РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 21 июня 2022 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Залтановой М.В.,
с участием процессуального истца – заместителя Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-133/2022 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» о признании объекта незавершенного строительства №, объекта незавершенного строительства №, самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки, освободить земельный участок от вагончика и строительного мусора,
УСТАНОВИЛ:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в ходе которой установлено следующее.
В <адрес> возведены два строения с географическими координатами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и с географическими координатами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, имеется вагончик, строительный мусор, доступ на земельный участок не ограничен.
Земельный участок на котором возведены строения, сооружения, а также сами строения на государственный кадастровый учет не поставлены, сведения о правах либо об ограничениях в чью-либо пользу отсутствуют, относятся к землям государственная собственность на которые не разграничена.
Перечисленные строения размещены с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды и являются самовольными постройками.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в <адрес>»» на базе лесоохотничьего хозяйства <данные изъяты> лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование <данные изъяты> га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, <данные изъяты> га земель государственного фонда, а также <данные изъяты> гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографические границы определены Генеральной схемой Прибайкальского государственного природного национального парк, подготовленной Госагропромом РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. Аналогичное текстовое описание границ утверждено в 1993 году заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России. Согласно установленных границ <адрес> входит в границы Прибайкальского национального парка.
Изменение границ национального парка производится только уполномоченным лицом – Правительством Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства РФ № 769 от 10.08.1993 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»). До настоящего времени нормативные правовые акты, изменяющие установленные постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 границы, уполномоченными органами не принимались.
При формировании границ национального парка были учтены научные исследования относительно наличия природной ценности территорий, входящей в состав национального парка.
Возможность установления судом факта отнесения земельных участков к территории национального парка подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации № 66-АПГ17-2, 66-АПГ17-3, 66-АПГ 17-4, 66-АПГ 17-5 и др. Верховный суд указал: «…границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались».
Указанные выводы Верховного суда полностью дублируют п. 17 Положения о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России ФИО8 31 декабря 1997 г. (с изменениями, утвержденными Приказом МПР России от 17.03.2005 № 66 и Приказами Минприроды России от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009 № 72).
Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка. Данная правовая позиция подтверждена Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 № АПЛ18- 131.
Границы особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка 14.05.2020 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о границе особо охраняемой природной территории внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, изменены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Реестровый №, дата присвоения номера ДД.ММ.ГГГГ.
Нахождение <адрес> в том числе <адрес> в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк подтверждается картографическими материалами (в т.ч. выкопировками из карты ЦЭЗ БПТ, ДД.ММ.ГГГГ, с сайта https://pkk.rosreestr.ru, актом осмотра ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ).
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (п. 2 ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Актом обследования территории ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке расположено 2 деревянных сооружения выполненных из бруса, металлический вагончик, строительный мусор.
Строение с координатам <данные изъяты> имеет следующие характеристики: 1 этаж – длина <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м., 2 этаж – длина <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м., гараж – длина <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м., пристрой – длина <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м., высота потолка <данные изъяты> м.
Строение с координатам <данные изъяты> имеет следующие характеристики: 1 этаж – длина <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м., 2 этаж – длина <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м.
Вагончик и строительный мусор имеют географические координаты <данные изъяты>.
Согласно акту осмотра Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке расположены 2 строения, а именно: объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м., объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м., вагончик, строительный мусор, который размещен на незащищенном почвенном покрове, хозяйственная деятельность на земельном участке на момент обследования не осуществлялась.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.
Также согласно актам осмотра Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке имеется строительный мусор, который размещен на незащищенном почвенном покрове.
Невыполнение ответчиком своих обязанностей по недопущению загрязнения земель противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации, приводит к ее загрязнению и захламлению, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, вспышке и распространению инфекционных заболеваний, бесконтрольным возгораниям и другим чрезвычайным последствиям.
Кроме того, принимая во внимание уникальность Байкальской природной территории, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.
Таким образом, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» не исполняет возложенные законом полномочия по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков объекта всемирного наследия.
Просит признать объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, расположенные в <адрес>, самовольными постройками. Обязать ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» снести самовольные постройки – объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, расположенные в <адрес> в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» освободить земельный участок в <адрес> от вагончика и строительного мусора с географическими координатами <данные изъяты> в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Чупрова А.А. требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика ФГБУ Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, исковые требования признают в полном объеме.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, почтовый конверт вернулся в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в <адрес> возведены два строения с географическими координатами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. и с географическими координатами <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, имеется вагончик, строительный мусор, доступ на земельный участок не ограничен.
