Председательствующий: Крапивин Д.А. Дело 11-3/2023 (№2-0688/10/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Новобирилюссы Красноярский край 5 сентября 2023 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,
при секретаре Никифоровой Д.А.,
с участием ответчика Барнашовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Барнашовой Л.А. на решение мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 23 мая 2023 г. по гражданскому делу по иску ООО «Эко-Транспорт» к Барнашовой Л.А. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 апреля 2019 г. по 28 февраля2023 г., которым удовлетворены исковые требования ООО «Эко-Транспорт», с Барнашовой Л.А. в пользу ООО «Эко-Транспорт» взыскана задолженность за услуги по обращению с ТКО в сумме 7 275 руб. 94 коп. и судебные расходы в сумме 484 руб., 60 коп,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Эко-Транспорт» обратилось в суд с иском к Барнашовой Л.А., в котором просило взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за услугу по обращению с ТКО за период с 1 апреля 2019 г. по 28 февраля 2023 г. в сумме 7 275 руб. 94 коп., судебные расходы по направлению почтовой корреспонденции в размере 84 руб. 60 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. Требования мотивированы тем, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №1/937-од от 11 мая 2018 г. ООО «Эко-Транспорт» присвоен статус регионального оператора Ачинской технологической зоны. 11 мая 2018 г. между региональным оператором и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение №2 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ачинской технологической зоны, по условиям которого региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на указанной технологической зоне на срок по 31 декабря 2028 г. Должник проживает по адресу: <адрес>. Услуга по обращению с ТКО является коммунальной, оказывается региональным оператором надлежащим образом. Оплата должника за вывоз ТКО не производится. Сумма основного долга по оплате за услугу по обращению с ТКО за период с 1 апреля 2019 г. по 28 февраля 2023 г. составляет 7 275 руб. 94 коп. ООО «Эко-Транспорт» обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Барнашовой Л.А. задолженности. Мировым судьей судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края вынесен судебный приказ, который отменен по заявлению должника.
Представитель истца ООО «Эко-Транспорт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Барнашова Л.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Как и в письменном отзыве, пояснила, что возражает против удовлетворения заявленных требований, мотивируя это тем, что она с истцом договора на оказание услуг не заключала. За прошедшие четыре года в процессе жизнедеятельности Барнашовой Л.А. не образовано вообще никаких твердых коммунальных отходов, также указала, что квитанции от ООО «Эко-Транспорт» приходили квитанции в те дома, в которых жильцы уже умерли. Данная услуга ей была навязана ООО «Эко-Транспорт».
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Барнашова Л.А. Автор жалобы указала, что с ООО «Эко-Транспорт» она договора не заключала, с условиями договора не ознакомлена, ничего не подписывала. ТКО ответчик не имеет, поскольку проживает в собственном доме, имеет печное отопление и баню. За четыре года Барнашова Л.А. не вынесла ни одного пакета мусора. При установке истцом мусорного бака ответчик бы оплачивала услугу по мере накопления мусора. Просил обжалуемое решение отменить.
Представитель истца – ООО «Эко-Транспорт» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно.
В судебном заседании ответчик Барнашова Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, изучив материалы дела, заслушав ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, Барнашова Л.А. проживает по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №1/937-од от 11 мая 2018 г. ООО «Эко-Транспорт» присвоен статус регионального оператора Ачинской технологической зоны.
11 мая 2018 г. между региональным оператором и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключено соглашение №2 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ачинской технологической зоны, по условиям которого региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на указанной технологической зоне на срок по 31 декабря 2028 г.
Приказами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29 декабря 2018 г. №1/3126-од, от 31 декабря 2019 г. №77-2184-од, приказами Министерства тарифной политики Красноярского края №621-в от 16 ноября 2022 г., 1192-в от 19 декабря 2019 г. установлены предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Эко-Транспорт», а также утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края.
Из лицевого счета на имя Барнашовой Л.А. следует, что за период с апреля 2019 г. по февраль 2023 г. ответчику начислена оплата за оказанную услугу обращения с твердыми коммунальными отходами в размере 7 275 руб. 94 коп.
8 декабря 2022 г. мировым судьей судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края по заявлению ООО «Эко-Транспорт» выдан судебный приказ о взыскании с Барнашовой Л.А. задолженности за услугу по обращению с ТКО за период с 1 апреля 2019 г. по 1 сентября 2022 г. и судебных расходов в общей сумме 6 640 руб. 61 коп, который был отменен 28 декабря 2022 г. в связи с поступившими возражениями от должника
Согласно ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) «Об отходах производства и потребления» установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно общих положений Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 (ред. от 18 марта 2021 г., с изм. от 30 мая 2023 г.) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (пункт 8(5) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пункту 8(17) вышеуказанных Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу положений пункта 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 (ред. от 29 июля 2023 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2023 г.) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил (пункты 37-38 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 (ред. от 29 июля 2023 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Таким образом, разрешая заявленные ООО «Эко-Транспорт» требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 1 апреля 2019 г. по 28 февраля 2023 г. расчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Барнашовой Л.А. должен был производиться ежемесячно. Следовательно, произведенный истцом за указанный период расчет задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы жалобы о необоснованности заявленных истцом требований, фактически повторяющие позицию ответчика, изложенные в ее возражении на исковое заявление, не могут быть приняты во внимание, поскольку они выводы суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка №10 в Бирилюсском районе Красноярского края от 23 марта 2023 г. по гражданскому делу по иску ООО «Эко-Транспорт» к Барнашовой Л.А. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 апреля 2019 г. по 28 февраля 2023 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Барнашовой Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Лайшева