Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-908/2022 ~ М-321/2022 от 10.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25.04.2022

г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Клюева С.Б.,

при секретаре:                     Туроншоевой М.Ш.,

при участии прокурора:             Галкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-908/2022 по административному исковому заявлению Семыкиной Н.П. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

Семыкина Н.П. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно сдавалось в аренду под склад непродовольственных товаров и не использовалось в качестве офисного объекта, объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебное заседание представитель административного истца Семыкиной Н.П. – Усенков А.В., по доверенности, заявленные требования поддержал.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение включено в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку по сведениям, размещенным на официальном сайте «2gis.ru/samara» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение, размещены офисы, торговые объекты.

Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан вышеуказанный приказ, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Факт включения нежилого помещения с кадастровым номером в данный Перечень подтверждается текстом нормативного правового акта и сторонами по существу не оспаривается.

Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован на официальном сайте министерства и в газете "Волжская коммуна" № 171(30955) от 21.10.2020.

По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.

В указанный Перечень – на 2021 (под пунктом № ) включено нежилое помещений с кадастровым номером , площадью 56,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что собственником спорного помещения с 13 мая 2020 года является Семыкина Н.П.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

По сведениям технического учета в нежилом помещении располагаются помещения без указания их назначения.

Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером .

Исходя из заключения кадастрового инженера Зорикова Д.И. от 11 марта 2021 года, земельный участок под зданием многоквартирного жилого дома с кадастровым номером не сформирован.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней административным ответчиком не проводились.

Суду представлен договор аренды нежилого помещения, заключенный 31.12.2020 между индивидуальным предпринимателем Семыкиной Н.П. и индивидуальным предпринимателем Сафошиным Е.В. на предоставление в аренду нежилого помещения с кадастровым номером под склад непродовольственных товаров.

Доводы административного ответчика о том, что сведениям, размещенным на официальном сайте «2gis.ru/samara» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение, размещены офисы, торговые объекты, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств тому, что помещения в нежилом помещении, включенном в Перечни, используются как офис или торговый объект, суду не предоставлено.

Кроме того Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает "сеть Интернет" в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых административным органом решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения исходя из их кадастровой стоимости.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером необоснованно включено в Перечень на 2021 год, в связи с чем указанный Перечень следует признать недействующими в части включения в него указанного объекта недвижимости.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Семыкиной Н.П. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Б. Клюев

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

резолютивная часть

25.04.2022

г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Клюева С.Б.,

при секретаре:                     Туроншоевой М.Ш.,

при участии прокурора:             Галкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-908/2022 по административному исковому заявлению Семыкиной Н.П. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Семыкиной Н.П. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Б. Клюев

3а-908/2022 ~ М-321/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Семыкина Н.П.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Сафошин Е.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация административного искового заявления
11.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее