Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1221/2024 ~ М-353/2024 от 30.01.2024

55RS0007-01-2024-000605-61

Дело № 2-1221/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2024 года                                          город Омск

    Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.В.Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о перерасчете страховой пенсии по старости,

    установил:

    Д.В.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о перерасчете страховой пенсии по старости.

    В обоснование указала, что обратилась с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области от 21.03.2023 в установлении пенсии истцу отказано. 26.10.2023 Центральным районным судом г. Омска вынесено решение, которым исковые требования Д.В.Н. удовлетворены частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области возложена обязанность включить в страховой стаж истца период работы с 10.08.1971 по 06.02.1997, назначить страховую пенсию по старости с 01.07.2023. 01.07.2023 Д.В.Н. назначена пенсия по старости. Полагает, что размер пенсии по старости является минимальным, рассчитан без учета страхового стажа и размера величины индивидуального пенсионного коэффициента. Указывает, что пенсионным органом произведен неверный расчет пенсии, без учета страхового стажа, включенного на основании решения суда.

    С учетом уточнения исковых требований просила назначить страховую пенсию исходя из действительного стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом периодов работы, указанных в решении Центрального районного суда г. Омска от 26.10.2023 по делу , возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии Д.В.Н. с учетом сведений по заработной плате, отраженных в архивных справках.

    Истец Д.В.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

    Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области Г.Д.Д., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных истцом требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

    Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Д.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) с 01.07.2023.

    Решением Центрального районного суда г. Омска от 26.10.2023 по гражданскому делу № 2-4677/2023 исковые требования Д.В.Н. удовлетворены частично, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области возложена обязанность включить в страховой стаж Д.В.Н. период работы с 10.08.1971 по 06.02.1997 воспитателем, библиотекарем в Андреевской средней школе Республики Казахстан; назначить Д.В.Н. страховую пенсию по старости в соответствии частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2023.

    Полагая, что при назначении пенсии и расчете ее размера пенсионным органом не учтено решение суда, а также сведения архивных справок о заработной плате истца за период с 10.08.1971 по 06.02.1997, истец обратилась в суд за защитой нарушенного права.

    Разрешая заявленные требования в части назначения пенсии суд исходит из следующего.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

    В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

    Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

    В ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона.

    В соответствии с ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 данного Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

    В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

    Согласно ч. 1 и 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей ему.

    Согласно ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

    Как указано выше, решением Центрального районного суда г. Омска от 26.10.2023 на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области возложена обязанность по назначению Д.В.Н. пенсии по старости с 01.07.2023.

    Как следует из материалов пенсионного дела Д.В.Н., на основании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области истцу назначена страховая пенсия по старости с 01.07.2023.

    В материалах дела отсутствуют относимые, допустимые, достоверные доказательства неисполнения пенсионным органом обязанности по назначению страховой пенсии по старости Д.В.Н. с учетом периодов ее трудовой деятельности, включенных в страховой стаж решением суда, вступившим в законную силу

    Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.

    Разрешая заявленные истцом требования о перерасчете размера пенсии с учетом архивных данных о размере заработной платы, с учетом возражений ответчика, суд исходит из следующего.

    В силу п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

    Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае, в том числе увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

    В силу п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

    На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости на дату перерасчета пенсии, определяется по соответствующей формуле.

    В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении размера пенсии осуществляется оценка пенсионных прав граждан на 01.01.2002 путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (ПК1) по соответствующей формуле.

    Расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, в том числе при проведении перерасчета, может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу названного федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях») не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным федеральным законом в части, не противоречащей ему.

    Положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

    Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 либо в порядке, установленном п. 4, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи.

    При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

    Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

    Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) иперерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

    Во исполнение положений ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила).

    Положениями п. 18 Правил установлено, что территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) при приеме заявления об установлении пенсии, в частности:

    дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

    проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

    оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

    запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

    приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.

    В силу п. 19 Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации).

    Согласно п. 50 Правил в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», в истребовании документов, необходимых для назначении пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии без истребования заявления о перерасчете размера пенсии, со дня назначения пенсии.

    Указанный перерасчет размера пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления документа в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации).

    Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) в течение трех рабочих дней со дня вынесения распоряжения о перерасчете размера пенсии извещает пенсионера о таком перерасчете.

    Как указано выше, на основании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области истцу назначена страховая пенсия по старости с 01.07.2023.

    При этом из материалов пенсионного дела не усматривается, что при определении размера назначаемой страховой пенсии по старости Д.В.Н. были учтены сведения о заработной плате за период 1978-1997 годы, отраженные в архивных справках от 08.11.2023 Кызылжарского районного филиала КГУ «Северо-Казахстанский государственный архив управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Северо-Казахстанской области».

    В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороной ответчика не представлено достаточных доказательств в обоснование возражений относительно заявленных истцом требований.

    Таким образом, в отсутствии сведений об учете вышеуказанных архивных справок в данной части требования Д.В.Н. подлежат удовлетворению.

    В соответствии со статьей 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Согласно положениям статьи 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае:

    1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ;

    2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

    3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

    Согласно п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 названной статьи освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

    В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины в силу положений законодательства, суд полагает возможным возвратить Д.В.Н. государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную согласно чеку-ордеру от 27.01.2024 (операция 16).

    Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

    решил:

    Исковые требования Д.В.Н. удовлетворить частично.

    Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости Д.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), с учетом сведений о заработной плате за период 1978-1997 годы, отраженных в архивных справках от 08.11.2023 Кызылжарского районного филиала КГУ «Северо-Казахстанский государственный архив управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Северо-Казахстанской области» – с 01.07.2023.

    В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

    Возвратить Д.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную согласно чеку-ордеру от 27.01.2024 (операция 16).

    Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                             К.А. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2024 года.

2-1221/2024 ~ М-353/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дымченко Валентина Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области
Другие
Кимстачев Юрий Петрович
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Калинина Ксения Алексеевна
Дело на сайте суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
06.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Подготовка дела (собеседование)
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее