Дело № 2-2261/2022
66RS0003-01-2022-001087-72
Мотивированное решение изготовлено 05.05.2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 26 апреля 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Уралгранитстройгрупп» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности представить расчеты по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности заместителя прокурора Кировского района города Екатеринбурга обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к ООО «Уралгранитстройгрупп» о признании незаконными бездействий, возложении обязанности представить расчеты по страховым взносам. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения налогового законодательства, в результате которой выявлены нарушения закона со стороны плательщиков взносов, связанные с невыполнением обязанности по представлению в налоговый орган расчета по страховым взносам. ООО «Уралгранитстройгрупп» не исполнена обязанность по предоставлению в налоговый орган расчетов по страховым взносам *** в установленный законом срок. В связи с чем просит признать незаконным бездействие ООО «Уралгранитстройгрупп» в виде непредставления расчетов по страховым взносам в Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга, обязать в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда представить в Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга расчеты по страховым взносам за *** в соответствии с требованиями ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Цивилева Е.В. требования и доводы искового заявления поддержала, на их удовлетворении настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок в судебное заседание своего представителя не направило, не просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, страхователь представляет в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы, осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско- правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование перешло в ведение Федеральной налоговой службы России.
Как установлено п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии с ч. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме f утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме».
В части персонифицированного учета в состав расчета по страховым взносам включаются сведения о сумме заработка (дохода) застрахованного лица, на которую начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также сведения о сумме начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование. Для этого в расчете предусмотрен раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1-4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями).
В соответствии с ч. 1 ст. 431 Налогового кодекса РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно ч. 7 ст. 431 названного кодекса плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Как установлено ч. 1, 11 ст. 431 Налогового кодекса РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета.
Как следует из письма ИФНС по Кировскому району, в нарушение указанных требований закона ООО «Уралгранитстройгрупп» не исполнена обязанность по предоставлению в налоговый орган расчетов по страховым взносам за *** в установленный законом срок.
Сведения Единого государственного реестра юридических лиц не содержат данных о прекращении деятельности данного юридического лица.
Перечень оснований для обращения в суд налоговых органов перечислен в п. 14 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в ч. 11 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», согласно которым налоговые органы правом обращения в суд с иском об обязании организации предоставить расчеты по страховым взносам не наделены.
Согласно ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:
1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;
недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
прочие поступления;
2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:
страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
прочие поступления;
3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
прочие поступления;
Отсутствие у налоговых органов информации, подлежащей представлению в форме расчета по страховым взносам, препятствует надлежащему выполнению возложенных на налоговые органы функций и полномочий, что влечет нарушение интересов Российской Федерации.
Кроме того, неисполнение плательщиками взносов названной обязанности препятствует обеспечению основ государственного регулирования обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования в Российской Федерации, а также нормальному функционированию правоотношений:
в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, нарушает права субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
в системе обязательного пенсионного страхования, нарушает права субъектов обязательного пенсионного страхования;
возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, нарушает права субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования.
Таким образом, учитывая, что ответчиком доказательств, подтверждающих предоставление расчетов не направлено, суд приходит к выводу, что требования и.о. заместителя прокурора Кировского района города Екатеринбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Уралгранитстройгрупп» о признании незаконными бездействий, возложении обязанности совершить действия подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. заместителя прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Уралгранитстройгрупп» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности представить расчеты по страховым взносам удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Уралгранитстройгрупп» в виде непредставления расчетов по страховым взносам за *** в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Уралгранитстройгрупп» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга расчеты по страховым взносам за *** в соответствии с требованиями статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Уралгранитстройгрупп» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого заочного решения.
Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.А. Зарипова