Дело № 2-326/2024
УИД 21RS0016-01-2023-002462-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой С.А., при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к МБОУ «Сятра-Лапсарская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики (далее – МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ») о возложении обязанности по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Чебоксарского района проанализировано исполнение требований антитеррористического законодательства в МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям закона МБОУ «Сятра - Лапсарская ООШ» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Ранее, 31.05.2023, по фактам выявленных нарушений в адрес директора МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» вносилось представление, которое осталось неисполненным.
На основании изложенного просит на МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» возложить обязанность по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильина И.Н. доводы искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
Ответчик – МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ», извещенный о месте и времени судебного заседания, не обеспечил явку своего представителя на судебное разбирательство, представил отзыв н исковое заявление, в котором указал, что исковые требования признаёт в полном объеме и просит установить срок для исполнения решения до 15.08.2024
Третье лицо – администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представило отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть исковое заявления без участия их представителя и просило срок исполнения решения установить до 15.08.2024.
Выслушав старшего помощника прокурора Ильину И.Н., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Чебоксарского района проанализировано исполнение требований антитеррористического законодательства в МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциально объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ юридические лица должны обеспечивать требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрены соответственные мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что вопреки требованиям закона МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные нарушения явились основанием для внесения 31.05.2023 прокуратурой района в адрес МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» представления об устранении нарушений федерального законодательства.
Однако, судом установлено, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела меры по устранению выявленного нарушения не приняты, что не оспаривается и самим ответчиком.
При таком положении, исковые требования заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией в МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, подлежат удовлетворению.
При этом, суд полагает разумным сроком для устранения нарушений федерального законодательства – до 15.08.2024.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ, суд
р е ш и л:
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сятра-Лапсарская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до 15.08.2024.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2024.
Судья С.А. Смирнова