Дело №2-1056/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Платошиной ФИО1, Абадоновой ФИО2, Маркиной ФИО3, Басотина ФИО4, Булгакова ФИО5, Мельникова ФИО6, Мельникова ФИО7, Данилочкина ФИО8, Малыхина ФИО9 к обществу с ограниченной ответственностью УК «Зеленая Роща» о защите прав потребителей,
установил:
Платошина ФИО10, Абадонова ФИО11, Маркина ФИО12, Басотин ФИО13, Булгаков ФИО14, Мельников ФИО15, Мельников ФИО16, Данилочкин ФИО17, Малыхин ФИО18 обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК «Зеленая Роща» о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилых помещений. Им оказывается ответчиком коммунальная услуга по вывозу мусора. Между тем, услуга оказана в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 ненадлежащего качества. По указанным основаниям, просят суд обязать ООО «УК «Зеленая роща» снизить начисленную стоимость коммунальной услуги «Обращение с ТКО» по их домовладениям до размера фактически оказанной услуги за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, согласно расчету, приведенному в разделе №2, обязать ответчика обеспечить подбор мусора, выпавшего при погрузке ТКО на площадках, определенных для домовладений и вокруг площадки в радиусе 3 метров согласно нормам СанПиН, договору перевозчика, взыскать в пользу каждого из истцов с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Экологистик», Департамент контрольной и надзорной деятельности Орловской области, отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района.
При рассмотрении дела истцы требования уточнили, просили суд обязать ООО «УК «Зеленая роща» снизить начисленную стоимость коммунальной услуги «Обращение с ТКО» по их домовладениям до размера фактически оказанной услуги за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, согласно расчету, приведенному в разделе №2, а именно: Платошина ФИО19 до 1070 руб., Абадонова ФИО20 до 954 руб., Маркина ФИО21 до 1605 руб., Басотин ФИО22 до 598 руб., Булгаков ФИО23 до 279 руб., Мельников ФИО24 до 322 руб., Мельников ФИО26 до 279 руб., Данилочкин Артем Игоревич до 139 руб., Малыхин Игорь Васильевич до 418 руб., обязать ответчика обеспечить подбор, выпавшего при погрузке ТКО на площадках, определенных для домовладений и вокруг площадки в радиусе 3 метров согласно нормам СанПиН, договору перевозчика, взыскать в пользу каждого из истцов с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф.
В судебном заседании истцы Мельников О.А., Малыхин И.В., представитель истцов по доверенности Власов К.В. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных требований.
Представитель ответчика ООО «УК «Зеленая роща» по доверенности Гришина Ю.М., исковые требования не признала по доводам, указанным в возражениях на иск.
Иные стороны, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с положениями статьи 1 указанного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В судебном заседании установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 исполняет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» на основании Соглашения № 222-Д/18 от 24 августа 2018 года, заключенного между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращения с твердыми коммунальными отходами - ООО «Управляющая компания «Зеленая роща».
Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в Хотынецком районе с 01.01.2019 года по настоящее время оказывает ООО «Экологистик» на основании заключенного между ним и ООО «УК «Зеленая роща» договора № ЭА-ТКО-2020-05/10 от 30.06.2020.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148(28), 148(34) Правил).
Согласно п. 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установлено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и допустимые отклонения качества этой коммунальной услуги – не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297).
Санитарные правила, утвержденные данным документом, введены в действие с 1 марта 2021 года.
В соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках) (пункт 15 СанПиН 2.1.3684-21).
Постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 № 34 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области (далее - Порядок) устанавливает требования к осуществлению накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территории Орловской области и разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области в сфере охраны окружающей среды, а также экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения ТКО в повторный хозяйственный оборот (пункты 1.1, 1.2).
Согласно п. 4.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется региональным оператором или оператором по обращению с ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО. Периодичность вывоза ТКО определяется условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.Бестарный способ накопления ТКО применяется на территориях малоэтажной застройки (ИЖС и МКД не выше двух этажей) населенного пункта, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ до момента обустройства данной территории контейнерной площадкой (пункт 6.1. Порядка)
Накопление ТКО бестарным способом (в пакетах, мешках, пластиковых или металлических баках или других специально предназначенных для их накопления емкостях) осуществляется в местах накопления ТКО, определенных органом местного самоуправления с учетом мнения потребителей. Бремя содержания такого места накопления ТКО несут собственники или правообладатели земельного участка, на котором располагается место накопления ТКО (пункт 6.2. Порядка).
Согласно п. 6.3 Порядка частота (периодичность) сбора и транспортирования ТКО при применении бестарного способа накопления осуществляется по мере накопления отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления и периодичности вывоза отходов и определяется графиком транспортирования, согласованным с органом местного самоуправления муниципального образования Орловской области, на территории которого применяется такой способ накопления ТКО, с учетом мнения потребителей.
Также в судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений: Платошина ФИО27, <...> <...>, Абадонова ФИО29, <...>, <...>, <...>, Маркина ФИО28, <...>, <...>, <...>, Басотин ФИО31, <...>, <...>, <...>, Булгаков ФИО30, <...>, <...>, <...>, Мельников ФИО32, <...>, <...> <...>, <...>, Мельников ФИО33, <...>, <...> <...> <...>, Данилочкин ФИО35, <...>, <...> <...>, Малыхин ФИО34, <...>, <...>, <...>, что подтверждается сведениями из Управления Росреестра по Орловской области, свидетельствами о регистрации права собственности.
Заявляя требования о перерасчете платы, взимаемой за оказанную услугу, истцы ссылались на то, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО оказывается ненадлежащего качества, с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, указывая, что вывоз ТКО с контейнерных площадок и бестарным способом осуществляется региональным оператором не в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО и периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека. В подтверждение своих доводов истцы представили фотографии, акты фиксации нарушения вывоза ТКО за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21,22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Представленные ответчиком ООО «УК «Зелена роща» акты оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов у населения суд оценивает критически, поскольку они опровергают представленные истцом доказательства по делу.
Таким образом, ответчиком ООО «УК «Зеленая роща» не представлено доказательств неисполнения обязательств или их ненадлежащее исполнение вследствие непреодолимой силы.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что региональным оператором ООО «УК «Зелена роща» в период с января 2022 года по декабрь 2022 года включительно услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами истцам оказывалась с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, суд, исходя из императивно установленной периодичности вывоза ТКО в зависимости от среднесуточной температуры, приходит к выводу о том, что предоставление коммунальной услуги с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав потребителей, в связи с чем, приходит к выводу об обоснованности требований истцов о перерасчете платы, взимаемой с них за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения, снижении размера платы за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года и возложении на ответчика ООО «УК «Зелена роща» обязанности обеспечить вывоз ТКО согласно требованиям СанПиН.
Суд признает правильным расчет размера платы за предоставление истцам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, поскольку он произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, с применением утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора и исходя из числа постоянно проживающих потребителей в жилом помещении.
В связи с тем, что региональный оператор ООО «УК «Зеленая роща» как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами нарушил право истцов на получение в необходимых объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества, обязанность произвести истцам перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу в связи с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, не исполнил, суд находит обоснованными требования истцов о возмещении им морального вреда посредством выплаты денежной компенсации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика ООО «УК «Зелена роща», длительность нарушения прав истцов. В связи с бездействием ООО «УК «Зеленая роща» в процессе досудебного порядка урегулирования спора истцы были вынуждены обратиться в суд за восстановлением нарушенного права, поэтому суд полагает, что требования истцов о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что ответчиком ООО «УК «Зеленая роща» в добровольном порядке требования истцов не были удовлетворены, то их требования о взыскании с ответчика ООО «УК «Зеленая роща» штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» является законным и обоснованным. Размер штрафа в пользу каждого из истцов в данном случае составит по 2500 рублей (5000/2=2500).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ с ООО «УК «Зеленая роща» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Муниципального образования Город Орел в размере 900 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования Платошиной ФИО36, Абадоновой ФИО37, Маркиной ФИО38, Басотина ФИО39, Булгакова ФИО40, Мельникова ФИО41, Мельникова ФИО42, Данилочкина ФИО43, Малыхина ФИО44 к обществу с ограниченной ответственностью УК «Зеленая Роща» о защите прав потребителей – удовлетворить.
Произвести перерасчет платы, взимаемой с истцов за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества в сторону уменьшения.
Установить для Платошиной ФИО45 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, <...>, в размере 1070 руб.
Установить для Абадоновой ФИО46 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, в размере 954 руб.
Установить для Маркиной ФИО47 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, <...>, в размере 1605 руб.
Установить для Басотина ФИО48 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, <...>, в размере 598 руб.
Установить для Булгакова ФИО49 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, <...>, в размере 279 руб.
Установить для Мельникова ФИО50 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, <...>, в размере 322 руб.
Установить для Мельникова ФИО51 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, в размере 279 руб.
Установить для Данилочкина ФИО52 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, в размере 139 руб.
Установить для Малыхина ФИО53 размер платы, взимаемой за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года по домовладению №***, находящемуся по адресу: <...>, <...>, <...>, в размере 418 руб.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» обеспечить подбор, выпавшего при погрузке ТКО на площадках, определенных для домовладений, находящихся по адресам: <...> вокруг площадки в радиусе 3 метров согласно нормам СанПиН.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу Платошиной ФИО54, Абадоновой ФИО55, Маркиной ФИО56, Басотина ФИО57, Булгакова ФИО58, Мельникова ФИО59, Мельникова ФИО60, Данилочкина ФИО61, Малыхина ФИО62 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 2500 рублей, в пользу каждого.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 900 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 05 июня 2023 года.
Председательствующий: И.С. Щербина