Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-15/2023 от 21.03.2023

УИД: 18MS0057-01-2022-047-04-49

Дело № 12-15/2023

РЕШЕНИЕ

г. Камбарка                             19 апреля 2023 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Мавлиев С.Ф., при секретаре Биктовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России «Камбарское» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики Онеговой К.В. от 15 февраля 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики Онеговой К.В. от 15 февраля 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ФИО2, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На указанное постановление мирового судьи старший инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России «Камбарское» ФИО1 (далее – должностное лицо) обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 15 февраля 2023 года отменить, возвратив дело на новое рассмотрение.

Жалоба мотивирована следующим.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Под водителем понимается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Исходя из системного толкования ст. 12.8 КоАП РФ во взаимосвязи с вышеуказанным пунктом Правил, объём и мощность двигателя, а также конструктивная скорость транспортного средства не имеет правового значения для квалификации действий.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" на самоходные машины - тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объёмом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники).

В соответствии с п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием, самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора)», утверждённых Минсельхозпродом России 16 января 1995 года, государственной регистрации, учёту подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные машины с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см., не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а так же номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что так как паспорт самоходной машины на мотоблок «Нева-МБ2» не выдавался, государственной регистрации в органах государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники данная техника не подлежит.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской комиссии от 12.02.2019 года № 25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой товарной номенклатурой, внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» мотоблок (мотокультиватор), представляющий собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования, управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колёс, имеющее тягово-сцепное устройство, и (или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами считается как трактор одноосный.

На основании Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 года № 796 под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющим двигатель внутреннего сгорания объёмом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих, максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

В случае использования мотоблока в качестве устройства для перевозки людей, грузов по дорогам общего пользования, такое средство оформляется как самоходная машина и для его управления необходимо наличие в удостоверении тракториста открытой категории «В» - гусеничные и колёсные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт. Лица, управляющие самоходными машинами (мотоблоками) приравниваются к водителям.

В руководстве по эксплуатации мотоблока «<данные изъяты>» указано, что возможна установка орудий активного привода: щетка, снегоуборщик, косилка, насос. Мотоблок «<данные изъяты>» всех модификаций в комплекте с фрезами - культиваторами предназначен для обработки почвы фрезерованием и рыхлением на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования. Запрещается движение мотоблока непосредственно по дорогам общего пользования.    Таким образом, сам мотоблок «<данные изъяты>» не является транспортным средством и государственной регистрации не подлежит. Вместе с тем, самоходное транспортное средство с использованием двигателя внутреннего сгорания объёмом свыше 50 куб. сантиметров предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём, подлежит государственной регистрации, при этом на данное транспортное средство, согласно Правилам государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утверждённым постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1507, необходимо получить паспорт и сертификат, который подтверждает законность и безопасность технических характеристик для конкретной модели транспортного средства, которая не эксплуатировалась ранее на территории страны, пройти процедуру ОТТС (одобрение типа транспортного средства).

В судебное заседание должностное лицо – старший инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России «Камбарское» ФИО1, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил.

В судебном заседании лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении ФИО2 и его защитник адвокат ФИО6 возражали против удовлетворения жалобы по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Судья счёл возможным рассмотреть жалобу без участия заявителя старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России «Камбарское» ФИО1

Выслушав явившихся участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого постановления.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Как предусмотрено частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с ч. 3 статьи 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишённым права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно абзацу 1 пункта 2.7 ПДД водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Из материалов дела усматривается, что 10 октября 2022 года в 18 час 10 минут старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России «Камбарское» ФИО1 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ. Согласно указанному протоколу ДД.ММ.ГГГГ в 17 час 35 минут на перекрестке <адрес> водитель ФИО2 управлял четырёхколёсным транспортным средством с двигателем внутреннего сгорания «<данные изъяты>» в состоянии алкогольного опьянения, не имеющего специального права управления транспортным средством.