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником межрайонного природоохранного прокурора ФИО7 установлено, что в <адрес> расположены 2 строения, а именно: объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м., объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м., имеется вагончик, строительный мусор, который размещен на незащищенном почвенном покрове. Земельный участок не огорожен, доступ третьих лиц не ограничен. Хозяйственная деятельность на земельном участке на момент обследования не осуществлялась.
В соответствии с актом осмотра территории земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», осмотр территории земельного участка – особо охраняемая природная территория: Прибайкальский национальный парк, лесничество: Островное, на территории земельного участка расположены два строения. Оба строения деревянные (брус), на фундаменте, имеют два этажа, рядом расположен металлический вагончик.
Истец в обоснование своих требований указывает, что земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал главой II Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, в соответствии с которым <адрес> расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в Иркутской области»» на базе лесоохотничьего хозяйства <данные изъяты> лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование <данные изъяты> га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, <данные изъяты> га земель государственного фонда, а также <данные изъяты> гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографические границы определены Генеральной схемой Прибайкальского государственного природного национального парк, подготовленной Госагропромом РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. Аналогичное текстовое описание границ утверждено в 1993 году заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России. Согласно установленных границ <адрес> входит в границы Прибайкальского национального парка.
Изменение границ национального парка производится только уполномоченным лицом – Правительством Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства РФ № 769 от 10.08.1993 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»). До настоящего времени нормативные правовые акты, изменяющие установленные постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 границы, уполномоченными органами не принимались.
При формировании границ национального парка были учтены научные исследования относительно наличия природной ценности территорий, входящей в состав национального парка.
Возможность установления судом факта отнесения земельных участков к территории национального парка подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации № 66-АПГ17-2, 66-АПГ17-3, 66-АПГ 17-4, 66-АПГ 17-5 и др. Верховный суд указал: «…границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались».
Указанные выводы Верховного суда полностью дублируют п. 17 Положения о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России ФИО8 31 декабря 1997 г. (с изменениями, утвержденными Приказом МПР России от 17.03.2005 № 66 и Приказами Минприроды России от 27.02.2009 № 48 и от 26.03.2009 № 72).
Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка. Данная правовая позиция подтверждена Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 № АПЛ18- 131.
Границы особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка 14.05.2020 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о границе особо охраняемой природной территории внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, изменены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Реестровый №, дата присвоения номера ДД.ММ.ГГГГ.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации прав Федеральной собственности и границ в кадастровой системе не влияет на наличие права собственности РФ, возникшее в силу закона.
Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из задач, возложенной на национальные парки является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Аналогичный запрет установлен п. 24 Положения о Федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России ФИО8
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами (п. 2 ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Земли национальных парков согласно п. 2 ст. 94 и п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками изъяты из оборота.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны отнесены охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение). Указанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
Судом изучен скриншот с публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru, акт осмотра ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует что, указанный земельный участок находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Из представленной администрацией <адрес> муниципального образования информации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № заключен с ФИО3, но не зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Сведения о земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют в ЕГРН.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Верховного Суда РФ от 28.05.2013 № 18-КГ13-12 под лицом, осуществившим самовольную постройку, следует понимать не столько лицо, чьими усилиями она фактически возведена, сколько то лицо, которое могло бы претендовать на обращение ее в собственность.
В силу ч. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от 16.07.2019 № 467 земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах заповедника и национального парка, предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 222 Гражданского кодекса решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом.
Из представленной фототаблицы к акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что на земельном участке имеется строительный мусор, который размещен на незащищенном почвенном покрове.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской; Федерации. Запрещается, сброс отходов производства и потребления, в том, числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземный водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно границам Байкальской природной территории и ее экологических зон, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, указанный земельный участок входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Частью 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94 «Об охране озера Байкал» установлено, что на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 23 Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2399, деятельность по размещению отходов производства и потребления, за исключением отходов IV и V классов опасности на специально оборудованных объектах запрещена в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить, в том числе мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопление, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.
Признать объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, расположенные в <адрес>, самовольными постройками.
Обязать ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», ОГРН №, ИНН №, снести самовольные постройки – объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, объект незавершенного строительства № площадью <данные изъяты> кв.м. с географическими координатами <данные изъяты>, расположенные в <адрес> в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», ОГРН №, ИНН №, освободить земельный участок в <адрес> от вагончика и строительного мусора с географическими координатами № в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 28.06.2022.
Судья Л.Н. Холодова