Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-316/2022 от 04.07.2022

Дело № 12-316/22

РЕШЕНИЕ

г.Севастополь 15 сентября 2022 года

Судья Нахимовского районного суда г. Севастополя Романов С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – адвоката ..., на постановление о назначении административного наказания ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ... от 28 февраля 2022 года в отношении администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ... от 28 февраля 2022 года администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым адвокат ... обратился с жалобой в суд. В обоснование жалобы защитник указал, что Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора при новом рассмотрении не были выполнены обязательные требования, установленные решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.07.2021 года. Кроме того, администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым мероприятия, связанные со сбором, накоплением, транспортировкой, обработкой, утилизацией или обезвреживанием отходов производства и потребления в районе ул. ... в ... ... не осуществляла. В ходе проверки комиссией, созданной распоряжением №18-р от 20.04.2022 года председателя Угловского сельского совета - главой администрации Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, было выявлено лицо, которое произвело в апреле 2021 года выгрузку земляного грунта и подсыпки для дороги в районе ... в .... Также защитник указывает, что имеющийся в материалах дела акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 19.04.2021 года не является достаточным доказательством причинения ущерба, поскольку не проводились лабораторные исследования, отбор образцов не производился, а наличие причинения ущерба является квалифицирующим признаком данного вида административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении от 23.04.2021 года не содержит данных и правовых оснований, в соответствии с которыми администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым подлежит привлечению к административной ответственности.

В судебном заседании защитник администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым адвокат ... полностью поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым от 23.06.2022 года по делу № ... и Правил благоустройства территории муниципального образования «Угловское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.

Представитель административного органа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.

В силу положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с пунктом 8 части 2, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса), повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приёмов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействие выражается в невыполнении лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 19 апреля 2021 года в период с 08.00 до 08.30 часов Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора проведён плановый (рейдовый) осмотр акватории и прибрежной защитной полосы Черного моря в административно-территориальных границах Бахчисарайского района, по результатам которого установлено, что в водоохранной зоне Черного моря на территории ... ... ... Республики Крым (на землях сельского поселения) по адресу: ..., в районе ..., на земельном участке, с угловыми точками координат точка № 1 ..., точка № ..., точка ....835654, 33.575374, точка № ..., расположенного в кадастровом квартале ..., установлен факт, складирования отходов производства и потребления (грунта от землеройных работ, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий) вне специально оборудованных для этих целях мест (на открытом грунте, почве, на волом), общей площадью 36 м2, вследствие чего, нанесен вред почвам как объекту охраны окружающей среды, а именно: в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238), размер вреда за прикрытие ее поверхности объектами (отходами производства и потребления) составил – 38 880 руб.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что складирование отходов производства и потребления осуществил гр-н ... с целью их дальнейшего использования для подсыпки дороги, но не смог их использовать из-за погодных условий.

Между тем, должностным лицом, со ссылкой на требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сделан вывод о том, что администрация Угловского сельского поселения обязана была обеспечить соблюдение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами производства и потребления и охраны земельных ресурсов.

Постановлением ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области окружающей среды ... от 29 апреля 2021 года администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением от 29 апреля 2021 года, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности - адвокат ... обратился с жалобой в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с просьбой отменить постановление и дело об административном правонарушении прекратить.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06 июля 2021 года по делу об административном правонарушении ... жалоба администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым удовлетворена частично, постановление ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области окружающей среды ... от 29 апреля 2021 года отменено, а дело об административном правонарушении возвращено в Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на новое рассмотрение.

Бахчисарайский районный суд Республики Крым, признавая незаконным постановление ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области окружающей среды ... от 29 апреля 2021 года, указал, что материалы дела не содержат безусловных и неопровержимых доказательств совершения администрацией Угловского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ. При новом рассмотрении административному органу необходимо дать оценку выявленным фактам, устранить иные имеющиеся противоречия, проверить надлежащим образом доводы администрации Угловского сельского поселения и принять законное и обоснованное решение.

Согласно официальной информации, опубликованной на сайте Бахчисарайского районного суда Республики Крым по делу об административном правонарушении ..., решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06 июля 2021 года вступило в законную силу 14 августа 2021 года.

В свою очередь, истребованные Нахимовским районным судом города Севастополя из Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования материалы дела об административном правонарушении в отношении администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым не содержат данных о том, что административным органом при повторном рассмотрении дела требования Бахчисарайского районного суда Республики Крым о получении неопровержимых доказательств совершения администрацией Угловского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ, выполнены, что свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ... от 28 февраля 2022 года.

Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора после поступления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение 28 февраля 2022 года было принято постановление о назначении административного наказания, идентичное ранее отмененному решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06 июля 2021 года постановлению от 29 апреля 2021 года. В принятом по результатам нового рассмотрения постановлении от 28.02.2022 года не содержится каких-либо новых сведений или доказательств совершения администрацией Угловского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ.

Кроме того, в приобщенной к материалам дела об административном правонарушении копии решения Арбитражного суда Республики Крым от 23 июня 2022 года по делу №... содержится информация об отказе в полном объеме в удовлетворении исковых требований Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие захламления земельного участка отходами производства и потребления в размере 38880 руб.

В мотивировочной части решения Арбитражного суда Республики Крым от 23 июня 2022 года по делу №... указывается, что Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не представило надлежащих доказательств, подтверждающих вину администрации Угловского сельского поселения в причинении вреда окружающей среде, противоправность её действий (бездействия).

Как указывалось выше, ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что основанием для привлечения к административной ответственности являются действия (бездействия), повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, указанное решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 июня 2022 года также является подтверждением недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ... от 28 февраля 2022 года.

В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд также считает, необходимым указать, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что объекты, обнаруженные на ... в ... являются отходами и соответствуют критериям, предъявляемым к отходам производства и потребления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Обжалуемое постановление, а также материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о том, в чем конкретно выразилось бездействие администрации Угловского сельского поселения, какие требования законодательства нарушены в результате такого бездействия.

В оспариваемом постановлении от 28.02.2022 года административным органом неправильно применены нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в силу п. 20 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля относится к вопросам городского, а не сельского поселения. Таким образом, муниципальное образование Угловское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым не обладает полномочиями в сфере муниципального земельного контроля.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, учитывая, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, каких-либо относимых, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ, Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора не представлено и в материалах дела не содержится. Поэтому судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по настоящему делу.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым – прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ... от 28 февраля 2022 года о назначении административного наказания администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Романов С.А.

12-316/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация Углового сельского поселения
Другие
Антонов Алексей Владиславович
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Романов Сергей Александрович
Статьи

ст.8.2 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
05.07.2022Материалы переданы в производство судье
15.09.2022Судебное заседание
18.11.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
16.12.2022Вступило в законную силу
31.08.2023Дело оформлено
11.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее