Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-208/2022 ~ М-179/2022 от 27.04.2022

Уникальный идентификатор дела

11RS0018-01-2022-000396-09

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 мая 2022 года по делу № 2-208/2022

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Барбуца О.В.,

при секретаре судебного заседания Удоратиной А.В.,

с участием истца Уляшева А.Н.,

представителя ответчика Чувьюровой О.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Уляшева А.Н. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании права и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Уляшев А.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» (с учетом уточнений) о признании права и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указал, что в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей. Его мать - ФИО1 лишена родительских прав решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ. Отец записан со слов матери. Воспитывался в детском <адрес>. О праве состоять на учете с целью получения жилого помещения администрацией детского дома уведомлен не был. В 2015 году после окончания Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, узнав о необходимости постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, до отбытия на военную службу по призыву подал заявление о постановке на учет в администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар». После демобилизации с Вооруженных Сил Российской Федерации он получил от администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» отказ в постановке на учет. После чего, в 2017 году, обратился в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» для постановки на учет. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. ДД.ММ.ГГГГ он получил письмо от администрации муниципального района «Усть-Куломский» об исключении его из указанного списка. Свое решение комиссия обосновала тем, что он в установленные сроки с заявлением о постановке на учет не обратился и на момент обращения достиг возраста 23 лет, следовательно, необходимый статус утратил. После чего в январе 2019 года он обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» с требованием о предоставлении жилого помещения. Судом отказано в удовлетворении исковых требований. Верховный суд Республики Коми оставил решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми без изменения. Он не согласен с позицией администрации муниципального района «Усть-Куломский», полагает ее вывод ошибочным, сделанным без исследования доказательств, без оценки его доводов в отношении причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения. Он предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар», но получил отказ. В период нахождения в детском доме, обучении в образовательных учреждениях, органы опеки и попечительства и должностные лица постановкой его на учет не занимались. В период его обучения в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина ему никем не разъяснялась необходимость постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставлении жилого помещения. Он предпринимал попытки встать на учет и получить жилое помещение до достижения возраста 23 лет. Жилого помещения не имеет, проживает на съемном жилье. Причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются уважительными. В связи с этим просит признать право состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика включить в указанный список и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец Уляшев А.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Чувьюрова О.И. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в 2017 году истец некорректно был включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с чем в 2018 году был исключен из указанного списка.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.

В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, указано, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Судом установлено, что истец Уляшев А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации, л.д. 13).

Решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО1 лишена в отношении него родительских прав (л.д. 18-19).

Уляшев А.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (справка отдела опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

С ноября 2006 года Уляшев А.Н. находился на воспитании в <адрес>, что подтверждается постановлением главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве несовершеннолетнего Уляшева А.Н. в <адрес>

Жилое помещение за несовершеннолетним Уляшевым А.Н. после лишения родительских прав ФИО1 не закреплялось, что подтверждается справкой администрации сельского поселения «Керчомъя» от ДД.ММ.ГГГГ .

Из личного дела Уляшева А.Н. видно, что государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> два раза (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) обращалось в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с заявлением о постановке на учет для получения жилья воспитанников, оставшихся без попечения родителей, в том числе, Уляшева А.Н.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ администрацией на указанные заявления даны разъяснения, что воспитанники детского дома вправе обратиться в администрацию района с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, после достижения ими возраста 18 лет.

В 2015 году после окончания Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина до отбытия на военную службу по призыву Уляшев А.Н. подал заявление о постановке на учет на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» отказала Уляшеву А.Н., поскольку он не значился в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в администрации МО ГО «Сыктывкар» (ответ администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от ДД.ММ.ГГГГ ).

Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (военный билет АС от ДД.ММ.ГГГГ).

После демобилизации из Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Уляшев А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Уляшев А.Н. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «Усть-Куломский» истцу направлено письмо о принятии решения комиссией по вопросам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, о его исключении из указанного списка в связи с тем, что истец в установленные сроки с заявлением о постановке на учет не обратился и на момент обращения достиг возраста 23 лет, следовательно, необходимый статус им утрачен (письмо администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ ).

В январе 2019 года истец обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение Уляшеву А.Н. отказано.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Уляшева А.Н. без удовлетворения.

Основанием для отказа в предоставлении жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар» послужило то, что проживание Уляшева А.Н. в <адрес> носило временный характер, после службы в армии истец трудоустроился на постоянное место работы в администрацию сельского поселения «Зимстан». На момент рассмотрения дела истец проживал в <адрес> и снимал там жилье.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец до достижения им возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, а именно, первоначально он обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в ноябре 2015 года по месту своего жительства.

По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми в Едином государственном реестре регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о правах Уляшева А.Н. на объекты недвижимого имущества (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ ).

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку право Уляшева А.Н. на получение жилого помещения по настоящее время не реализовано.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как видно из чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ , истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Уляшева А.Н. удовлетворить.

Признать право Уляшева А.Н. состоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Усть-Куломский» включить Уляшева А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить Уляшеву А.Н. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или отдельной квартиры на состав семьи один человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения на территории муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».

Взыскать с администрации муниципального района «Усть-Куломский» в пользу Уляшева А.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий: подпись.

Мотивированное решение составлено 31 мая 2022 года.

Копия верна. Судья О.В. Барбуца

2-208/2022 ~ М-179/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Уляшев Андрей Николаевич
Ответчики
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Барбуца О.В.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2022Передача материалов судье
04.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Дело оформлено
16.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее