№2-294/2023
24RS0004-01 -2022-001428-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка 18 декабря 2023 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тоночакова И.В.,
при секретаре Кеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского района Красноярского края, муниципальному отделу образования администрации Березовского района Красноярского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вознесенская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился с указанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского района Красноярского края, муниципальному отделу образования администрации Березовского района, МБОУ «Вознесенская СОШ» мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка за соблюдением прав детей на доступность образования, в ходе которой выявлены нарушения в организации образовательного процесса на территории Вознесенского сельсовета Березовского района. Проверкой установлено, что МБОУ «Вознесенская СОШ» расположена по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Вознесенка, ул. Солнечная, 4А, в учреждении открыто структурное подразделение - Отделение дошкольного образования. Уставом учреждения предусмотрено, что оно несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. МБОУ «Вознесенская СОШ» имеет лицензию № 8763 от 22.04.2016 на право бессрочного ведения образовательной деятельности по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Вознесенка, ул. Солнечная, 4А. В 2021 году в МБОУ «Вознесенская СОШ» ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «СПЕКТР» проведено визуально-инструментальное обследование здания, согласно которому выявлены дефекты и повреждения конструкций зданий, величина физического износа здания составила 47%, что соответствует неудовлетворительному техническому состоянию, при котором эксплуатация конструктивных элементов здания возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. На основании данного визуально-инструментального обследования МОО администрации Березовского района издан приказ «О прекращении эксплуатации здания МБОУ «Вознесенская СОШ» от 01.06.2021 №87 п.4. В августе-сентябре 2021 года ООО «Сибирская индустриальная группа» проведены инженерно-геологических и инженерно-геодезических изыскания указанного здания, в ходе которых определено, что техническое состояние ленточных блочных фундаментов, кирпичных стен, перекрытий из сборного железобетонного настила, балок, покрытий, кровли, полов, стены закладки витража оценивается категорией «недопустимое», возникла опасность внезапного разрушения, потери устойчивости. Согласно данных изысканий, величина физического износа здания составила 62,5%, что соответствует «ветхому» техническому состоянию, при котором состояние несущих конструктивных элементов - аварийное, а ненесущих - ветхое. Здание претерпело необратимые значительные деформации, а использование существующего типа фундамента с имеющимися геологическими особенностями недопустимо и экономически не выгодно, так как примерная стоимость капитального ремонта составляет 93-120% от восстановительной стоимости конструктивных элементов данного здания. В соответствии с приказом МО администрации Березовского района от 29.07.2021 №109 п.1 «Об организации образовательного процесса для обучающихся и воспитанников МБОУ «Вознесенская СОШ» на 2021-2022 учебный год», обучающиеся переведены в МБОУ «Березовская СОШ № 3», воспитанники - в МБДОУ «Бархатовский детский сад» и МБ ДОУ «Березовский детский сад №9» по заявлению родителей (законных представителей). Администрацией района организован подвоз школьников до МБОУ «Березовская СОШ №3» и обратно. Доставку до детских садов осуществляют родители (законные представители). 15.11.2021 администрацией района в адрес АО «Красноярский ПромстройНИИпроект» направлено письмо о проведении детального (инструментального) обследования строительных конструкций здания МБОУ «Вознесенская СОШ», по результатам которого специалистами АО «Красноярский ПромстройНИИпроект» проведена подготовительная работа, в рамках которой выполнены предварительный выезд на объект, изучены результаты ранее проводившихся обследований здания школы, а также результаты инженерно-геологических изысканий, изложенных в технических отчетах. По результатам подготовительной работы установлено, что для устранения имеющихся в здании дефектов и повреждений, необходимо выполнение усиления (восстановления) несущих строительных конструкций, в том числе фундаментов. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ выполнить указанные работы в рамках проведения капитального ремонта не представляется возможным, в связи с чем целесообразности повторного проведения детального (инструментального) обследования строительных конструкций здания школы до принятия решений о необходимости реконструкции имеющегося объекта или строительства нового объекта не имеется. В связи с указанным, 10.01.2022 и 18.05.2022 в адрес Министерства образования края администрацией района направлены письма о рассмотрении вопроса о строительстве нового здания МБОУ «Вознесенская СОШ» с учетом поступившей информации АО «Красноярский ПромстройНИИпроект». Ранее прокуратурой района в рамках проверки соблюдения нрав детей на получение образования и исполнение законов при строительстве объектов образования проводилась проверка, в связи с выявленными нарушениями в части непринятия администрацией района должных мер для создания новых мест в школах, создания надлежащих условий для осуществления образовательного процесса, прокуратурой района 23.07.2021 главе Березовского района было внесено представление, которое удовлетворено. Вместе с тем, из бюджета муниципального образования Березовский район денежные средства на проведение ремонта либо строительства здания школы не выделялись, на плановый период 2022 года не предусмотрены. На территории Вознесенского сельсовета Березовского района расположено единственное образовательное учреждение МБОУ «Вознесенская СОШ». Несовершеннолетние вынуждены обучаться в МБОУ «Березовская СОШ № 3», которая расположена в п. Березовка на расстоянии 14 км. от дома. Кроме того, при переводе детей из МБОУ «Вознесенская СОШ» в МБОУ «Березовская СОШ №3», в 2021-2022 учебный год 56 учеников из с. Вознесенка обучалось во вторую смену. В 2022-2023 учебный год дети также будут обучаться в две смены, обучение во вторую смену будет организовано для 33 учащихся из с. Вознесенка. Какие-либо детские спортивно-досуговые образовательные центры и учреждения на территории Вознесенского сельсовета отсутствуют, обучаясь в МБОУ «Вознесенская СОШ» дети получали дополнительное образование. Дети дошкольного возраста распределены в образовательные учреждения соседних поселков. Подвоз детей дошкольного возраста до ДОУ не осуществляется. Родители вынуждены возить своих детей в п. Березовка и с. Бархатово. Не у всех есть личный автотранспорт, многие добираются до детских садов на общественном транспорте, что создает многие неудобства. Таким образом, нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, проживающих на территории <адрес>, на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации. С учетом уточнения, прокурор <адрес> Красноярского края просит обязать администрацию <адрес>, МОО администрации <адрес>, МБОУ «Вознесенская СОШ», Министерство образования Красноярского края, Министерство строительства Красноярского края обеспечить наличие здания общеобразовательного учреждения, отвечающее действующим строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, для предоставления жителям <адрес>, д. <адрес> Красноярского края общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в срок до <дата>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Березовского района Красноярского края Микерина Л.И. исковые требования поддержала в полном объеме.
И.о. обязанности директора МБОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа» Харламова И.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что МБОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа» непосредственно обеспечивает учебный процесс, не имеет самостоятельных денежных средств.
Представители администрации Березовского района Красноярского края, муниципального отдела образования администрации Березовского района Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся в суд лиц, проверив доводы сторон, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (ч. 1), гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2), основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4).
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления», другими нормативными актами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <дата> №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В силу требований ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона №124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что МБОУ «Вознесенская СОШ» расположена по адресу: Красноярский край, <адрес>А.
Согласно Уставу МБОУ «Вознесенская СОШ» учредителем Учреждения является Муниципальное образование Березовский район Красноярского края в лице администрации Березовского района. Учреждение находится в ведомственном подчинении структурного подразделения администрации Березовского района, осуществляющего функции и полномочия Учредителя в лице Муниципального образования администрации Березовского района.
В учреждении открыто (на основании постановления администрации Березовского района от 10.04.2014 №516 «Об открытии структурного подразделения отделения дошкольного образования МБОУ «Вознесенская СОШ) структурное подразделение - Отделение дошкольного образования. Отделение дошкольного образования не является самостоятельным юридическим лицом, оно пользуется правами и несет ответственность в соответствии с Положением о структурном подразделении учреждения.
Уставом предусмотрено, что учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
МБОУ «Вознесенская СОШ» имеет лицензию № от <дата> на право бессрочного ведения образовательной деятельности по адресу: Красноярский край, <адрес> А.
29.04.2016 Министерством образования Красноярского края выдано свидетельство о государственной аккредитации № 4616 от 29.04.2016 по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, срок действия свидетельства до 20.05.2026.
Установлено, что здание школы введено в эксплуатацию в 1979 году, в 2013 году проведен капитальный ремонт первого этажа здания школы, открыто структурное подразделение «Отделение дошкольного образования» на 44 места.
В 2021 году в МБОУ «Вознесенская СОШ» ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «СПЕКТР» проведено визуально инструментальное обследование здания, согласно которому выявлены дефекты и повреждения конструкций зданий, величина физического износа здания составляет 47%, что соответствует неудовлетворительному техническому состоянию, при котором эксплуатация конструктивных элементов здания возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Для приведения конструкций здания в работоспособное состояние, требуется проведение следующих работ по ремонту: фундаментов (в том числе усиление), отмостки; наружных стен (в том числе утепление фасадов здания); замену стены закладки витража; перегородок; перекрытий; лестниц; полное переустройство крыши и кровли; деревянных полов; окон и дверей; отделочных покрытий; прочих конструкций (крылец, стены закладки витража); инженерных систем (отопления, водоснабжения, водоотведения и канализации, электроснабжения, вентиляции).
На основании данного визуально-инструментального обследования МОО администрации Березовского района 01.06.2021 издан приказ «О прекращении эксплуатации здания МБОУ «Вознесенская СОШ» от 01.06.2021 № 87 п. 4.
В августе - сентябре 2021 года ООО «Сибирская индустриальная группа» проведены инженерно-геологических и инженерно-геодезических изыскания, в ходе которых определено, что техническое состояние ленточных блочных фундаментов, кирпичных стен, перекрытий из сборного железобетонного настила, балок, покрытий, кровли, полов, стены закладки витража оценивается категорией «недопустимое», возникла опасность внезапного разрушения, потери устойчивости. Основной причиной возникновения дефектов указанных конструкций является недопустимая просадка грунта под подошвой фундамента, которая находится в зоне промерзания грунта, а так же замачивание грунтов основания из-за отсутствия гидроизоляции фундамента и повреждения отмоски.
Согласно данных изысканий, величина физического износа здания составила 62,5%, что соответствует «ветхому» техническому состоянию, при котором состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих ветхое.
Здание претерпело необратимые значительные деформации, а использование существующего типа фундамента с имеющимися геологическими особенностями недопустимо и экономически не выгодно, так как примерная стоимость капитального ремонта составляет 93%-120% от восстановительной стоимости конструктивных элементов данного здания.
В соответствии с приказом МОО администрации Березовского района от 29.07.2021 № 109 п. 1 «Об организации образовательного процесса для обучающихся и воспитанников МБОУ «Вознесенская СОШ» на 2021-2022 учебный год», обучающиеся переведены в МБОУ «Березовская СОШ № 3», воспитанники - в МБДОУ «Бархатовский детский сад» и МБ ДОУ «Березовский детский сад №9» по заявлению родителей (законных представителей).
Администрацией района организован подвоз школьников до МБОУ «Березовская СОШ №3» и обратно. Доставку дошкольников до детских садов осуществляют родители (законные представители).
15.11.2021 администрацией района в адрес АО «Красноярский ПромстройНИИпроект» направлено письмо о проведении детального (инструментального) обследования строительных конструкций здания МБОУ «Вознесенская СОШ», по результатам которого специалистами АО «Красноярский ПромстройНИИпроект» проведена подготовительная работа, в рамках которой выполнены предварительный выезд на объект, изучены результаты ранее проводившихся обследований здания школы, а также результаты инженерно-геологических изысканий, изложенных в технических отчетах. По результатам подготовительной работы установлено, что для устранения имеющихся в здании дефектов и повреждений, необходимо выполнение усиления восстановления) несущих строительных конструкций, в том числе фундаментов. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ выполнить указанные работы в рамках проведения капитального ремонта не представляется возможным. В связи с чем, целесообразности повторного проведения детального (инструментального) обследования строительных конструкций здания школы до принятия решения о необходимости реконструкции имеющегося объекта или строительства нового объекта, не имеется.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчиком МОО администрации Березовского района Красноярского края указано, что в проекте бюджета Красноярского края запланированы денежные средства на 2023 год в размере 12 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации по строительству школы на 165 учащихся с дошкольными группами на 45 мест в с. Вознесенка Березовского района, в подтверждение чего подставлен Перечень строек и объектов на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, являющийся приложением №68 к закону Красноярского края от 09.12.2022 №4-1351.
Кроме того ответчиком указано, что заказчиком работ по разработке ПСД является КГКУ «Управление капитального строительства». В целях реализации поименованных мероприятий, решением Березовского районного Совета депутатов от 28.02.2023 №25-201Р «О согласовании сноса имущества Березовского муниципального района Красноярского края» был согласован снос имущественного комплекса МБОУ «Вознесенская СОШ». Постановлением администрации от 28.02.2023 №272 принято решение снести недвижимое имущество, находящееся на земельном участке МБОУ «Вознесенская СОШ».
Представитель ответчика МБОУ «Вознесенская СОШ» и.о. директора ФИО3 в судебном заседании поясняла, что не имеет возможности предоставить детям здание новой школы. Здание школы признано аварийным, детям предоставляет образовательную деятельность СОШ №3 в п. Березовка, их доставляют на автобусах.
Согласно ответа МБОУ БСОШ №3 в 2021-2022 учебном году обучалось 144 обучающихся из <адрес> с 1 по 9 классы, из них во вторую смену обучалось 56 учеников. В 2022-2023 учебном году панируется обучение 145 детей из <адрес>, обучение во 2 смену будет организовано для 33 учащихся.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, заключения ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «СПЕКТР», АО «Красноярский ПромстройНИИпроект», принятое решение о сносе здания школы, а также пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд полагает, что в здании МБОУ «Вознесенская СОШ» не соблюдаются требования строительных норм и правил, здание является аварийным нахождение в нем опасно для жизни и здоровью обучающихся и сотрудников школы.
