Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-133/2024 (2-3938/2023;) ~ М-2835/2023 от 15.06.2023

Гражданское дело № 2-133/2024 (2-3938/2023;)

УИН 39RS0001-01-2023-003434-36

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года         г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи     Мануковской М.В.,

при помощнике                 Ладугиной Б.Г.,

с участием прокурора             Шанько Г.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа «Город Калининград» к Проданец О.М., Шишкаревой М.А. о выселении из жилого помещения маневренного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Истец администрация городского округа «Город Калининград» обратилась в суд с вышеуказанным иском к Проданец О.М., Шишкаревой М.А., указав в обосновании, что дом. по <адрес> в г. Калининграде относится к муниципальному маневренному фонду и в соответствии со ст. 19 ЖК РФ является специализированным.

В соответствии с распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Проданец О.М. жилого помещения в муниципальном маневренном фонде» между администрацией и Проданец О.М. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение – <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение маневренного фонда было предоставлено ответчикам в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Калининград, <адрес> <адрес> котором зарегистрированы по месту жительства ответчики признано непригодным.

Срок действия договора найма маневренного фонда неоднократно продлевался и истек ДД.ММ.ГГГГ. Истец направил ответчику уведомление о необходимости освободить жилое помещение маневренного фонда, однако до настоящего времени жилое помещение не освобождено.

Ссылаясь на вышеизложенное, а также ст. 209 ГК РФ, ст. 106 ЖК РФ истец просит считать договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № заключенный между истцом и ответчиком прекращенным, выселить Проданец О.М., Шишкареву М.А. из жилого помещения муниципального маневренного фонда по адресу <адрес> <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19.09.2023 производство по делу было приостановлено до рассмотрения по существу Центральным районным судом г. Калининграда гражданского дела № 2-3234/2023 по иску Проданец О.М. к администрации городского округа Город Калининград о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> многоквартирным и вступления в законную силу решения по данному делу.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29.02.2023 производство по делу возобновлено.

Представитель истца по доверенности Савинова В.О. в ходе судебного заседания требования иска поддержала по доводом и основаниям в целом аналогичным исковому заявлению. Дополнительно просила учесть, что ответчику было отказано в признании жилого дома многоквартирным, в связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствуют правовые обоснования для обеспечения жильем ответчика, при этом семья Проданец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.

Ответчики Проданец О.М., Шишкарева М.А. явку в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежаще.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ.

Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу пункта 2 статьи 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Кроме того, информация о дате и времени очередного судебного заседания в соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» заблаговременно размещается на интернет-сайте суда и является общедоступной.

Поскольку судом предприняты исчерпывающие меры по извещению сторон, которые распорядились предоставленными им процессуальными правами по своему усмотрению, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, признаются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, суд, с учетом позиции истца, полагает возможным рассмотреть дело в заочном порядке.

Заслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

На основании ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В силу ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу положений ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса); единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса); установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием для прекращения данного договора.

В силу п.6.5 Положения «О предоставлении жилых помещений муниципального маневренного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского совета депутатов Калининграда от 22 января 2014 года № 10 в случаях расторжения или прекращения договора найма жилого помещения в муниципальном маневренном фонде граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. (ч. 2) Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47).

В соответствии с п. 7 Положения № 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

В силу п. 46 Положения № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно п. 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 декабря 1997 г. N 20-П, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Соответственно, государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам (и особенно лишенным жилища в результате природных и техногенных катастроф), но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц (Постановление от 15 декабря 2022 г. N 55-П).

Основания и порядок приобретения гражданами, нуждающимися в жилище, права пользования жилым помещением непосредственно Конституцией Российской Федерации не закреплены. В силу ее статьи 72 (пункт "к" части 1) такое регулирование относится к компетенции законодателя, который в целях реализации предписания ее статьи 40 (часть 3) предусмотрел в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке; малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В большинстве муниципальных образований к малоимущим относят граждан, чей доход не превышает прожиточного минимума по региону.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу части 4 статьи 15 данного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В его разделе II перечислены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в пункте 33 вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья, указаны в качестве причины для признания жилого помещения непригодным для проживания, а в пункте 34 сказано, что многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (а жилые помещения в нем - непригодными для проживания) при аварийном состоянии его несущих конструкций или дома в целом, когда исчерпана несущая способность и есть опасность обрушения дома или потери им устойчивости.

