судья Потапова О.В. дело № 07р-1019/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 20 июля 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Спецпроект» - Балаш Анны Евгеньевны на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 11/04-22-Э от 25 января 2022 г. ПАС и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 26 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецпроект» (далее по тексту – ООО «Спецпроект»),
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 11/04-22-Э от 25 января 2022 г. ПАС ООО «Спецпроект», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 26 мая 2022 г. постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 11/04-22-Э от 25 января 2022 г. ПАС оставлено без изменения, жалоба ООО «Спецпроект» без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными актами, защитник ООО «Спецпроект» - Балаш А.Е. обратилась в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 26 мая 2022 г. отменить, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 11/04-22-Э от 25 января 2022 г. ПАС изменить, снизить административный штраф.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Спецпроект» - Балаш А.Е., поддержавшую доводы жалобы, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ПАС, помощника прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
На основании ч. 1,2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Частью 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе (ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 3 названного закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Требования государственной экологической экспертизы установлены Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
На основании ст. 27 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно Федерального закона Российской Федерации от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Пунктом 7.2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе: проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Как усматривается из материалов дела, проектная документация для ООО «Спецпроект» разработана в 2016 году и представлена на государственную экологическую экспертизу. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2016 № 360 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
Основным видом деятельности ООО «Спецпроект» является размещение отходов производства и потребления III-V классов опасности и твердых коммунальных отходов.
Полигон ТБО ООО «Спецпроект» является объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 категории, код объекта № <...> и приказом Росприроднадзора от 09.10.2018 №6 внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за № <...>.
В соответствии с инвентаризацией, проведенной в ноябре 2017 года, общая (проектная) вместимость полигона составляет 9441478,0 м3 в уплотненном состоянии или 59640000 м3 в неуплотненном состоянии, 11929000,0 тонн. Проектная мощность до 600000 тонн/год. По состоянию на 01.01.2020 года размещено 162454,17 тонн. Фактически прием отходов к размещению полигон ООО «Спецпроект» начал в 2019 году.
ООО «Спецпроект» имело лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности серия № <...> выданную 12.03.2018 года Управлением Роспироднадзора по Волгоградской области. В 2020 году в связи с изменением юридического адреса лицензия была переоформлена Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям: реквизиты действующей лицензии серия № <...> от 20.01.2020 г.
16.10.2017 года полигону ТБО ООО «Спецпроект» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства № <...>
В ходе выездной проверки объекта размещения отходов ООО «Спецпроект» выявлены отклонения от проектной документации, а именно при обследовании полигона 06.10.2021 года установлено, что сборные перфорированные асбоцементные или полимерные трубы для свободного выхода биогаза на территории полигона ООО «Спецпроект» не установлены, также выявлены нарушения производственного экологического контроля при аварийных ситуациях.
В межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям 25 августа 2021 года на дежурный телефон поступили обращения граждан о возгорании на территории межмуниципального полигона ТБО ООО «Спецпроект».
В результате выездного обследования, факт возгорания в период с 17 ч. 00 мин. по 18 ч. 30 мин., примерно в 4 км. к югу от промплощадки <адрес> в административных границах Большечапурниковского сельского поселения, в 10-15 метрах от восточной части ограждения полигона ТБО ООО «Спецпроект» подтвердился, обнаружены клубы черного дыма, проявляющиеся с интервалом примерно в 10-15 минут.
По результатам проведения лабораторных исследований и измерений специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ.
Точка №1 (наветренная сторона) в координатах № <...> по пыли (взвешенные частицы) в 2,2 раза; точка №2 (подветренная сторона) в координатах № <...> по пыли (взвешенные частицы) в 14,7 раза, углерода оксиду в 1,2 раза, диоксиду серы в 2,6 раза, саже в 3,5 раз.
Однако, в нарушение требований документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, ООО «Спецпроект» не проведен химический анализ вредных веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны, протоколы отбора проб атмосферного воздуха в ходе проверки, проведенной 06.10.2021 года, представлены не были.
В ходе осмотра 27 августа 2021 года установлен факт беспорядочного рассеивания легких фракций отходов по всей территории полигона, а также за пределы ограждений, установленных по периметру полигона, переносные ограждения отсутствуют.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 03 декабря 2021 г., решением о проведении проверки от 26 августа 2021 г. №152, актом осмотра от 27 августа 2021 г., объяснением КЕА от 27 августа 2021 г., справкой о результатах проверки исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Спецпроект» от 18 октября 2021 г., и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО «Спецпроект» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «Спецпроект» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
Вопреки доводам защитника ООО «Спецпроект» - Балаш А.Е., оснований для изменения судебных актов, вынесенных в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении путем замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
При определении вида и размера административного наказания, назначаемого по результатам рассмотрения каждого конкретного дела об административном правонарушении, суд, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действует самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом характера совершенного лицом противоправного деяния, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Административное наказание назначено Обществу в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 и с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Иные доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки районного суда и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, оснований не согласиться с которым не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и районным судом обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу судебным актом не является.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.
Постановление о привлечении ООО «Спецпроект» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы защитника ООО «Спецпроект» - Балаш А.Е. и отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № 11/04-22-Э от 25 января 2022 г. ПАС и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 26 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецпроект» оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Спецпроект» - Балаш Анны Евгеньевны - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Волгоградского областного суда подпись Д.Ю. Сукачев
КОПИЯ ВЕРНА |
подпись судьи ______ Сукачев Д.Ю. помощник судьи |
(должность сотрудника аппарата суда) |
Милохина Е.Р. |
(Ф.И.О., подпись) «20» июля 2022 г. |