Судья Сат А.Е. Дело № 5-4082/2020 (12-13/2021)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 3 февраля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Ховалыг Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу оперуполномоченного ОЭБ и ПК УМВД России по г. Кызылу Оюна Г.Г. на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хомушку А.Б.
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 декабря 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Хомушку А.Б. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, оперуполномоченный ОЭБ и ПК УМВД России по г. Кызылу Оюн Г.Г. подал жалобу, в которой просит постановление судьи отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью.
В судебное заседание, состоявшееся 3 февраля 2021 года в 14 ч. 30 мин., оперуполномоченный ОЭБ и ПК УМВД России по г. Кызылу Оюн Г.Г. и Хомушку А.Б. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведённых выше положений законодательства Российской Федерации Распоряжением Правительства Республики Тыва от 16.03.2020 года № 88-р введён режим повышенной готовности на территории Республики Тыва в качестве меры по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Указом Главы Республики Тыва от 06.04.2020 года № 76а «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Республики Тыва» утверждены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Согласно пункту 1 указанных Правил поведения, до особого распоряжения граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу легковым такси. Органы государственной власти Республики Тыва, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки, установления специального режима допуска нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведённых норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ оперуполномоченным ОЭБ и ПК УМВД России по г. Кызылу Оюном Г.Г. 7 ноября 2020 года, 7 ноября 2020 года в 16 час. 24 мин. Хомушку А.Б., являясь ** допустил нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившееся в отсутствии какого-либо обеспечения контроля по соблюдению гражданами социального дистанцирования в ** остановленном для проверки рядом с домом по адресу: **; в момент проверки в данном ** находились свыше 20 человек, социальная дистанция между которыми составляла менее 1,5 метров; тем самым он нарушил п. 1 (Приложение № 1) Указа Главы Республики Тыва от 06.04.2020 года № 76а «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Республики Тыва».
Прекращая производство по делу в отношении Хомушку А.Б., судья Кызылского городского суда Республики Тыва пришел к выводу о том, что в данном случае не доказана вина последнего в совершении указанного правонарушения, поэтому производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
С таким выводом судьи следует согласиться.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из содержания и смысла ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из требований ст. 26.11 КоАП РФ, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как видно из материалов дела, судьей Кызылского городского суда Республики Тыва, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении в отношении Хомушку А.Б., в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства произошедшего события, все имеющиеся по делу доказательства приняты во внимание и оценены надлежащим образом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены верно, оснований для переоценки установленных обстоятельств и выводов судьи нижестоящей инстанции не имеется.
Доводы жалобы должностного лица о незаконности постановления судьи в связи с тем, что в действиях Хомушку А.Б. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и его вина подтверждается материалами дела, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы жалобы противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются совокупностью представленных материалов.
Материалами дела подтверждается факт нарушения социального дистанцирования в ** остановленном для проверки рядом с домом по адресу: **, в момент проверки в данном ** находились свыше 20 человек, социальная дистанция между которыми составляла менее 1,5 метра в нарушение требований п. 1 (Приложение № 1) Правил поведения при введении режима повышенной готовности, утвержденных Указом Главы Республики Тыва от 06.04.2020 года № 76а «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Республики Тыва».
Однако представленными материалами дела не подтверждается виновность Хомушку А.Б. в произошедшем событии правонарушения, поскольку не представлено доказательств того, что на Хомушку А.Б. возложены обязанности контролировать соблюдение гражданами социального дистанцирования в транспортном средстве.
Таким образом, судья Кызылского городского суда Республики Тыва пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Хомушку А.Б. состава указанного административного правонарушения, так как при рассмотрении дела об административном правонарушении не нашел своего подтверждения факт совершения Хомушку А.Б. противоправных действий (бездействия), которые образовали бы объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении о признании лица виновным в совершении административного правонарушения не может быть основано на предположениях и противоречивых доказательствах, а должно основываться на конкретных, реальных, достоверных и допустимых фактических данных, добытых с соблюдением требований закона и надлежащим образом процессуально закрепленных и оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть, как следует из содержания и смысла изложенной нормы, бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на должностного лица, осуществляющего производство по делу.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей Кызылского городского суда Республики Тыва не допущено.
Доводы жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта и не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, так как они не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного постановления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва
РЕШИЛ:
постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Хомушку А.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья Ш.А. Ховалыг