Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1042/2022 ~ М-704/2022 от 21.04.2022

УИД: 63RS0042-01-2022-001392-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н., при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1042/2022 по иску ФИО3 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что 18.04.2016г. между истцом и Департаментом управления имуществом г.о.Самара заключен договор найма жилого помещения в общежитии в связи с трудовыми отношениями в МБОУ «Школа им.ФИО5» и ей была предоставлена комната в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Совместно с ней были заселены ее дети: сын ФИО1 <дата>.р., дочь ФИО2 <дата>., которые зарегистрированы постоянно с <дата>. по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой от 24.08.2021г.

На ее имя открыт лицевой счет, она и ее дети были зарегистрированы по данному адресу постоянно. Помещение ей предоставлено как работнику МБОУ «Школа им.ФИО5». В настоящее время проживает и зарегистрирована по вышеуказанному адресу, несет все необходимые расходы, связанные с содержанием данного имущества, оплачивает коммунальные услуг. При обращении в департамент управления имуществом по вопросу заключения договора социального найма для дальнейшей приватизации данного жилого помещения было отказано в связи с тем, что объект недвижимости по вышеуказанному адресу включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда со статусом общежитие и вселение было произведено после передачи общежития в муниципальную собственность, а также необходимостью использования данного жилого помещения в качестве общежития.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать право общей долевой собственности по 1/3 доли на жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 13,9кв.м., жилая площадь 13,9кв.м., кадастровый за ФИО3 <дата>р., ФИО1, <дата> ФИО2 <дата>.р. в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, предоставил возражения на иск, согласно которого с исковыми требованиями не согласны, просил отказать в удовлетворении требований, поскольку договор найма был заключен на период трудовых отношений, кроме того, спорное жилое помещение не утратило статус специализированного жилого помещения.

Представители 3-х лиц Управления Росреестра по <адрес>, Администрации г.о.Самары, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Представитель 3-го лица МБОУ «Школа им.ФИО5» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, предоставил отзыв на иск, согласно которого комната в общежитии была предоставлена истцу <адрес> г.о.Самара на период работы, данное жилое помещение не имеет отношения к МБОУ «Школа г.о.Самара».

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу ст. 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статья 7 указанного Федерального закона, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3).

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).

Главой 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, так ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что жилые помещения в домах имеющих статус общежития, предоставленные гражданам в связи с работой или обучением, а также в нарушение установленного законом порядка постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, приватизации не подлежат.

Вместе с тем, по смыслу закона право на приватизацию жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий государственными или муниципальными организациями или учреждениями, имеют лица вселенные в соответствующие помещения до передачи их в ведение органов местного самоуправления, поскольку именно между указанными гражданами и соответствующим органом местного самоуправления, в силу ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, возникают правоотношения, основанные на нормах Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах. Между тем, граждане, вселенные в названные жилые помещения, после передачи их в ведение органов местного самоуправление не на основании договора социального найма, права на приватизацию таких помещений не приобретают.

Судом установлено, что 18.04.2016г. между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и ФИО3 заключен договор найма жилого помещения в общежитии на время работы в МБОУ «Школа им.ФИО5».

В соответствии с условиями данного договора совместно с истцом вселяется ее сын ФИО1

С <дата>. ФИО3 постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>

Согласно техническому паспорту АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 29.04.2021г. комната в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> имеет общую площадь 13,9 кв.м. и жилую площадь 13,9 кв.м.

На имя ФИО3 в МП г.о.Самара «ЕИРРЦ» открыт лицевой счет , по которому ФИО3 оплачивает коммунальные услуги, имеет задолженность в размере 2459руб.

Из материалов дела следует, что 24.08.2021г. ФИО3 обращалась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением об исключении из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Однако, в исключении из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> департаментом управления имуществом г.о.Самара было отказано.

Судом установлено, что комната в общежитии, расположенном по адресу <адрес> является муниципальной собственностью, спорное жилое помещение было предоставлено истцу в 2016 году, т.е. после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оснований для применения ст.7 Федерального закона от 29.12.200г. №189-ФЗ не имеется, спорное жилое помещение не утратило статус специализированного жилого помещения.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации", предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условия, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Следовательно, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из положений статей 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 21.09.2022г ФИО3 с составом семьи из 3-х человек в т.ч. сын ФИО1, дочь ФИО2 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Поскольку на условиях социального найма спорная комната истцу не предоставлялась, решения о предоставлении комнаты на условиях социального найма администрацией не принималось, то суд считает, что право на предоставление спорной комнаты в собственность в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от <дата> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", у истца не возникло.

Установлено, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в срочное пользование на время трудовых отношений на основании договора найма жилого помещения в общежитии.

Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для получения в собственность в порядке приватизации занимаемого истцом жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2022г.

Судья                              Т.Н. Ломакина

2-1042/2022 ~ М-704/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильева Екатерина Викторовна
Ответчики
Департамент управления имуществом
Другие
Яманаева Ксения Сергеевна
МБОУ школа № 21 имени В.С. Антонова г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Ломакина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2022Передача материалов судье
28.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2022Дело оформлено
07.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее