Дело № 2-3356/2023
03RS0064-01-2023-002860-95
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,
при секретаре Каюмовой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к СНТ «Сокол» об обязании оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
истец Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обратилась с иском к ответчику СНТ «Сокол» об обязании оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Иск мотивирован тем, что на территории Уфимского района Республики Башкортостан находится СНТ «Сокол», расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Подымалово ИНН 0275026109 ОГРН 1030204123400. В настоящее время на территории СНТ не оборудованы площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также в нарушение требований действующего законодательства не заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов. Администрация обратилась в СНТ с требованием в течение 10 дней с момента получения претензии добровольно заключить договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов и оборудовать площадки для установки контейнеров для сбора мусора, установить контейнеры в соответствии с требованиями законодательства. Однако требования Администрации в добровольном порядке СНТ не удовлетворены. В частности, СНТ не принимаются меры по оборудованию контейнерных площадок. При этом созданные площадки должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
В исковом заявлении истец просит суд обязать ответчика СНТ «Сокол», ИНН 0275026109 ОГРН 1030204123400, оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Обязать СНТ «Сокол», ИНН 0275026109 ОГРН 1030204123400, заключить договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель истца Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом судебной повесткой. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, представитель третьего лица Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом судебной повесткой. Причина неявки в суд неизвестна.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика СНТ «Сокол» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, отзыв суду не представил.
Судом принятые исчерпывающие меры по уведомлению ответчика, по известным суду адресам. Невыполненные лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности их причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 УПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При разрешении вопроса о том, в каком порядке и в какой процедуре необходимо рассмотреть дело, суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела с учетом имеющихся материалов и мнения присутствующих лиц, участвующих в деле, исходя из задач гражданского судопроизводства и лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение.
Таким образом, взаимосвязанные положения статей 118, 167 и ч. 2 ст. 233 ГПК РФ также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителей (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 г. №435-О-О). На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствии ответчика на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Определением суда от 12 октября 2023 года (протокольно), суд, с учетом мнения представителя истца, перешел к рассмотрению дела в порядке заочного производства.
Проверив материалы дела, исследовав и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что на территории Уфимского района Республики Башкортостан находится СНТ «Сокол», расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Подымалово, ИНН 0275026109 ОГРН 1030204123400.
В настоящее время на территории СНТ «Сокол» не оборудованы площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также в нарушение требований действующего законодательства не заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Пункт 1 статьи 123.12 ГК РФ определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» СНТ может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами
садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической
энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми
коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории
садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности
территории садоводства или огородничества и иные условия);
содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
К полномочиям правления товарищества относится, в том числе, принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ч. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе:
- с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пп. 3 п. 5 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).
С учетом изложенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое самостоятельно заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность садового товарищества заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании вышеизложенного, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обратилась в СНТ «Сокол» с требованием (исх.№5509 от 10.05.2023г.) в течение 10 дней с момента получения претензии добровольно заключить договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов и оборудовать площадки для установки контейнеров для сбора мусора, установить контейнеры в соответствии с требованиями законодательства.
Требование Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан получено ответчиком СНТ «Сокол» 29.05.2023 г.
Однако требования Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в добровольном порядке СНТ «Сокол» не удовлетворены.
В частности, СНТ не принимаются меры по оборудованию контейнерных площадок. При этом созданные площадки должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
Захламление территории, несоответствие площадки установленным нормативам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.35 КоАП РФ (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления), санкция данной статьи - наложение штрафа на граждан до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - до 40 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5).
Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1, 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления). Данной статьей в качестве наказания для юридических лиц предусмотрен штраф до 250 тысяч рублей, за повторенное нарушение в течение года - до 400 тысяч рублей.
В свою очередь, в период с 23 апреля 2018 года Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан подписаны соглашения с прошедшими конкурсный отбор региональными операторами.
С 1 января 2019 года организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в республике закрепляется за региональными операторами.
Юридическому лицу присвоен статус регионального оператора и определена зона его деятельности на основании конкурсного отбора. Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора от 23.12.2018 № 1/2018 региональным оператором на Муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, 450059, г.Уфа, ул. Малая Гражданская, д. 35, ИНН 0276005180, ОГРН 1020202870555.
В соответствии с п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Однако ответчиком СНТ «Сокол» вопреки требованиям Регионального оператора указанная обязанность по настоящее время не исполнена.
В соответствии с ч. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
С учетом изложенного, поскольку бездействие ответчиков нарушает права муниципалитета и жителей Уфимского района на благоприятную окружающую среду, суд полагает заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к СНТ «Сокол» об обязании оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать СНТ «Сокол» (ИНН 0275026109) оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать СНТ «Сокол» (ИНН 0275026109) заключить договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Заявление об отмене заочного решения суда может быть подано Ответчиком в течение семи дней со дня получения копии заочного решения суда в Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Заочное решение суда может быть обжаловано также в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.Р.Шакирова