Прекращая производство по делу обжалуемым постановлением от 15 февраля 2023 года, мировой судья исходил из того, что к транспортным средствам, подлежащим регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 КоАП РФ, транспортным средством признано быть не может. Таким образом, самоходное четырёхколёсное транспортное средство «<данные изъяты>», управление которым 10 октября 2022 года в состоянии алкогольного опьянения вменяется ФИО2, не подлежит государственной регистрации, не требует специального права, следовательно, ФИО2 не является субъектом состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с указанными выводами мирового судьи у суда не имеется.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений пункта 2.3.2 ПДД и диспозиции части 1 статьи 12.8 КоАП РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, статьёй 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также - Федеральный закон от 10.12.1995 года N 196-ФЗ) водителем признаётся лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством).

Транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

В силу примечания к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

- подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,

- трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,

- транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).

При этом понятие транспортного средства, закреплённое в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем, в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).

Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 года N 1507 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники.

В соответствии с п. 1 указанных Правил, они определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объёмом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колёсном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

Согласно п. 2 Правил, государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учёта техники и допуска её к эксплуатации.

Из п. 6 упомянутых Правил следует, что для государственной регистрации техники представляется, в частности, паспорт техники или выписка из электронного паспорта техники со статусом "действующий" в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, государственной регистрации подлежит только та техника, на которую оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 года N 796.

Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утверждённой Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 года N 807 (действующей на момент 10 октября 2022 года – даты составления административного протокола), под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.

Следовательно, для признания технического средства транспортным средством либо самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, необходимо соблюдение указанного ряда условий.

Как следует из руководства по эксплуатации мотоблока «<данные изъяты>», данная сельскохозяйственная машина применяется для обработки почвы. Мощность двигателя составляет 6,5 л.с.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза классификация товаров осуществляется в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезённым) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54).

На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение о классификации мотоблоков (мотокультиваторов) в подсубпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.02.2019 года N 25).

В данном Решении поясняется, что мотоблок (мотокультиватор) представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования, управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колёс, имеющее тягово-сцепное устройство, и (или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности.

В соответствии с Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утверждённой решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 года N 80, в субпозиции 8701 10 000 0 указаны тракторы одноосные. Вместе с тем понятие "мотоблок" отсутствует.

Таким образом, включение мотоблока (мотокультиватора) в субпозицию 8701 10 000 0 вызвано его специфической конструкцией и необходимостью применения соответствующих мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

При этом изложенное не придаёт мотоблоку (мотокультиватору) характеристики транспортного средства в смысле главы 12 КоАП РФ, в том числе в случае его эксплуатации совместно с тележкой.

Кроме того, для применения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.02.2019 года N 25 необходимы конструктивные особенности и функциональные возможности рассматриваемого мотоблока, которые в рамках настоящего дела должностным лицом не устанавливались, в материалах дела эти данные отсутствуют.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, поскольку представленными доказательствами достоверно не подтверждено отнесение средства передвижения, которым управлял ФИО2, к транспортным средствам применительно к требованиям приведённых выше правовых норм, подлежащим государственной регистрации, или на управление которым предоставляется специальное право. Сведения, подтверждающие данный факт, в материалах дела отсутствуют.

С учётом данного обстоятельства, выводы мирового судьи о том, что ФИО2, управляя мотоблоком, не являлся водителем транспортного средства и соответственно субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, являются обоснованными.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В связи с изложенным, обжалуемым постановлением мирового судьи обоснованно прекращено производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в частности, об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Обжалуемое постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики Онеговой К.В. от 15 февраля 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, оставить без изменения, жалобу должностного лица – старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России «Камбарское» ФИО1, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

В соответствии со ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение может быть обжаловано в Шестой Кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.Ф. Мавлиев

12-15/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Корепанов Геннадий Дмитриевич
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Камбарскому району
Аденов Александр Юрьевич
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Статьи

ст.12.8 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
22.03.2023Материалы переданы в производство судье
19.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее