Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-720/2023 ~ М-516/2023 от 03.04.2023

Дело № 2-720/2023

УИД 33RS0008-01-2023-000969-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2023 года г.Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи        Карповой Е.В.

при секретаре                Бойко А.П.

с участием прокурора            Куденко С.С.

представителя ответчика            Шеркуновой Т.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Добрятинское карьероуправление» об обязании установить санитарно-защитную зону,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Добрятинское карьероуправление» (далее – ООО «ДКУ». С учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки, на которой расположен известковый цех, размещенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, обосновав ориентировочный размер санитарно-защитной зоны расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и результатами натурных исследований и измерений в срок до 01.03.2024;

направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны (а именно, проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарнозащитной зоны) в срок до 15.04.2024;

обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае установления изменения санитарно-защитной зоны, исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны в срок до 01.09.2024.

В обоснование исковых требований указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Добрятинское карьероуправление», в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Добрятинское карьероуправление» является производство негашеной, гашеной и гидравлической извести.

Производственный цех общества размещен на земельных участках с кадастровыми номерами:

13.04.2017 ООО «Добрятинское карьероуправление» от администрации Гусь-Хрустального района получено разрешение на строительство на указанных земельных участках следующих капитальных объектов: производственный корпус № 1, печная линия № 1 и № 2, АПК печной линии № 1 и № 2, навес и противопожарные резервуары, установка «ТОПАС», склады готовой продукции № 1 и № 2, КТП, склад готовой продукции в таре «МКР», АБК, которые в настоящее время введены в эксплуатацию.

В результате технологических процессов в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества такие как оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен и др.

В нарушение вышеназванных требований ООО «Добрятинское карьероуправление» проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений не разработан. Санитарно-защитная зона не установлена.

По данному факту 10.08.2022 межрайонной прокуратурой ответчику вносилось представление, а должностное лицо привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьей 6.3 КоАП РФ. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.    

Осуществление ООО «ДКУ» деятельности без проекта санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Куденко С.С. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Полагал достаточным предложенный прокурором срок для исполнения ответчиком изложенных в исковом заявлении обязанностей.

Представитель ответчика ООО «Добрятинское карьероуправление» по доверенности Шеркунова Т.К. в судебном заседании исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора признала частично, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д.106-110). Не возражала против удовлетворения требований о разработке проекта санитарно-защитной зоны, однако просила увеличить срок для исполнения данной обязанности до 01.11.2024. Срок направления в Управление Роспотребнадзора пакета документов для принятия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны просила увеличить до 01.12.2024, поскольку потребуется дополнительное время для проведения экспертизы проекта расчетной санитарно-защитной зоны и получения санитарно-эпидемиологического заключения, проведения натурных исследований и измерений для подтверждения размеров санитарно-защитной зоны в зимний и летний период времени в течение года с даты определения санитарно-защитной зоны. В удовлетворении исковых требований о подаче в уполномоченный орган заявления об изменении санитарно-защитной зоны просила отказать, полагая их преждевременными. Также полагала не подлежащими удовлетворению требования прокурора о проведении исследования атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух поскольку данные требования уже вменены обществу на законодательном уровне и проводятся ООО «ДКУ» ежегодно.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в заявлении просили дело рассмотреть в отсутствие, представителя, исковые требования поддержали в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ гарантирует гражданам право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу пункта 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарнозащитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно пункту 4.2.4 таблицы 7.1 «Санитарная классификация» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производство извести (известковые заводы с шахтными и вращающимися печами) относится ко 2 классу опасности.

В силу п.п. 3.10, 3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.

Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Постановление Правительства № 222) определено, что в случае если до дня вступления в силу постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных указанным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу указанного постановления.

В силу п. 7 Постановления Правительства № 222 в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности ООО «Добрятинское карьероуправление» является производство негашеной, гашеной и гидравлической извести, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.8-15).

13.04.2017 ООО «Добрятинское карьероуправление» от администрации Гусь-Хрустального района получено разрешение на строительство следующих капитальных объектов: производственный корпус № 1, печная линия № 1 и № 2, АПК печной линии № 1 и № 2, навес и противопожарные резервуары, установка «ТОПАС», склады готовой продукции № 1 и № 2, КТП, склад готовой продукции в таре «МКР», АБК, которые в настоящее время введены в эксплуатацию.

Производственный цех ООО «Добрятинское карьероуправление» размещен на земельном участке с кадастровым номером .

Указанные объекты являются источником в атмосферный воздух загрязняющих веществ: оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен.

В нарушение вышеприведенных требований ООО «Добрятинское карьероуправление» проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений не разработан, санитарно-защитная зона не установлена, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика.

В связи с чем, по данному факту 10.08.2022 межрайонной прокуратурой ООО «Добрятинское карьероуправление» вносилось представление, однако до настоящего времени представление не выполнено, выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.

По данному факту постановлением Управления Роспотребнадзора по Владимирской области №145 от 28.09.2022 ООО «ДКУ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с нарушением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения повторно, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д.89-92).

Из материалов дела следует, что осуществление ответчиком деятельности без проекта санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу положений ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

С учетом позиции представителя ответчика, в целях исполнимости судебного акта, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда: по требованиям об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны до 01.11.2024, по требованиям об обязании направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, а также об обязании в случае установления изменения санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны в срок до 01.12.2024. Данный срок, по мнению суда, отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Добрятинское карьероуправление» об обязании установить санитарно-защитную зону удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Добрятинское карьероуправление» (ИНН 3314008133) разработать проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки, на которой расположен известковый цех, размещенный на земельных участках с кадастровым номером по адресу: <адрес>, обосновав ориентировочный размер санитарно-защитной зоны расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и результатами натурных исследований и измерений в срок до 01.11.2024.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Добрятинское карьероуправление» направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны (а именно, проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны) в срок до 01.12.2024.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Добрятинское карьероуправление» обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае установления изменения санитарно-защитной зоны, исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны в срок до 01.12.2024.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         Е.В. Карпова

Мотивированное решение изготовлено 03.05.2023

2-720/2023 ~ М-516/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "Добрятинское карьероуправление"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области
Суд
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области
Судья
Карпова Е.В.
Дело на странице суда
gus-hrustalsky--wld.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Подготовка дела (собеседование)
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее