№2-1843/2023
70RS0004-01-2023-001703-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Галицкой С.В.,
с участием помощника прокурора Советского района г.Томска Литвиненко Е.В.,
представителя истца Алимпьева В.Ю., действующего на основании доверенности от 23.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Советский районный суд г. Томска с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить с учетом права пользования ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории муниципального образования город Томск, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 39,2 кв.м.
В обоснование требования указано, что истец является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 39,2 кв.м. В указанной квартире, кроме истца зарегистрирован также её несовершеннолетний ребенок ФИО1 Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении № в многоквартирном <адрес> в <адрес> были выявлены основания для признания его непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес> № <адрес> по адресу: <адрес>, была признана непригодной для проживания. До настоящего времени новое жилье истцу не предоставлено. Иного жилья в собственности она не имеет.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенных в иске. Также пояснил, что проживать в жилом помещении невозможно, имеется плесень, неприятный запах, обвалились потолки. Сейчас проживают в квартире родителей супруга. Возможности приобрести жилье не имеется.
Ответчик Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом. Ранее был представлен отзыв, согласно которому жилое помещение № жилого <адрес> в <адрес> включено в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной программы. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок к отселению указанной квартиры, которой администрацией г.Томска не нарушен.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ №» ФИО2 признана нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, вместо предыдущего нанимателя ФИО6
Согласно справке, выданной ООО «Жилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ, ответственным нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> значится ФИО2 Совместно с ней по указанному адресу зарегистрирован её несовершеннолетний сын ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 70 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика вселение истца совместно с членом семьи в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользование данным жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Как следует из ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с постановлением Мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес>.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании жилого помещения № в многоквартирном <адрес> в <адрес> принято решение о признании жилого помещения непригодным для проживания.
В целях реализации данного решения комиссии администрацией <адрес> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира № № в многоквартирном <адрес> в <адрес> признана непригодной для проживания.
Из отзыва представителя ответчика следует, что мероприятия по расселению <адрес> спорном доме включены в резервный перечень муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного фонда» на 2017-2025 годы».
Однако данные обстоятельства не влияют на исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу другого благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, которое должно быть предоставлено во внеочередном порядке, поскольку вывод об опасности проживания в указанном жилом помещении был сделан специалистами еще в 2014 году.
Многоквартирный дом по указанному адресу был признан аварийным на основании отчета МБУ «Проектно-сметное Бюро», согласно которому установлено, что физический износ дома составляет 66%, все основные несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособности состояния всех основных несущих строительных конструкций жилого дома экономически нецелесообразно.
Проживание нанимателя и членов её семьи в <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес> представляет реальную угрозу жизни и здоровью, что в том числе подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанным заключением установлено, что <адрес> в <адрес> не соответствует действующим государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.
Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.
Таким образом, доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в спорном жилом помещении, признанным непригодным для проживания, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец признано непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что проживание истца и члена её семьи в спорном жилом помещении является опасным для их жизни и здоровья, требование ФИО2 о предоставлении её другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
По сведения из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, и из Томского отделения Восточно-Сибирского Филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» сведения о наличии прав на недвижимое имущество в отношении истца отсутствуют.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровья проживающим в нем гражданам, нуждающихся в жилых помещениях, является достаточным основанием для предоставления им жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Согласно выписки из ЕГРН от 06.04.2023г. № № <адрес> по адресу: <адрес> в <адрес> имеет общую площадь 39,2 кв.м., состоит из двух комнат.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое требование истца о предоставлении ФИО2, с учетом права ФИО1 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат общей площадью не менее 39,2 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г.Томска предоставить ФИО2 с учетом права пользования жилым помещением ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 39,2 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 31.05.2023.
Судья (подпись)