Материал № 4/1-86/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 июня 2019 года г. Архангельск
Судья Исакогорского районного суда г. Архангельска Тренин С.А.,
при секретаре Зобовой А.В.,
с участием помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ожогова К.А.,
представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области Ларина Д.В.,
осужденного Турпулханова И.Л. (посредством ВКС),
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство об условно-досрочном освобождении осужденного
Турпулханова И. Л., ДД.ММ.ГГГГ, ******, отбывающего наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области,
УСТАНОВИЛ:
Турпулханов И.Л. осужден приговором Верховного суда Чеченской Республики от 27.05.2005 (с учетом постановления Исакогорского районного суда г. Архангельска от 15.07.2010) по ч. 2 ст. 209 УК РФ (в редакции от 08.12.2003), ч. 3 ст. 222 УК РФ (в редакции от 25.06.1998), ч. 3 ст. 222 УК РФ (в редакции от 25.06.1998), ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 205 УК РФ (в редакции от 30.12.2008), ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б, е, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (в редакции от 13.06.1996), ч. 3 ст. 69 УК РФ к 17 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 16.08.2004. Конец срока – 15.08.2021.
Осужденный обратился в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в порядке ст. 79 УК РФ, в котором указывает, что он отбыл установленную законом часть срока наказания (2/3), характеризуется положительно, нарушения сняты и погашены.
В судебном заседании осужденный поддержал свое ходатайство, указал, что некоторые взыскания дисциплинарного характера наложены на него незаконно, по данным фактам неоднократно обращался в прокуратуру, нарушения сфабрикованы администрацией исправительных учреждений.
Исследовав представленные материалы, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Исходя из ч. 1 ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет установлено, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее 2/3 срока наказания, назначенного за особо тяжкие преступления.
Турпулханов И.Л. осужден за совершение особо тяжких преступлений и в настоящее время 2/3 срока наказания им фактически отбыта.
Анализируя поведение осужденного за весь период отбывания наказания, суд отмечает его неудовлетворительным, так осужденный в 2009 году был переведен в отряд строгих условий содержания, так как признан злостным нарушителем, после этого переведён обратно, в обычные условия, но в 2013 вновь был признан злостным нарушителем, в том же году работал на промышленной зоне, с работой справлялся, но требовал контроля, с 2015 года не трудоустроен.
17.08.2018 Турпулханов И.Л. снова признан злостным нарушителем и переведен в строгие условия отбывания наказания.
С 2005 года осужденный, допуская нарушения внутреннего распорядка и проявляя неуважительное отношение к сотрудникам колонии, многократно подвергался взысканиям дисциплинарного характера (37 раз), с водворением, в том числе, в штрафной изолятор (17 раз), последнее из которых в мае 2019 года.
Периодичность нарушений регулярна (с 2005 по 2018 год), все взыскания, за исключением 04.03.2015, до настоящего времени не сняты и не погашены, а поощрения имели место быть лишь в 2015 (2), 2016 (2) и 2017 (1).
Помимо этого имеются 18 бесед воспитательного характера, проведенные с осужденным за иные незначительные нарушения, признанные таковыми в силу их характера и тяжести.
Все взыскания, как и беседы профилактического характера, констатируют факт нарушения установленного порядка отбывания наказания, и в совокупности дают представление о неустойчивом отношении осужденного к режиму содержания, влекущем необходимость более длительного контроля в условиях пребывания его в местах лишения свободы.
Довод осужденного о незаконности действий администрации учреждения в части привлечения к дисциплинарной ответственности и принимаемых им мер по отмене взысканий, в рамках рассмотрения данного ходатайства не принимаются судом во внимание, сведений о недостоверности представленных в деле данных об обстоятельствах отбывания осужденным наказания, а также незаконности действий и решений администрации колонии, не имеется.
При этом при рассмотрении вопроса об условно – досрочном освобождении суд не вправе высказать суждение о незаконности примененных взысканий, поскольку данные утверждения обжалуются и проверяются в ином процессуальном порядке.
В соответствии со ст. ст. 11, 103 и 175 УИК РФ соблюдение требований режима содержания и условий отбывания наказания в виде лишения свободы, а также добросовестный труд на определенных администрацией исправительного учреждения местах работы является прямой обязанностью осужденного.
Критериями применения условно-досрочного освобождения для всех осуждённых должны являться правомерное поведение осуждённого, отношение его к содеянному, отсутствие злостных нарушений, добросовестное отношение к обязанностям в период отбытия назначенного наказания, а также уважительное отношение к другим осуждённым и сотрудникам исправительной системы.
Следует отметить, что решение об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания является способом его поощрения не только за добросовестное отношение к труду, но и назначается за имеющиеся заслуги с учетом иных сведений, свидетельствующих об исправлении и перевоспитании лица в условиях изоляции.
Соблюдение срока фактического отбытия осужденным назначенного наказания, наряду с иными обстоятельствами, характеризующими осужденного, в совокупности, не могут свидетельствовать о том, что окончательное исправление осужденного возможно без полного отбывания назначенного ему наказания.
Кроме того, в соответствии с требованиями закона, удовлетворение ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, является правом суда, а не его обязанностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
В данном случае, с учетом исследованных в совокупности данных, суд находит поведение осужденного Турпулханова И.Л. неудовлетворительным, и учитывая поведение за весь период отбывания наказания, не может сделать вывод об исправлении осужденного в местах лишения свободы.
Суд полагает, что исключительных мер осужденный не принял, в связи с чем вышеизложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о фактическом исправлении осужденного и достижении целей наказания, предусмотренных ч. 2 ст. 43 УК РФ, поэтому его условно-досрочное освобождение от наказания является преждевременным.
На основании ч. 1 ст. 79 УК РФ, руководствуясь ст.ст. 396, 397, 399 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Осужденному Турпулханову И. Л. в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания по приговору Верховного суда Чеченской Республики от 27.05.2005 – отказать.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Исакогорский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня его вынесения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии постановления.
Судья подпись С.А. Тренин
Копия верна, судья С.А. Тренин