В части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель в качестве общего правила закрепил, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В исключение из этого правила в части 2 той же статьи предусмотрено внеочередное предоставление жилья, в том числе в ее пункте 1 - тем гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Будучи дополнительной гарантией права на жилище для граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, данная норма направлена на защиту их интересов. Такое регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие порядок предоставления жилья с учетом общеправового принципа справедливости, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права. При этом ее часть 2, гарантируя внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в ней гражданам, направлена на защиту их интересов, притом что законодатель в рамках дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и правила обеспечения жильем с учетом экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (в частности определения Конституционного суда РФ от 25 февраля 2013 г. N 192-О, от 23 апреля 2013 г. N 636-О, от 24 декабря 2013 г. N 2071-О, от 20 февраля 2014 г. N 386-О, от 20 марта 2014 г. N 560-О, от 17 июля 2014 г. N 1662-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Кроме того, пункт 1 части 2 той же статьи по своему смыслу в системе действующего регулирования не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье (определения от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 27 февраля 2018 г. N 429-О и от 20 июля 2021 г. N 1610-О). Это предопределяется конституционной обязанностью государства заботиться о социальной защищенности граждан и обеспечении им нормальных условий существования и корреспондирующим ей правом на поддержку со стороны государства и общества, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни (определения от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О, от 17 января 2013 г. N 36-О).

Жилье может предоставляться гражданам не только по нормам статей 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и по фактической площади утраченного помещения. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О, от 29 мая 2012 г. N 928-О, от 24 сентября 2012 г. N 1573-О, от 26 марта 2019 г. N 729-О и др.).

При этом малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, оно может быть не только предоставлено по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники такого помещения могут приобрести благоустроенное жилье вне очереди и при выселении из такого помещения в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно расположено или расположен дом, где оно находится, по основаниям, предусмотренным статьей 32 данного Кодекса.

Регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены в том числе многоквартирные дома, и закрепляя право собственников жилых помещений в таких домах на справедливое возмещение за изымаемое помещение, часть 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечивает права этих собственников и отвечает их интересам (Определение от 21 ноября 2022 г. N 3108-О). Части 8 и 10 той же статьи, предусматривая возможность как принудительного изъятия жилых помещений по решению суда, так и договорного способа их передачи, в том числе путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для публичных нужд без предварительного и равноценного возмещения (определения от 25 марта 2021 г. N 528-О и от 24 июня 2021 г. N 1187-О).

Однако конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребностей в жилье малоимущих граждан в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания не были предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации.

В настоящее время Конституционный Суд Российской Федерации согласно Постановления от 25 апреля 2023 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан" относительно защиты жилищных прав малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье и имеющих в собственности единственное жилое помещение, признанное непригодным для проживания, указал, что части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку они не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, признанных малоимущими и состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Конституционным судом в вышеуказанном постановлении указано, что Положения статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего законодательства, - исключают внеочередное предоставление жилья гражданам, которые признаны малоимущими, состоят на учете нуждающихся в жилье, являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, и проживают в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иные же эффективные механизмы удовлетворения их жилищных потребностей отсутствуют.

Собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное этой нормой денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств. Сказанное согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения.

Соответственно, правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности, один из элементов которого - возможность изъять имущество для государственных или муниципальных нужд, и в силу данного обстоятельства он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных в силу пожара и прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения (часть 8), действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон.

В свою очередь, статья 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, граждан, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3), и тех, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1). Согласно статье 106 данного Кодекса жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на человека (часть 1) и договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается, в частности, на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома и до завершения расчетов с гражданами, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два г. (пункты 1 и 3.1 части 2).

Следовательно, применительно к самой распространенной ситуации срок пользования маневренным жилищным фондом ограничен без привязки к удовлетворению жилищных потребностей другим способом, а завершение расчетов не означает получения той суммы, которая позволяет решить жилищный вопрос самостоятельно. Реализация приведенных положений статьи 95 данного Кодекса также зависит от наличия свободных помещений маневренного фонда, притом что он не охватывает жителей индивидуальных домов, признанных непригодными для проживания вследствие естественного износа, а его природа несовместима с проживанием на постоянной основе.

Судом установлено и материалами дела подтверждено ДД.ММ.ГГГГ между Шевцовым В.А. (продавец) и Проданец О.М. (покупатель) заключен договор купли-продажи 41/100 доли в праве общей долевой собственности жилого дома общей площадью 65,3 кв.м, инвентарный литер А, этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Указанная доля жилого дома расположена на земельном участке с кадастровым номером .

59/100 доли в жилом доме по адресу: г. Калининград, зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ «Город Калининград».

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требования, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственной комиссии, выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> непригодным для проживания.

Как следует из заключения поводом и основанием к проверке являлось заявление собственника жилого помещения 41/100 долей <адрес> по пер. Клинскому от 29.12.2015 вх. Проданец О.М. о предоставлении муниципальной услуги по признанию жилого помещения непригодным для проживания, указанного дома аварийным и подлежащим сносу.

Комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого <адрес> по <адрес> непригодным для проживания, предусмотренных п.33 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в связи с тем, что техническое состояние конструкции дома: кровли, фундаментов, наружных стен в границах подъезда оценивается как аварийное, а в границах подъезда – как неудовлетворительное (обнаружены перекосы стен, сквозные щели между стенами и фундаментом, местами наблюдается смещение и разрушение участков фундамента; в подъезде отсутствуют перекрытие, перегородки, полы, вентиляционный стояк, инженерные сети, сантехническое оборудование, внутренние поверхности стен поражены грибком; в помещениях подъезда обнаружены вертикальные трещины над дверными и оконными проемами, перекосы дверных коробок, нарушения горизонтальности полов, трещины в местах сопряжения стен и перегородок), степень физического износа основных конструкций жилого дома составляет 65 %.

Постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 15.02.2016 жилой <адрес> пер. Клинской в <адрес> признан непригодным для проживания.

В соответствии с распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Проданец О.М. жилого помещения в муниципальном маневренном фонде» между администрацией и Проданец О.М. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 указанного договора наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение <адрес> общей площадью 30,6 кв.м. находящиеся в собственности наймодателя в муниципальном маневренном фонде по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение предоставлено в соответствии с пп.4 п. 3.2 Положения «О предоставлении жилых помещений муниципального маневренного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 договора).

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Шишкарева Маргарита Алексеевна (дочь) (п. 5 договора).

В соответствии с распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ /р-КМИ «О предоставлении ФИО2 жилого помещения в муниципальном маневренном фонде» между администрацией и Проданец О.М. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 указанного договора наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение <адрес> общей площадью 30,6 кв.м. находящиеся в собственности наймодателя в муниципальном маневренном фонде по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение предоставлено в соответствии с пп.4 п. 3.2 Положения «О предоставлении жилых помещений муниципального маневренного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 договора).

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Шишкарева Маргарита Алексеевна (дочь) (п. 5 договора).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлено уведомление о необходимости освободить спорное жилое помещение. По состоянию на момент рассмотрения настоящего спора жилое помещение не освобождено.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 25.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Проданец О.М. к администрации городского округа «Город Калининград» об обязании признать жилой дом многоквартирным, обязании принять решение об изъятии долей с возмещением рыночной стоимости оставлено без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Проданец О.М., суд исходил из того, что истица является собственником доли индивидуального жилого дома. Жилой дом расположен в территориальной зоне – Ж4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), вид разрешенного использования земельного участка – под жилой дом индивидуального жилищного фонда.

Принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и принимается им на основании проекта планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки с учетом результатов публичных слушаний.

До обращения в суд с названным иском, Проданец О.А. не обращалась в установленном порядке в администрацию с заявлением об изменении сведений кадастрового учета, в том числе целевого назначения земельного участка, а также статуса жилого дома на многоквартирный, то есть обратилась в суд, минуя установленную законом процедуру.

Статус указанного жилого дома как индивидуального соответствует и виду разрешенного использования земельного участка под ним - под обслуживание индивидуального жилого дома. Права на отдельные объекты в доме не зарегистрированы, раздел дома в натуре в установленном порядке не производился.

Право собственности истицы на объект недвижимости в виде долевой собственности не оспорено, а введение в гражданский оборот отдельных жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, не предусмотрено действующим законодательством (часть 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, не имеет разрешенного использования, допускающего размещение многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания дома многоквартирным, а следовательно удовлетворения требований об обязании ответчика принять решения об изъятии доли.

Согласно правовой позиции, изложенной в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30.01.2024 по делу № 2-3234/2023 следует учитывать, что действия, направленные на изменение статуса жилого дома произведены Проданец О.А. после признания дома непригодным для проживания.

Право собственности истицы на долю жилого дома зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Спустя несколько месяцев после приобретения доли указанного жилого дома Проданец О.М. стала решать вопрос о признании дома непригодным для проживания.

