№ 2-150/2022
УИД 18RS0016-01-2022-000108-28
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 года пос. Кез Удмуртской Республики
Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Одинцовой О.П.,
при секретаре судебного заседания Марковой Н.А.,
с участием прокурора – помощника прокурора Кезского района УР Гатауллина Р.И., представителя ответчика – Администрации МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» Пономарева Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кезского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по установке искусственных неровностей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кезского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по установке искусственных неровностей. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проверено исполнение федерального законодательства при реализации национального проекта «Образование» в рамках строительства средней общеобразовательной школы в <адрес>. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Кезский район» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - школы, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ здание школы открыто для посещения детей. При этом установлено, что в нарушение требований п. 6.2 Национального стандарта Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (ГОСТ Р52605-2006), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, с момента ввода в эксплуатацию объекта до настоящего времени за 10-15 м до нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного возле участка - дороги по <адрес> <адрес> вблизи школы и обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход», с обеих сторон не установлены искусственные неровности для принудительного снижения скорости движения транспортных средств. По факту выявленного нарушения закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Кезский район» внесено представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено, меры по устранению вышеуказанных нарушений не приняты.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся - предоставляются академические права на охрану их жизни и здоровья.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 « 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, „организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (ГОСТ Р 52605-2006).
Указанный национальный стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Обустройство мест принудительного снижения скорости движения транспортных средств путем применения искусственных неровностей является необходимой мерой предупреждения причин возникновения ДТП, снижения тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 Закона Удмуртской Республики «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Кезского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Кезский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 7 Устава МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики», к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по установке искусственных неровностей
до нерегулируемого пешеходного перехода вблизи
МБОУ «<данные изъяты>» возложена на МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики», как правопреемника МО «Кезский район».
Вместе с тем, данная обязанность МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» до настоящего времени не исполнена.
Доводы МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики», изложенные в ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что искусственные неровности до нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного возле участка дороги по <адрес> Удмуртской Республики вблизи МБОУ «<данные изъяты>», не установлены, поскольку указанные искусственные неровности не были предусмотрены контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ по строительству объекта: «Средняя общеобразовательная школа в <адрес> Республики», являются несостоятельными.
Данная обязанность возложена на МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» законодательством РФ.
Указанное нарушение не отвечают установленным действующим законодательством РФ требованиям о безопасности дорожного движения, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, а также несовершеннолетних пешеходов, учащихся в МБОУ «<данные изъяты> 2».
Прокурор просит обязать Администрацию МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» установить за 10-15 м до нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного возле участка дороги по <адрес> Удмуртской Республики вблизи МБОУ «<данные изъяты>» и обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход», с обеих сторон искусственные неровности для принудительного снижения скорости движения транспортных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Кезского района Гатауллина Р.И. исковые требования поддержала по изложенным в нём доводам.
Представитель ответчика - Администрации МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» Пономарева Е.С. в судебном заседании с иском согласилась.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из абзацев 3, 5 статьи 2 указанного закона следует, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.Из статьи 4 указанного закона следует, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.В силу ст. 3 ФЗ РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги-комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Кроме того, согласно ст. 15 данного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ст. 9 Федерального закона N 443-ФЗ от 29.12.2017 "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 295-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие требования. Правила применения". Согласно п. 6.2 ГОСТа Р 52605-2006 искусственные неровности (ИН) устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями на дорогах местного значения; от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.Согласно пункту 1 Закона Удмуртской Республики «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Кезского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» от 02.03.2021 муниципальное образование «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования «Кезский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 7 Устава МО «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики», к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Кезского района УР проверки исполнения федерального законодательства при реализации национального проекта «Образование», в рамках строительства средней общеобразовательной школы в п. Кез установлено, что в нарушение требований п. 6.2 Национального стандарта Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (ГОСТ Р52605-2006), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, с момента ввода в эксплуатацию объекта до настоящего времени за 10-15 м до нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного возле участка - дороги по <адрес> <адрес> вблизи школы и обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход», с обеих сторон не установлены искусственные неровности для принудительного снижения скорости движения транспортных средств, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, а также несовершеннолетних пешеходов, учащихся в данном образовательном учреждении. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Кезского района УР в адрес Главы МО «Кезский район» направлено представление № об устранении нарушений закона. Из акта выявленных недостатков соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения по <адрес> Удмуртской Республики, составленного ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Кезского района УР Гатауллина Р.И., с участием инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Кезский» <данные изъяты>. следует, что по <адрес> Удмуртской Республики, участок улицы у МБОУ «<данные изъяты>» (Кезский инженерно-технический лицей), расположенного по адресу: <адрес> – до наземного нерегулируемого пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход» на покрытии проезжей части улицы отсутствует специально устроенное возвышение для принудительного снижения скорости движения, расположенного перпендикулярно к оси дороги (искусственная неровность) До настоящего времени данная обязанность ответчиком не исполнена, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. Таким образом, судом достоверно установлен факт отсутствия искусственной неровности вблизи МБОУ «<данные изъяты>». Указанное обстоятельство не позволяет участникам дорожного движения полноценно выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе и детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере образования, поскольку в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. На основании изложенного требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Муниципалный округ Кезский район Удмуртской Республики» выполнить работы по исполнению требований ГОСТ Р 52605-2006 вблизи МБОУ «<данные изъяты> 2» по установлению искусственной неровности подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
С учетом мнения представителя ответчика и исходя из правил ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику достаточный срок, для исполнения возложенной решением суда обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кезского района Удмуртской Республики удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Кезский район Удмуртской Республики» установить за 10-15 м до нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного возле участка дороги по <адрес> Удмуртской Республики вблизи МБОУ «<данные изъяты>» и обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход», с обеих сторон искусственные неровности для принудительного снижения скорости движения транспортных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Кезский районный суд УР.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2022 года.
Судья О.П. Одинцова