 01.03.2021.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных требований закона объект защиты – МДОУ ДС «Колосок», расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям пожарной безопасности. В нарушение ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 54 Правил противопожарного режима, п. 13.15.3 Свода правил в здании эксплуатируется система автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией люде при пожаре более 10 лет. Кроме того, в нарушение ст.ст. 4, 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 37 ППР РФ, п. 4.3.12 СП 1.131330.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 7.6.3 Свода правил 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» отсутствует аварийное освещение в здании.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией начальника ОНДПР по <адрес> УНДПР Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ, а также пояснениями представителя ответчика в судебном заседании.
Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, посещающих МДОУ ДС «Колосок», а также иных граждан и работников учреждения, а потому является недопустимым.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком МДОУ ДС «Колосок» допущены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, тем самым нарушены права неопределенного круга лиц на безопасное пребывание на указанном объекте.
При установленных обстоятельствах, учитывая признание заявленных требований ответчиком, суд приходит к выводу об их удовлетворении.
Учитывая представленные в материалы дела сведения об отсутствии финансирования для устранения нарушений законодательства в области пожарной безопасности на текущий 2023 год, мнение представителя истца в судебном заседании, суд полагает необходимым установить срок для исполнения обязательств до 01.09.2024.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Мостовский детский сад «Колосок» об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Мостовский детский сад «Колосок» в срок до 01 сентября 2024 года установить (провести обновление) систему пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить аварийное освещение в здании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2023 года.
Судья п/п Е.В. Михалева
СОГЛАСОВАНО:
Судья Е.В. Михалева