Иного здания, находящегося в муниципальной собственности, для организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории с. Вознесенка Березовского района Красноярского края, не имеется.
Таким образом, с учетом территориальной удаленности других образовательных учреждений, способных принять количество детей, обучающихся в МБОУ «Вознесенская СОШ», а также необходимости самостоятельной доставки детей дошкольного возраста родителями (законными представителями) на личном транспорте к месту обучения, имеет место явно нарушение требований законодательства в сфере доступности образования.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанного со зданиями и сооружениями процесса эксплуатации, обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации.
При этом безопасность зданий и сооружений, а также связанного со зданиями и с сооружениями процесса эксплуатации, обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Соответственно, несоблюдение указанных требований Федерального закона №384- ФЗ, стандартов и сводов правил (СНиП) при эксплуатации объекта не позволяет сделать вывод о безопасности такой эксплуатации, а также свидетельствует о нарушении прав учащихся (воспитанников) на участие в образовательной деятельности в условиях, гарантирующих охрану и укрепление их здоровья.
Учитывая характер деятельности МБОУ «Вознесенская СОШ», связанный с осуществлением функций по воспитанию и обучению детей и необходимостью массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних, в целях исключения неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью людей в результате возможного разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, эксплуатация здания, расположенного по адресу Красноярский край, Березовский район, с. Вознесенка, ул. Солнечная, 4 А, недопустима.
Определяя надлежащего ответчика, ввиду возражений последних, суд полагает, что обязанность по обеспечению наличия здания общеобразовательного учреждения, отвечающего действующим строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим требованиям необходимо возложить на администрацию Березовского района Красноярского края, муниципальный отдел образования администрации Березовского района Красноярского края и Министерство строительства Красноярского края в силу следующего.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Вопросы местного значения определены в статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении).
Под местным самоуправлением, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закон о местном самоуправлении понимается самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В частности, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 11 части 1).
В силу ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как было установлено ранее, согласно Уставу МБОУ «Вознесенская СОШ» учредителем учреждения является Муниципальное образование Березовский район Красноярского края в лице администрации Березовского района. Учреждение находится в ведомственном подчинении структурного подразделения администрации Березовского района, осуществляющего функции и полномочия учредителя в лице Муниципального образования администрации Березовского района.
В связи с полученным заключением АО «Красноярский ПромстройНИИпроект» о необходимости для устранения имеющихся в здании дефектов и повреждений, необходимо выполнение усиления (восстановления) несущих строительных конструкций, в том числе фундаментов, что не представляется возможным в рамках проведения капитального ремонта, 10.01.2022 и 18.05.2022 в адрес Министерства образования края администрацией района направлены письма о рассмотрении вопроса о строительстве нового здания МБОУ «Вознесенская СОШ».
Ранее прокуратурой района в рамках проверки соблюдения прав детей на получение образования и исполнение законов при строительстве объектов образования проводилась проверка, в связи с выявленными нарушениями в части непринятия администрацией района должных мер для создания новых мест в школах, создания надлежащих условий для осуществления образовательного процесса, прокуратурой района 23.07.2021 главе Березовского района было внесено представление, которое удовлетворено.
Вместе с тем, из бюджета муниципального образования Березовский район денежные средства на проведение ремонта либо строительства здания школы не выделялись, на плановый период 2022 года не предусмотрены.
27.09.2021 и 12.10.2021 администрацией района в Министерство образования Красноярского края направлены письма о рассмотрении вопроса о строительстве нового здания школы в с. Вознесенка и включении в Перечень аварийных школ МБОУ «Вознесенская СОШ».
Согласно информации министерства образования Красноярского края от 15.10.2021 вопрос строительства новой школы в с. Вознесенка может быть рассмотрен не ранее чем в 2022 году при формировании проекта краевого бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.
На основании приведенных выше норм права администрация Березовского района Красноярского края в любом случае обязана организовывать деятельность, связанную с предоставлением общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Березовского района, в том числе, путем обеспечения функционирования созданных на территории района образовательных учреждений. При этом выбор способов организации такой деятельности и обеспечения функционирования созданных на территории Березовского района образовательных учреждений относится исключительно к компетенции администрации Березовского района Красноярского края.
Настоящим решением суд не устанавливает конкретный способ организации деятельности, связанной с предоставлением общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Березовского района, а разрешает спор, возникший в результате нахождения имеющегося здания школы в непригодном для использования состоянии.
Как было указано выше, в соответствии с п. 1.6 Устава МБОУ «Вознесенская СОШ» учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Березовский район Красноярского края в лице администрации Березовского района. Учреждение находится в ведомственном подчинении структурного подразделения администрации Березовского района, осуществляющего функции и полномочия Учредителя в лице Муниципального отдела образования администрации Березовского района.
Согласно Положению о Муниципальном отделе образования администрации Березовского района, являющегося приложением к Постановлению администрации Березовского района Красноярского края от 03.04.2019 №490, отдел является органом администрации района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Березовского района Красноярского края по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Березовского района Красноярского края, в сфере образования. В своей деятельности Отдел подчиняется Главе района. Задачами Отдела является обеспечение решение вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обеспечивает организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Является главным распорядителем средств бюджета Березовского района Красноярского края для получения бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений (п. 20 разд. 3).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится, в частности, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (подпункт 2 пункта 1).
Статьей 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
26.12.2017 Правительством Российской Федерации издано постановление №1642, которым утверждена государственная программа «Развитие образования».
Согласно пункту 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении предусматриваются обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе, по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства, приобретения (выкупа), реконструкции и (или) капитального ремонта не менее одного здания (пристроя к зданию) в соответствии с прогнозируемой потребностью, предусмотренной региональной программой, санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в Правилах (подпункт "б").
Таким образом, обязанность создания новых мест в общеобразовательных организациях, путем строительства зданий, возлагается на субъект Российской Федерации, а именно, на администрацию Березовского района Красноярского края.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №508-п (ред. от 13.12.2023) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования» утвержден Перечень мероприятий подпрограммы 2 «развитие дошкольного, общего и дополнительного образования», в том числе п. 2.1.8 - создание дополнительных мест в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, п. 2.2.2 - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включенные в перечень строек и объектов.
Мероприятия 2.1.8, 2.2.2 подпрограммы 2 направлены на строительство новых и реконструкцию существующих объектов образования, включенных в перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета.
Перечень строек и объектов утверждается законом Красноярского края о краевом бюджете на текущий год и плановый период в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 11.04.2014 №129-п «Об утверждении Порядка формирования и реализации перечня строек и объектов, в котором отражаются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, а также бюджетные ассигнования на осуществление краевыми бюджетными и автономными учреждениями и краевыми унитарными предприятиями за счет средств субсидии из краевого бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края, за исключением бюджетных ассигнований в объекты, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов».
Главным распорядителем средств краевого бюджета на реализацию мероприятий 2.1.8, 2.2.2 подпрограммы 2 является министерство строительства Красноярского края, государственным заказчиком - краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (далее - КГКУ «УКС»).
Средства расходуются в соответствии с бюджетной сметой КГКУ «УКС», утвержденной министерством строительства Красноярского края.
Реализация мероприятий 2.1.8, 2.2.2 подпрограммы 2 осуществляется посредством заключения государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Краевое имущество, созданное в процессе реализации мероприятий 2.1.8, 2.2.2 подпрограммы 2, передается из краевой собственности в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Закона Красноярского края от 05.06.2008 №5-1732 «О порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности края, и безвозмездного приема имущества, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность края».
В материалы дела представлен Перечень объектов государственной и муниципальной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению, являющийся Приложением №2 к государственной программе Красноярского края «Развитие образования» в соответствии с которым предусмотрено строительство школы на 165 учащихся с дошкольными группами на 45 мест в с. Вознесенка Березовского района, период строительства 2023-2026 годы. Исполнителем мероприятия является Министерство строительства Красноярского края.
Таким образом, заявленные исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края является законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в отношении следующих ответчиков - администрация Березовского района Красноярского края, муниципального отдела образования администрации Березовского района Красноярского края и Министерства строительства Красноярского края, так как в полномочия МБОУ «Вознесенская СОШ», Министерства образования Красноярского края не входит строительство здания школы.
Предъявление данного иска прокурором соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Как следует из ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая характер спора, особенности бюджетного финансирования, мнение представителей администрации Березовского района Красноярского края, МБОУ «Вознесенская СОШ», суд полагает необходимым определить срок исполнения решения суда - до 01.09.2026.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Березовского района, МОО администрации Березовского района, Министерство строительства Красноярского края обеспечить наличие здания общеобразовательного учреждения, отвечающее действующим строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим требованиям, для предоставления жителям с. Вознесенка, д. Лопатине Березовского района Красноярского края общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в срок до 01.09.2026 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вознесенская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Тоночаков
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.