По ее заказу в декабре 2015 г. составлен технический отчет ГУП «Ростехинвентаризация», из которого следует, что указанное строение является одноэтажным 1956 года постройки, кровля частично разрушена, частично находится в аварийном состоянии, визуально видно масштабное разрушение оснований фундамента, в левой части дома, мелкие трещины, следы сырости и грибка в правой части дома, наблюдается осадка и перекос отдельных участков стен, отмостка разрушена.

В левой частим дома () квартира полностью разрушена, отсутствуют перегородки, полы, перекрытия, вентиляционный стояк, инженерные сети, сквозные щели между фундаментом и наружными стенами.

В правой части дома () трещины на внутренних стенах, ослаблены связи между отдельными участками стен, нарушена горизонтальность полов.

С учетом результатов обследования специалист пришел к выводу о том, что жилой <адрес> по <адрес> <адрес> является аварийным и не пригоден для постоянного проживания.

Таким образом, на момент приобретения доли жилого дома для истицы Проданец О.А. являлось очевидным ненадлежащее техническое состояние жилого дома.

Вместе с тем, ею осознанно принято решение о приобретении указанного объекта как доли индивидуального жилого дома, находящегося в указанном техническом состоянии.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Исходя из правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3).

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2).

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что добросовестность предполагает также учет прав и законных интересов другой стороны и оказание ей содействия, а в случае отклонения действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может принять меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.

Истцом спорное жилое помещение маневренного фонда было предоставлено семье ответчика для временного проживания, жилой дом истцов, не являющийся многоквартирным, признан непригодным для проживания, истцы на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не приняты, малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма не признаны, при этом администрацией не принималось решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, письменных требований о сносе дома истцам не направлялось.

Вселение истцов в спорное жилое помещение не порождает у них самостоятельного права пользования данной квартирой, проживание в данном жилом помещении носит временный характер.

То обстоятельство, что принадлежащий истцу и членам его семьи на праве собственности жилой дом признан непригодным для проживания не является основанием для заключения с ними договора найма специализированного жилого помещения маневренного фонда на новый срок, так как в силу ст. 95 ЖК РФ, обязанность по заключению такого договора возлагается на органы исполнительной власти в случае, если жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Каких-либо чрезвычайных обстоятельств вследствие которых жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> был признан непригодным для проживания, судом не установлено, при этом физический износ объекта к таковым отнесен быть не может, учитывая, что истец была осведомлена о состоянии жилого дома в момент свершения сделки.

Таким образом, срок договора специализированного найма жилого помещения маневренного фонда, заключенный с между истцом и ответчиком, истек, что является самостоятельным основанием для прекращения договора найма в соответствии с ч. 2 ст.106 ЖК РФ.

При этом признание непригодным жилого помещения, занимаемого на праве собственности, по причине повреждения элементов помещения, ухудшений в процессе эксплуатации и других аналогичных причин свидетельствует о ненадлежащем исполнении собственником такой обязанности, как бремя содержания имущества. Поэтому встречная обязанностью органов государственной власти предоставлять другие жилые помещения в данном случае законом не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению.

Также суд отмечает, что признание помещения непригодным для проживания дает право лицу встать на жилищный учет, поскольку ст. 51 ЖК предусматривает самостоятельное основание для признания лиц нуждающимися в жилых помещениях - проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям. Таким образом, истец не лишен возможности обратиться с заявлением о признании его с членами семьи нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, исходя из положений вышеизложенных норм права, основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.

В силу положений ч.1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. С учетом изложенного, требование о выселении Проданец О.М., Шишкаревой М.А. из жилого помещения муниципального маневренного фонда по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования администрации городского округа «Город Калининград» (ИНН/КПП ) к Проданец Олесе Михайловне (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт <адрес>), Шишкаревой Маргарите Алексеевне (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 2713 486225) о выселении из жилого помещения маневренного фонда – удовлетворить.

Признать договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией городского округа «Город Калининград» (ИНН/КПП ) и Проданец Олесей Михайловной (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт ), прекращённым.

Выселить Проданец Олесю Михайловну (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт ), Шишкареву Маргариту Алексеевну (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт ) из жилого помещения муниципального маневренного фонда по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2024 г.

Судья                                 М.В.Мануковская    

2-133/2024 (2-3938/2023;) ~ М-2835/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского округа «Город Калининград»
Ответчики
Проданец Олеся Михайловна
Шишкарева Маргарита Алексеевна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Мануковская М.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2023Предварительное судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
07.02.2024Производство по делу возобновлено
14.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.05.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее