дело № 2-828/2023
УИД:30RS0014-01-2023-000771-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Харабали, Астраханская область 25 сентября 2023 г
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Тюлюпова Р.К.,
при секретаре судебного заседания Анисимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Россети Юг» - «Астраханьэнерго» к Жилякову С.А. о расторжении договора технологического присоединения, взыскании судебных расходов,
установил:
ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Россети Юг»-«Астраханьэнерго» обратилось в суд с иском к Жилыякову С.А. о расторжении договора технологического присоединения, взыскании судебных расходов, указав, что 04.12.2021 между ПАО «Россети Юг» (сетевой организацией) и Жиляковым С.А. (заявителем) был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с условиями договора ПАО «Россети Юг» принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя по адресу: 416010, Астраханская область, Харабалинский район, ОУ «Даниловка», кадастровый номер земельного участка: №.
Сетевой организацией планировалась реализация объекта технологического присоединения: Строительство BJI-6 Кв, ВЛИ-0,38 кВ и установка ТП-6/0,4 кВ ф. 14 ПС 35/10/6 кВ ХВТ для электроснабжения блока контейнера жилого, расположенного по адресу указанному выше. (Ориентировочная протяженность В Л-6 кВ - 0,250 км, В ЛИ - 0,38 кВ - 0,015 км., ориентировочная мощность - 0,025 MBA) (далее - Объект).
С целью согласования трассы ВЛ-бКв и установки ТП-6/04 кВ в адрес службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области был направлен запрос от 15.02.2023 №1504/113.
В соответствии с ответом от 24.03.2023 №06/3924 исходя из представленной схемы расположения объекта данных лесоустроительной картографии, входящей в государственный лесной реестр (ГЛР) Объект не имеет пересечений с землями лесного фонда.
Вариант трассы проектируемой ВЛ-6 кВ проходит в границах государственного биологического заказника регионального значения «Буховский», который является особо охраняемой природной территорией регионального значения Астраханской области, (далее - Заказник).
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Заказник является территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса и имеет региональное значение.
Согласно п. 3.1. Положения о Заказнике, на территории Заказника запрещается всякая деятельность, противоречащая целям его создания и причиняющая вред сохраняемым природным комплексам и их компонентам, в том числе повреждение, разрушение растительного и почвенного покрова, за исключением проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществляемых на участках лесного фонда, входящих в территорию Заказника, в соответствии с нормами федерального лесного законодательства, лесным планом <адрес>, лесохозяйственным регламентом Левобережного лесничества; движение и стоянка механизированных транспортных средств по существующим дорогам, кроме транспорта правообладателей земельных участков, природоохранных организаций при исполнении их работниками служебных обязанностей, а также органов организаций, осуществляющих государственный учет и мониторинг объектов животного и растительного мира, мероприятия по использования, охране, защите и воспроизводству лесов, научно - исследовательские работы, а также транспортных специального назначения; пребывание на территории Заказника, кроме правообладателей земельных участков, лиц, осуществляющих региональный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, лиц, осуществляющих мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, лиц, осуществляющих мониторинг объектов животного и растительного мира и сотрудников природоохранных организаций.
В соответствии с п. 3.4. Положения о Заказнике, установленный для Заказника, режим особой охраны обязаны соблюдать все без исключения юридические и физические лица, в том числе правообладатели земельных участков, расположенных в границах Заказника.
Исходя из этого, согласование варианта трассы проектируемой ВЛ - 6 Кв с целью последующего выполнения строительно - монтажных работ в границах Заказника не представляется возможным.
10.04.2023г. ПАО «Россети Юг» направило в адрес Истца соглашение о расторжении договора № 30-1-21-00615323 об осуществлении технологического присоединения, заключенного между Истцом и Ответчиком. В связи с неполучением ответа на данную оферту в течение 30 дней ПАО «Россети Юг» инициировано исковое заявление о расторжении договора №№ от 04.12.2021г. по осуществлению технологического присоединения.
Просит суд расторгнуть договор от 04.12.2021г. № №, об
осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; взыскать с Жилякова С.А. в пользу ПАО «Россети Юг» сумму расходов по оплате государственной пошлины
Представитель истца ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Россети Юг»-«Астраханьэнерго» по доверенности Лосева Ю.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик Жиляков С.А., представитель третьего лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно, в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительной причине неявки не просили об отложении судебного заседании, рассмотрении дела без их участия.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вправе рассмотреть дело без участия ответчика и представителя третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
В силу п. 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 16 Правил № 861 предусмотрено, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать существенные условия, в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Согласно п. 16.3 Правил № 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В силу пп. "г" п. 18 названных Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в частности, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Как установлено судом, 04.12.2021между ПАО «Россети Юг» (сетевой организацией) и Жиляковым А.С. (заявителем) был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (л.д. 10-12).
В соответствии с п. 1-2 договора сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя блока-контейнера жилого, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт (в том числе по категориям надежности электроснабжения 15 кВт по третей категории); существующая (ранее присоединенная) мощность энергопринимающих устройств 0 кВт, в том числе по категориям надежности электроснабжения, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.
В силу п. 3 договора, технологическое присоединение необходимо для электроснабжения блока-контейнера жилого, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый номер земельного участка №.
Согласно п. 4 договора, точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Технические условия являются неотъемлемой частью договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора (п. 5 договора).
Пунктом 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с п. 7 договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до точки присоединения энергопринимающих устройств; не позднее 3 рабочих дней со дня присоединения осмотра (обследования) указанного в абзаце настоящего пункта, с соблюдением срока, указанного в п. 6 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический приеи (подачу) напряжения и мощности; составить по установленным формам, подписать и разместить в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения.
Согласно п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, изменение обстоятельств является существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.
В круг юридически значимых по делу обстоятельств, исходя из предмета и оснований заявленных ПАО «Россети-Юг»-«Астраханьэнерго» требований, входят установление факта наличия существенного изменения обстоятельств; время его наступления; могли ли стороны разумно это предвидеть при заключении соглашения и заключили бы они сделку, если изменение обстоятельств возможно было предвидеть; какие необходимые меры предпринимал истец с целью преодоления возникших обстоятельств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота, и возможно ли их легитимное преодоление; не вытекает ли из обычаев или существа договора, что риск изменения обстоятельств несет истец как заинтересованная сторона.
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 20.04.2006 N 119-П "О государственном биологическом заказнике регионального значения "Буховский" - государственный биологический заказник регионального значения "Буховский" является территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Заказник имеет региональное значение, образован Решением Исполнительного комитета Астраханского областного Совета народных депутатов от 06.02.89 N 74.
Заказник расположен в 12 км северо-западнее г. Харабали в Харабалинском районе между реками Ахтубой и Волгой, имеет следующие границы:
северная - по правому берегу протоки Парашкина от истока ее на реке Волге до выхода на реку Ахтубу;
восточная - от выхода протоки Парашкина на реке Ахтубе на юг по правому берегу реки Ахтубы до села Даниловка;
южная - от села Даниловка на юг до ерика Калмыцкий, далее на юго-запад по левому берегу ерика Безымянный до озера Лебяжьего, далее по восточному берегу озера Лебяжьего до пересечения с ериком Илькин и далее на запад вдоль границы орошаемого участка Волжский до поселка Заготскоткорм (Дедушкин) на берегу реки Волги;
западная - от поселка Заготскоткорм (Дедушкин) на север по левому берегу реки Волги до истока протоки Парашкина.
Также определены координаты границ земельного участка.
Целью объявления участка Заказником является сохранение и воспроизводство кабана, лося, каменной куницы, выхухоли, орлана-белохвоста, среды их обитания и поддержание целостности сообществ, сложившихся на данной территории.
Заказник находится в ведомственном подчинении Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и финансируется за счет средств из областного бюджета.
Согласно п. 3.3 указанного выше постановления Правительства Астраханской области от 20.04.2006 N 119-П - на территории Заказника запрещается всякая деятельность, противоречащая целям его создания и причиняющая вред охраняемым природным комплексам и их компонентам, в том числе:
- промысловая, спортивная и любительская охота;
- уничтожение, разорение гнезд, нор (кроме нор волков) и прочих укрытий и жилищ объектов животного мира, а также иные нарушения условий их существования;
- уничтожение и повреждение древесно-кустарниковой растительности, сбор, заготовка плодов, семян, лекарственных и иных растений;
- уничтожение и нарушение почвенного и растительного покрова;
- отвод земель под все виды хозяйственной деятельности, в том числе под застройку;
- распашка земель;
- проведение геологоразведочных изысканий и разработка полезных ископаемых, взрывные работы;
- строительство зданий, сооружений, в том числе ирригационных, дорог и трубопроводов, водохозяйственных объектов, линий электропередачи и прочих коммуникаций;
- засорение и загрязнение территории;
- хранение и применение ядохимикатов, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
- лесопользование в местах гнездования орлана-белохвоста и в 100-метровой полосе вокруг них;
- проезд и стоянка механизированного транспорта вне дорог общего пользования, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения, разведение костров.
