Дело № 2-2368/2023
УИД 92RS0004-01-2023-002191-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Романова С.А.,
при секретаре судьи Мельничук М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вруцкой ... к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: Вруцкий ..., Вруцкая ..., Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Вруцкая Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства ..., в котором просит признать право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., ....
Требования мотивированы тем, что решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 20.12.2021 г. за Вруцкой Т.В. и членами ее семьи признано право пользования квартирой по адресу: г..., ..., на условиях договора социального найма. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 5939-РДИ от 09.10.2020 г. указанная квартира включена в Реестр собственности города Севастополя как имущество, находящееся в казне города Севастополя. На основании договора социального найма жилого помещения от 09.01.2023 г. № ДСН/22-886, заключенного между Департаментом капитального строительства города Севастополя и Вруцкой Т.В., последняя является нанимателем изолированного жилого помещения, трехкомнатной квартиры общей площадью 65,1 кв. м., расположенной по адресу: г..., ....
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя № ОПР/23-213 от 15.06.2023 г. истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», поскольку истцом не предоставлено: справки о регистрации по месту жительства заявителя (истца) из всех мест проживания за период с 04.07.1991 по 21.06.1999, справки о неиспользовании заявителем (истцом) права на приватизацию за период с 04.07.1991 по 21.06.1999 год.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Представителем истца подано заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддержала.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представитель ответчика в отзыве просить рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Третьи лица Вруцкий ..., Вруцкая ..., Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 20.12.2021 г. по делу ... признано за Вруцкой ..., ... г.р., и членами ее семьи: Вруцкой ..., ... г.р., Вруцким ..., ...,р. право пользования жилым помещением — квартирой общей площадью 65,1 кв. м, расположенной по адресу: ..., ..., ..., кадастровый номер ..., на условиях договора социального найма жилого помещения.
... между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и истцом Вруцкой Т. В, и членами ее семьи — Вруцким Д. О, Вруцкой Е.О. был заключен договор социального найма жилого помещения № ... на трехкомнатную квартиру общей площадью 65,1 кв. м, расположенную по адресу: г..., ....
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.10.2020 № 5939-РДИ квартира, расположенная по адресу: ..., ..., включена в Реестр собственности города Севастополя.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя № ОПР/23-213 от 15.06.2023 г. Вруцкой Т.В. отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», поскольку истцом не предоставлены сведения о регистрации по месту жительства Вруцкой Т. В, из всех мест проживания после 4 июля 1991 года - для граждан, изменивших место жительства после 4 июля 1991 года на территории Российской Федерации, или документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства с 4 июля 1991 года по 17 марта 2014 года, в случае, если заявитель ранее был гражданином иного государства, содержащиеся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации или Государственном унитарном предприятии Севастополя «Единый информационно-расчетный центр», в управляющей организации, занимающейся управлением жилищным фондом, в том числе в товариществах собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативах, иных специализированных потребительских кооперативах, за период: с 04.07.1991 г, по 21.06.1999 г., в связи с отсутствием указанных сведений в БГИР, ГУПС «ЕИРЦ»; справка (документ), подтверждающая, что право на приватизацию жилья Вруцкой Т. В, не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым заявитель проживал за период с 04.07.1991 по 21.06.1999 (документ (сведения), подтверждающие факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории города Севастополя, не требуется).
Как усматривается из материалов дела, истец в период времени с 22.06.1999 г. по настоящее время зарегистрирована по адресу: ..., ..., что подтверждается данными паспорта истца Вруцкой Т. В.
Задолженность по оплате коммунальных услуг у Вруцкой Т. В. отсутствует согласно представленной выписки ГУПС «ЕИРЦ» от 07.08.2023 г.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 13.07.2023 г., у истца Вруцкой Т.В. объектов недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации за период времени с 04.07.1991 г. по 10.07.2023 г., в собственности не имелось.
Согласно в отзыве Департамента капитального строительства города Севастополя на иск отражено, что Вруцкая Т.В. участия в приватизации квартиры не принимала, также имеются нотариально удостоверенные заявления Вруцкого Д. О. от 06.04.2023 г. и Вруцкой Е. О. от 24.08.2022 г. об отказе от права на приватизацию указанного жилого помещения в пользу Вруцкой Т.В.
Проживание истца в г. Севастополе с 04.07.1991 по 21.06.1999 подтверждается представленными в материалы дела документами.
Согласно с информационной справкой по адресу, выданной ГУПС «ЕИРЦ» от 04.08.2023 г., Вруцкая Т.В. прибыла с в/ч ..., расположение которой было в г. Севастополь.
Согласно с данными трудовой книжки на имя Вруцкой Т. В. с ... по ... последняя работала в городе Севастополе в Частном предприятии «Юка».
23.11.1996 г. ей присвоен идентификационный номер плательщика налогов ГНИ в Нахимовском районе г. Севастополя
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу положений ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 г. (далее «Закон»), Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии с п. 3, 8. Постановления Пленума ВС РФ « О некоторых вопросах применения судами ФЗ РФ О приватизации жилищного фонда РФ» от 24.08.1993 №8 статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 24 октября 2000 года №13-П, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную или долевую.
С учетом, что спорная квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, служебной не является, ранее истец в приватизации не участвовала (доказательств обратного не представлено), в настоящее время постоянно в ней проживает на условиях социального найма на законных основаниях, несет бремя содержания и оплаты коммунальных услуг, то требование истца о передачи ей в собственность квартиры в порядке приватизации является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать за Вруцкой ..., ... г.р., право собственности на жилое помещение — квартиру общей площадью 65,1 кв.м, расположенную по адресу: ..., ..., кадастровый ..., в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено 25.10.2023 года.
Судья: С.А. Романов