Дело №12-10/2022 ( 12-106/2021)
РЕШЕНИЕ
02 февраля 2022 года г. Катав-Ивановск
Судья Катав-Ивановского городского суда Челябинской области Козынченко И.В.,
при секретаре Глинских Д.В.,
рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнерго» на постановление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо – Муниципальное унитарное предприятие «ТеплоЭнерго» подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие «ТеплоЭнерго» подвергнуто административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за то, что юридическое лицо допустило нарушение требований пожарной безопасности, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 14-00 часов при эксплуатации территории, здания и помещений Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнерго» по адресу: Челябинская область, Катав-Ивановский район, п. Совхозный, 48, допустило нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч.ч. 6,6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:
- не организованно не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
-на первом этаже котельной снята предусмотренная проектной документацией дверь в тамбур эвакуационного выхода;
- на втором этаже котельной снята предусмотренная проектной документацией дверь в лестничную клетку;
- руководитель организации не обеспечил очистку объекта защиты от сухой растительности;
- в здании котельной помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей;
- руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны;
- имеющаяся инструкция о мерах пожарной безопасности выполнена не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима», с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях;
- в здании не в полном объеме установлены знаки пожарной безопасности, а также имеющиеся знаки пожарной безопасности выцвели и потеряли свои фотолюминесцентные способности. Указатели направления должны быть расположены с максимальными интервалами через каждые 5 м, а в критических точках, - как перекрестки и изменения направления, и чаще - вдоль всей длины направляющей линии;
- руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, не обеспечил соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (в здании котельной имеются огнетушители 2013 года выпуска);
- на здании отсутствует знак направление движения к источникам противопожарного водоснабжения, обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- не определен порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
-работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа не прошли обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам с отрывом от производства.
- Клапан пожарного крана размещен снаружи пожарного шкафа.
- Руководитель организации не организовал проведение проверок внутреннего противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
МУП «ТеплоЭнерго» не согласившись с размером назначенного наказания обратилось в Катав-Ивановский городской суд с жалобой на вышеуказанное постановление, и не оспаривая наличие нарушений требований пожарной безопасности и факта совершения правонарушения, просят учесть тяжелое материальное положение предприятия, выразившееся в банкротстве предприятия, а также доначисления налогов за предыдущие налоговые периоды, просили изменить вынесенное постановление в части назначенного наказания, назначив штраф менее минимального размера, в сумме 75000 рублей.
Представитель МУП «ТеплоЭнерго» Ромкина С.Н. в судебное заседание, при надлежащем извещении, не явилась, в суд предоставила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не принимало.
Исследовав материалы дела, судья не находит оснований к отмене постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Разрешая дело об административном правонарушении в отношении юридического лица МУП «ТеплоЭнерго» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ должностное лицо - врио заместителя главного государственного инспектора ОНД и ПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору ФИО1, выполнил указанные требования закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Факт совершения юридическим лицом – МУП «ТеплоЭнерго» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подателем жалобы не оспаривался, подтвержден совокупностью доказательств, исследованных при рассмотрении дела врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткискому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору ФИО1, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о рассмотрении дела об административном правонарушении; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, и другими материалами дела.
Все вышеперечисленные доказательства получены с соблюдением требований процессуального законодательства, получены в установленном законом порядке, сомнений в их достоверности не вызывают. Эти доказательства являются относимыми и допустимыми.
В силу ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства пожарной защиты, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Наряду с правилами пожарной безопасности следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы правила, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Согласно п. 1 Правил, устанавливают, обязательные требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, юридическое лицо - МУП «ТеплоЭнерго обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности указанных выше, а так же содержащихся в иных нормативно правовых документах, не выполнило, в связи, с чем выводы должностного лица о виновности МУП «ТеплоЭнерго» в совершении правонарушения являются обоснованными. Вывод о виновности юридического лица в совершении указанного правонарушения достаточно полно мотивирован, собранные доказательства получили оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Имеющиеся доказательства в своей совокупности являются достаточными для установления вины данного юридического лица. Нарушений требований ст. 26.2 КоАП РФ, влекущих признание их не допустимыми, при их получении не допущено.
Учитывая изложенное, вывод врио заместителя главного государственного инспектора ОНД и ПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору ФИО1 о наличии вины МУП «ТеплоЭнерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, судья признает правильными.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.
При этом, разрешая вопрос о мере наказания, должностное лицо пришло к выводу о назначении наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В свою очередь, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако, как следует из обжалуемого постановления, должностным лицом не выяснены вопросы материального положения юридического лица и не дана оценка его материальному положению. При этом, МУП «ТеплоЭнерго» имеет убытки согласно финансовой отчетности за 2020 год в сумме 49,8 млн. рублей. Помимо этого лицу, привлекаемому к административной ответственности доначислена недоимка по налогам в результате проверки, проведенной в ноябре 2021 года, в том числе в части недоимки в сумме 20,5 млн. рублей, пени в сумме 4,0 млн. рублей. Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела решением налоговой проверки и отчетом о финансовой деятельности за 2020 год. При этом, согласно решения Арбитражного суда Челябинской области от 23 декабря 2021 года МУП «ТеплоЭнерго» признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство.
При таких обстоятельствах, доводы МУП «ТеплоЭнерго» о тяжелом материальном положении юридического лица суд находит обоснованными.
Исходя из положений частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, назначаемое юридическому лицу наказание должно быть соразмерным и справедливым с учетом имущественного и финансового положения, не ставя под угрозу его дальнейшую деятельность.
Вместе с тем, судья учитывает, что в соответствии с Федеральным законом N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности подлежат обязательному исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом, законодатель не ставит возможность исполнения обязательных норм в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у юридического лица. Эксплуатация здания котельной при выявленном правонарушении, по мнению суда, сопряжена с риском наступления неблагоприятных последствий при наступлении пожара, в силу чего лицо, осуществляющее использование объекта противопожарной защиты должно принять все возможные меры для недопущения эксплуатации здания с нарушениями противопожарных требований, а также предпринимать все необходимые меры, позволяющие предотвратить или максимально снизить возможность возникновения пожара.
При этом, доказательств принятия мер к устранению правонарушения в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая характер административного правонарушения, объем выявленных нарушений, реальное финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, признание юридическим лицом факта совершения правонарушения, судья считает возможным изменить обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении и снизить размер наказания в виде административного штрафа до 100000 рублей, поскольку назначение юридическому лицу наказания в виде штрафа в сумме 150000 рублей, по мнению суда, не отвечает целям административного наказания, противоречит общему принципу соразмерности и справедливости наказания.
Снижение назначенного наказания, в соответствии с доводами жалобы, до 75000 рублей, суд находит несоответствующим тяжести совершенного правонарушения, характеру и обстоятельствам его совершения, объему выявленных нарушений, не будет справедливым, соответствовать целям назначенного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административном правонарушении,
Р Е Ш И Л:
Постановление врио заместителя главного государственного инспектора ОНД и ПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору ФИО1 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнерго» по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, изменить, снизив размер административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу Муниципального унитарного предприятия «ТеплоЭнерго» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с даты получения копии решения в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд.
Судья: И.В. Козынченко