Постановлением Правительства Астраханской области от 01.06.2006 N 184-П "Об утверждении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Астраханской области" - утвержден государственный кадастр особо охраняемой территории Астраханской области - государственный биологический заказник регионального значения "Буховский". Категория земель, на которых создана ООПТ – земли лесного фонда, водного фонда, земли населенных пунктов сельскохозяйственного назначения. Землепользование определено без изъятия у собственников, владельцев, пользователей земельных участков, но с ограничением хозяйственной деятельности.
В границы указанного государственного биологического заказника регионального значения "Буховский" попадает территория, на которой предполагалось строительство линейных объектов до границ земельного участка ответчика, также расположенного в границах особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Российская Федерация приняла на себя обязательства обеспечивать охрану, сохранение, консервацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на ее территории.
В соответствии со ст. 3 данного договора каждое государство - сторона Конвенции обязуется не принимать преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб природному наследию.
Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" указанная выше ратифицированная СССР Конвенция является международным договором и входит в составную часть правовой системы Российской Федерации.
Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (абз. 1 п. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положениями п. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; строительство линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Таким образом, строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зеленых насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба особо охраняемой природной территории.
Линейными объектами исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Строительство и размещение линейных объектов влечет за собой нарушение почвенного слоя, а также имеющихся на территории национального парка лесных насаждений. В данном случае возможна не только так называемая санитарная рубка, но и рубка здоровой древесины, что повлечет уничтожение имеющихся лесных насаждений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что строительство линейных объектов до границ земельного участка ответчика по землям особо охраняемых природных территорий территории невозможно в силу прямого запрета, установленного действующим законодательством.
Указанное обстоятельство является существенным изменением обстоятельств применительно к имеющимся между сторонами правоотношениям.
Истец после заключения спорного договора о технологическом присоединении предпринимал необходимые меры с целью преодоления возникших обстоятельств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договоров и условиям оборота, однако их легитимное преодоление невозможно.
Письмом от 15.02.2023 исх. № аэ/1504/113 от 15.02.2023 истец обращался в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области за согласованием о возможности проведения деятельности в границах государственный биологический заказник регионального значения "Буховский".
В своем письме от 24.03.2023 исх. № 3924 Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области информировало истца о невозможности согласования варианта трассы проектируемой ВЛ-6 кВ с целью последующего выполнения строительно-монтажных работ в границах заказника.
Таким образом, истцом предпринимались попытки исполнить договор технологического присоединения в изменившихся условиях, что оказалось невозможным в силу прямого запрета действующего законодательства, а также при отсутствии разрешения со стороны компетентных органов на предоставление в пользование земельных участков для строительства ЛЭП, и наличия возражений со стороны Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
При изложенных обстоятельствах, учитывая сроки исполнения договоров технологического присоединения, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о возникновении после заключения между сторонами договора на технологическое присоединение сетей существенных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих истцу исполнить свои обязательства по договору, что свидетельствует об обоснованности исковых требований ПАО «Россети Юг – «Астраханьэнерго»" о расторжении заключенного с ответчиком договора на основании положений п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика Жилякова С.А., изложенные в заявлении об отмене заочного решения суда о наличии других линий электропередач, которые проложены на земельных участках, вблизи участка «Даниловка», и одна из которых состоит на балансе филиала ПАО «Россети-Юг Астраханьэнерго», судом отвергаются, поскольку ответчик Жиляков С.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте, от участия в деле уклонился, доказательств, в том числе письменных (ст. 60, ч.2 ст. 71 ГПК РФ) в соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ о существовании и принадлежности указанных линий электропередач истцу ПАО «Россети Юг -Астраханьэнерго», не предоставил.
Кроме того, спор в отношении указанных Жиляковым С.А. линий электропередач, не заявлен, а в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Россети Юг»-«Астраханьэнерго» к Жилякову С.А. о расторжении договора технологического присоединения, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения электрическим сетям от 04.12.2021 №, заключенный между ПАО «Россети Юг» и Жиляковым С.А..
Взыскать с Жилякова С.А. в пользу ПАО «Россети Юг» расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд, через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: подпись Тюлюпов Р.К.
Мотивированное решение составлено 25.09.2023.
Копия верна.
Решение на ДД.ММ.ГГГГ в законную силу не вступило.
Подлинный документ подшит в деле №, которое находится в производстве Харабалинского районного суда <адрес>.
Судья: Тюлюпов Р.К.
Секретарь
судебного заседания ФИО6