Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 октября 2023 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Цицкиева Р.Б., при секретаре Гиреевой Х.А., с участием представителя заявителя Яндиева А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яндиева Р. Х. об установлении факта принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Яндиев Р.Х. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просил установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти его матери Яндиевой М. С., 1932 г.р., состоящего из земельного участка площадью 0,18 га, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, а также из жилого дома площадью 201,6 кв.м., с кадастровым номером 15:08:01040124:186, также расположенного по указанному адресу.
Заявление мотивировано отсутствием спора о праве, пропуском заявителем срока принятия наследства при обращении к нотариусу, однако фактическим вступлением в наследство после смерти матери заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя Яндиев А.Х. просил удовлетворить заявление в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При этом для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч.ч. 1 и 2 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Гражданское законодательство относит к способам принятия наследства наряду с подачей нотариусу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, также и совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (ст. 1153 ГК РФ).
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, осуществление оплаты коммунальных услуг, а также совершение иных действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель Яндиев Р.Х. является сыном Яндиевой М. С., 1932 г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Куртатского сельского поселения Республики Северная Осетия-Алания о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ Яндиевой М. С. при ее жизни принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, площадью 0,18 га. расположенный по адресу: РСО-Алания, пригородный район, <адрес>. Выписка дана на основании записи от ДД.ММ.ГГГГ, содержащейся в похозяйственной книге № л/с 8ДД.ММ.ГГГГ-2004 г.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Куртатского сельского поселения, жилой дом по адресу: РСО-<адрес>, с Дачное ул Фрунзе, <адрес>, также принадлежал по день смерти Яндиевой М. С.. При этом, администрацией также указано, что данное домовладение по данным администрации никому не продано, не заложено, в судебном споре не состоит.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Куртатского сельского поселения, заявитель Яндиев Р.Х. постоянно проживал в указанном домовладении вместе со своей матерью.
В связи с изложенным и фактическим принятие наследства ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к нотариусу Назрановского нотариального округа АЛ. Л. М. с заявлением о принятии вышеописанного наследства в виде земельного участка и жилого дома.
Вместе с тем по причине пропуска шестимесячного срока для принятия наследства со дня смерти наследодателя, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом заявителю отказано в совершении нотариального действия.
При этом заявителю нотариусом также выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он является единственным заявителем, подавшим заявление на вступление в наследство, открывшееся после смерти его матери Яндиевой М.С.
Указанное подтверждается также заявлением сестры заявителя Яндиевой Л. Х. от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что против получения свидетельства о праве на наследство ее братом Яндиевым Р.Х. она не возражает, фактически в управление наследственным имуществом не вступала.
В связи с изложенным, ввиду невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт принятия наследства, Яндиев Р.Х. обратился в суд с настоящим заявлением.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Таким образом, если право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок возникло у наследодателя до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации – то есть до ДД.ММ.ГГГГ – такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности.
Из материалов дела, а именно из выписки из похозяйственной книги администрации Куртатского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 1800 кв.м, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, принадлежало матери заявителя –Яндиевой М. С. на основании записи от ДД.ММ.ГГГГ - то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, такой земельный участок считается предоставленным Яндиевой М.С. на праве собственности.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства являет единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из изложенного, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, при переходе в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым зданием одновременного с переходом права на землю к правопреемнику переходит и право собственности на расположенное на нем здание.
Переход права на жилой дом, находящийся по адресу: РСО-Алания, <адрес>, расположенный на земельном участке, принадлежавший матери заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие ЗК РФ, и следовательно, в силу п. 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, считающийся предоставленным ей в собственность, к заявителю Яндиеву Р.Х. подтверждается также справкой администрации Куртатского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого также следует, что данное домовладение по данным администрации никому не продано, не заложено, в судебном споре не состоит.
Указанные обстоятельства в совокупности являются достаточными основаниями для удовлетворения заявления Яндиева Р.Х. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Яндиева Р. Х. об установлении факта принятия наследства удовлетворить.
Установить факт принятия заявителем Яндиевым Р. Х. ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженцем <адрес>а <адрес>, наследства, открывшегося после смерти Яндиевой М. С., 1932 г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ состоящего из земельного участка площадью 0,18 га., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, и жилого дома площадью 201,6 кв.м., с кадастровым номером 15:08:0140124:186, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда прниято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Копия верна:
Судья Магасского районного суда РИ Р.Б. Цицкиев