дело № 2-242/2023
УИД 10RS0008-01-2023-000249-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2023 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой Розы Максимовны к Администрации Паданского сельского поселения, Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Федотова Р.М. обратилась с иском по тем основаниям, что с 2004 года зарегистрирована и проживает в квартире <адрес> Республики Карелия, при решении вопроса о приобретении указанного жилого помещения в собственность истцу стало известно, что внесенные в адресное хозяйство и в ЕГРН сведения не соответствуют фактическим обстоятельствам. Поставленный на государственный кадастровый учет жилой дом <адрес> является индивидуальным, деревянным, рубленным, ему присвоен к.н. <данные изъяты>, тогда как занимаемая истцом квартира расположена в двухквартирном кирпичном доме, технический и кадастровый учет жилого дома, в котором проживает истец не осуществлялся, дом в муниципальную собственность не передавался. В целях защиты своего права на приобретение жилья в собственность истец 16.09.2021 обратилась в Администрацию Паданского сельского поселения по вопросу упорядочения адресного хозяйства, ответ на обращение не получила. Истец просит суд обязать Администрацию Паданского сельского поселения упорядочить адресное хозяйство путем присвоения многоквартирному дому, в котором проживает истец, вместо адреса <адрес> – адреса <адрес>, обязать Администрацию Паданского сельского поселения обратиться с заявлением в орган государственной регистрации прав о постановке дома по <адрес> на кадастровый учет.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Управление Росреестра по РК, Федотов Павел Геннадьевич, Максимова Галина Георгиевна, Тихонов Александр Викторович, Тихонов Вадим Викторович, Андреев Иван Тимофеевич, Андреев Михаил Иванович.
В судебное заседание истец Федотова Р.М. и её представитель Павлова А.В. не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены, ранее в судебных заседаниях требования поддержали.
Представители ответчиков Администрации Паданского сельского поселения и Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в судебное заседание не явились, извещены, просили о рассмотрении дела без своего участия, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
Третье лицо Федотов П.Г. не явился, извещен, ранее в судебном заедании заявил о согласии с иском.
Третьи лица Максимова Г.Г., Тихонов А.В., Тихонов В.В., Андреев И.Т., Андреев М.И. не явились, извещались, возражений против иска не представили.
Представители третьих лиц ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Управления Росреестра по РК не явились, извещены.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон и третьих лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Пунктом п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 21 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения, указанные в п. 21 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона не относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя обязаны проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения.
Соответственно, вопросы переадресации адресного хозяйства, постановки объектов, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения, на государственный кадастровый учет относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего поселения.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относит, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения".
Пункт 3.21 ГОСТ Р 51929-2014 определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что Распоряжением Главы Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 15.07.2003 № 444-р «О передаче зданий жилищного фонда МУП «Паданское ЖКХ» на баланс РМУП «Жилищный трест» изъято их хозяйственного ведения МУП «Паданское ЖКХ» и закреплено за РМУП «Жилищный трест» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, включая здание жилого дома, расположенного по адресу: с. Паданы, ул. Студенческая, д. 1.
Согласно сведениям Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» жилые дома <адрес> в муниципальную собственность Медвежьегорского муниципального района, Медвежьегорского городского поселения или Паданского сельского поселения не передавались.
ЕГРН содержит сведения о здании жилого дома площадью 128,5 кв.м, расположенного по адресу Республика Карелия, <адрес>, кадастровый номер дома <данные изъяты>, инвентарный № 331, в указанном жилом доме расположены объекты, которым присвоены кадастровые номера <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Согласно данным технического паспорта на жилой дом по адресу <адрес>, инвентарный № 331, указанный дом имеет общую площадь 128,5 кв.м, является двухквартирным, стены дома брусчатые.
По информации, представленной Администрацией Паданского сельского поселения, по адресу <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> зарегистрированы Андреев И.Т., Андреев М.И. По адресу <адрес> кадастровый номер <данные изъяты> зарегистрированы Максимова Г.Г., Тихонов А.В., Тихонов В.В., несовершеннолетняя Тихонова К.В.
Согласно справке Администрации Паданского сельского поселения истец Федотова Р.М. и её сын Федотов П.Г. зарегистрированы по месту жительства по адресу <адрес> в квартире № 1 никто не зарегистрирован.
Исследованные доказательства свидетельствуют о несоответствии адресного хозяйства сведениям, внесенным в технический паспорт и в ЕГРН, необходимости упорядочения адресного хозяйства, поскольку Андреев И.Т., Андреев М.И., Максимова Г.Г., Тихонов А.В., Тихонов В.В., несовершеннолетняя Тихонова К.В., зарегистрированные в доме № 1а, фактически владеют и пользуются жилыми помещениями, расположенными в доме <адрес>
При этом материалами дела подтверждается, что жилой дом, в котором проживает истец с сыном, на государственный кадастровый учет не поставлен, имеет кирпичные стены, фактически является домом № 1а по ул. Студенческой, хотя по сведениям Администрации Паданского сельского поселения ему присвоен адрес <адрес>
Дом, в котором проживает истец, не находится в частной собственности граждан. Несмотря на то, что данный дом не передавался в муниципальную собственность, Администрация Паданского сельского поселения в силу вышеприведенного правового регулирования имеет обязанность произвести переадресацию и совершить действия по постановке данного дома на государственный кадастровый учет, поскольку дом расположен на территории Паданского сельского поселения.
Свою обязанность по приведению адресного хозяйства в соответствие со сведениями ЕГРН, фактическим расположением объектов и регистрацией граждан Администрация Паданского сельского поселения, несмотря на неоднократные обращения истца Федотовой Р.М., не исполнила.
В связи с тем, что в ЕГРН нет информации о постановке на кадастровый учет жилого помещения, занимаемого истцом, переадресация жилья не произведена, истец Федотова Р.М. не имеет возможности оформить право собственности на занимаемую ею квартиру.
При установленных обстоятельствах исковые требования Федотовой Р.М. к Администрации Паданского сельского поселения заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме. В иске к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» надлежит отказать.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине, уплаченной при подаче иска.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федотовой Розы Максимовны удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Паданского сельского поселения внести изменения в адресное хозяйство Паданского сельского поселения, присвоив многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: Республика Карелия, <адрес>, адрес: <адрес>; присвоив жилому дому с кадастровым номером <данные изъяты>, инвентарным номером 331 адрес: Республика Карелия, <адрес>
Обязать Администрацию Паданского сельского поселения после совершения действий по внесению изменений в адресное хозяйство обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет жилого дома, расположенного по адресу Республика Карелия, <адрес>
Взыскать с Администрации Паданского сельского поселения в пользу Федотовой Розы Максимовны расходы по государственной пошлине в размере 400 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Полный текст 11.06.2023